СЕЛО БОЛЬШОЕ МУРАШКИНО.

(Нижегородской губернии, Княгининского уезда).

Большое Мурашкино было селением Татарским или Мордовским. Последнее мнение правдоподобнее, ибо вся нынешняя Нижегородская губерния заселена была некогда Мордвою, которая вытеснена в отдаленные уезды той-же области около 1230 года великим князем Юрием Всеволодовичем. Сын его, великий-же князь Константин Юрьевич повелел Русским людям селиться на Мордовских жилищах, где кто похочет. Говорят, что Мурашкино основано двумя братьями, по имени Большой и Малый Мурашка и после заселено было Новогородцами, по покорении этих мест Русскими. Время-же покорения должно отнести к эпохе довольно отдаленной (вероятно к XIII столетию). До этой еще эпохи, по преданию, поставлены в Мурашкине две земляные башни, при заложении которых совершен следующий обряд. Народ дал клятву, что в день заложения башен, первый кто встретится на этих местах будет живой засыпан землею. На одной стороне явилась девушка, шедшая за водой, на другой стороне показался бык; оба принесены в жертву, как выше изъяснено. Из этого видно, что в Мурашкине жил народ языческий.

Не имеется далее ни исторических доказательств, ни даже преданий о Мурашкине до XVI века. Есть сказание, что царь Иван Васильевич Грозный, отправляясь в поход на Казань, имел временную стоянку в Мурашкине и там расположился близь границы своих владений, за которыми следовали Татары и Мордва. На Север и к не дальнем расстоянии от Мурашкина есть село Клычово, на левом берегу реки Сундовика. У села две насыпи, одна выше другой. На этом месте, по преданию, царь Иван Васильевич Грозный велел каждому воину взять руками по горсти земли и этим образовать высокую насыпь. Тоже самое царь приказал повторить, возвращаясь из Казани и заметил, что вторая насыпь ниже цервой от убыли войска после похода.

За сим преданием снова промежуток времени, а за ним начинаются уже письменные документы.

Мурашкино, по писцовым книгам, значится государевой отчиной царя Михаила Федоровича. Потом царем Алексеем Михайловичем пожаловано боярину Борису Ивановичу Морозову. Еще до того, а именно в 1624 году, при возобновлении Макарьевской ярмарки, Мурашкино славилось своими меховыми изделиями. Один из описателей этой ярмарки г-н Зубов (в 1839 г.) говорит следующее: «Лысковское полотно, Керженецкая деревянная посуда, Заволожские шляпы и валенки, Мурашкинские рукавицы, тулупы и шапки были первыми товарами, привозимыми в избытке на это торжище».

При боярине Б. И. Морозове начинается цветущее состояние Мурашкина: устроен земляной вал о пяти порогах с глубоким рвом, с башнями; на обрубе вала стояли 13 пищалей железных. Церкви были: Рождества Христова, Ильи Пророка, Благовещения; кроме того два монастыря: Троицкий женский (построенный в 1632 году повелением патриарха Филарета Никитича) и Спасский мужской. Торговля производилась значительная. В Мурашкине были государева таможня и ряды: [117] сапожный, серебреный, красильный, щепетильный, овощной, хлебный, мясной, рукавичный, шапочный, иконный, соляной и рыбный. К Мурашкину причислялось 8 приселков (в том числе и Малое Мурашкино), 12 деревень и слобода, называемая Выездной Козачьей, в которой жили служивые козаки со времени царя Михаила Федоровича.

По смерти боярина Б. И. Морозова, в 1662 году, Мурашкино перешло ко вдове его боярине Анне Ильиничне 1. К этому времени относится много сыскных дел, по большой части выписки из приводных и распросных речей, по случаю большего количества беглых, бобылей и выездных Козаков, которые «были крепки» в Лыскове, в Мурашкине и Гридине. Наконец, может быть, по сему последнему обстоятельству Мурашкино отписано в 1665 году Давыдом Племянниковым за царя Алексея Михайловича.

Свирепствовавшая около этого времени в России моровая язва коснулась и Мурашкина.

В 1670 году в Мурашкине загорелся бунт. Оно было занято и вскоре после разграблено, как сказано в писцовых книгах 1681 года, воровскими козачишками 2, и под Мурашкиным, равно как и под Арзамасом, было сражение против ратных людей царя Алексея Михайловича, состоявших под начальством окольничего и воеводы князя Константина Осиповича Щербатова. Последствием было всеобщее разорение: народ умирал с голоду, а ратные люди обходились с ним как с неприятелем.

В вышесказанных писцовых книгах Мурашкино показано не селом, а городом.

Из всех письменных документов XVII столетия, относящихся к Мурашкину, мы выберем полнейший, то есть отписные книги Давыда Племянникова, и выпишем любопытный перечень крестьянским работам и денежным сборам. Этот отрывок важен для изучения Русского старинного быта, равно и языка того времени.


«А как то село Мурашкино по указу великого государя дано было боярину Борису Ивановичью Морозову, и десятинная пашня, которую пахнули на великого государя, отставлена и вместо того положен на них денежный оброк и столовые запасы, и работали на будных заводах, а что с них каких денежных доходов и столовых запасов и всяких податей и во что им под те столовые запасы и будные работы и всякие заделья ставилось, и то писано в сих книгах подлинно порознь. Оброку платили по 15 рублев с выти, да столовых запасов с выти по два пуда свиного мяса (пуд купили по 10 алтын), по гусю, да по поросенку, и за гуси и за поросята имано деньгами по 4 алтына по 2 деньги с выти, да по ведру малины (ведро купили по 5 алтын), по четверику ядр ореховых (четверик купили по 10 алтын), [118] да имано с дыма по гривенке коровья масла, по курице сушеной, по гривенке шерсти (покупали они то по 3 алтына): и того с 1456 дворов 131 рубль, 1 алтын, 4 деньги. И имется с выти по рублю, по 7 алтын по 3 деньги; с выти-ж по хомуту, хомут по 16 алтын, по 4 деньги, да по кербе (?) льну (покупали по 16 алтын по 4 деньги). Да к винному сидению имано дров с выти по сажени, сажень покупали по полтора рубли; работников было по 10 человек, найму давали по 4 рубли человеку на всю седку. Для будного дела и на кубовую починку с выти по коробу уголья, покупали по 20 алтын короб уголья. Да под запасы имано с выти к Москве по подводе, подводу наимывали по два рубли. Золы на будное дело плачивали с выти по 96 чети, а денег им боярских за тое золу давано за четверть по 10 денег, а они крестьяня покупали, прибавливая к тем боярским деньгам своих денег за четь по 10 алтын; да дров имано с выти по 4 сажени, а сажень покупали по 2 рубли. Да на буды-ж наимывали на все лето, покамест будное дело идет, по два человека, из костров к горну подвозить, найму им обоим давано по 36 рублев. Да к Вологде возили поташу по 5 бочек на выть, а к боярским деньгам за провоз своих денег прибавливали по полтине с бочки. А на будное дело работников и подвод сколько имано, итого именно написать нельзя, потому что имано непоровну, а работали без престани; да прикащиком на год давано с выти по полторы чети ржи и овса против того в полы, на три праздника в год, по алтыну с дыму. А бобыли беспашенные, которые платят денежной оброк, на будное дело золы платили 330 четей с осминою на год, а денег им боярских давано за тое волу по 10 денег за четверть, а они бобыли своих денег придавливали и покупали по той-же цене как и пашенные крестьяня. Да они-же хаживали к Москве и к Вологде за боярскими лошадьми в год человек по 10 и больши, а которые в свое место наимывали, и они найму давали по рублю и больше человеку; да они-ж хаживали и езживали с грамотками в боярские вотчины».


В 1730 году Мурашкино было пожаловано детям покойного Волошского господаря князя Димитрия Кантемира, князьям Матвею, Сергию и Антиоху и княжне Марии, но, по неизвестному случаю в 1745 году от братьев опять взято в коронное ведомство, кроме части, оставленной сестре их княжне Марии Кантемир и в последствии поступившей к братьям уже по праву наследства, которая часть, перехода из рук в руки, ныне составляет владение (в Мурашкине) графини А. Е. Толстой и наследников А. Н. Соймонова. Часть-же, отобранная в казну (в 1745 году) пожалована в 1755 году императрицею Елисаветою Петровною вице-адмиралу и генерал-кригс-комиссару князю Михаилу Андреевичу Белосельскому.

Из древностей в Мурашкине сохранились остатки вала и церкви, упомянутые выше, с тем изменением, что монастыри обращены в приходские церкви и что Рождественская церковь ныне соборная церковь. Кроме сих храмов есть еще церкви: Тихвинской Пресвятой Богородицы 3, вероятно строенная во время князей Кантемиров и единоверческая Покрова Пресвятой Богородицы, роскошно перестроенная на иждивение Мурашкинского уроженца, Московского купца Исаева и его наследников 4. [119]

У Мурашкинских крестьян имеются заводы кожевенные, мерлужечны, овчинные, шубные и рукавичные. Делаются также подпруги из волос для лошадей. Главнейший сбыт в Нижнем Новгороде. Мурашкинские жители имеют там лавки на ярмарке в гостинном дворе под лит. В, 6 лавок и за Заливною канавой три корпуса каменных лавок, где продают меховой товар. На Волге лавок нет ныне, потому что это место покрывается водою; и прежние лавки переведены были на площадь, где теперь строится новый собор, но в настоящее время из них осталась одна кожевенная лавка.

Для закупки овчин сырьем Мурашкинцы ездят в Сибирь, в Саратовскую, Пензенскую, Казанскую, Харьковскую и Тамбовскую губернии, а для сбыта иногда в теже места.

По последней ревизии в Мурашкине крестьян: удельного ведомства 98 душ муж. пола, государственных имуществ 8 душ, князя Волконского 1067 душ, графини Толстой 531 душа, наследников А. Н. Соймонова 14 душ (ныне собственники). В Козей слободе государственных имуществ 271 душа. Эти сведения выписаны из Волостного Правления.

Часть имения, принадлежащая князю Волконскому, перешла к нему следующим порядком.

По кончине (в 1755 году) князя Белосельского имение досталось его вдове княгине Наталье Григорьевне, рожденной графине Чернышевой, которая им владела обще с детьми.

После нее владел сын ее князь Александр Михайлович Белосельский-Белозерский (тогда л. г. конного полка вахмистр, в последствии посланник в Дрездене, в Турине и обер-шенк Высочайшего Двора). По смерти его, в 1809 году, числившиеся тогда 1327 душ поступили в раздел дочерям его: Марии, замужем за действительным камергером Александром Сергеевичем Власовым, — 315 д., княжне Зинаиде (впоследствии замужем за флигель-адъютантом князем Никитою Григорьевичем Волконским 5 — 270 дут и княжне Наталье (впоследствии замужем за генерал-лейтенантом Василием Даниловичем Лаптевым) 742 души. По смерти Натальи Александровны Лаптевой, ее часть досталась сестре ее княгине 3. А. Волконской, которая имение это передала своему сыну, нынешнему владельцу, в 1840 году. Он же прикупил в 1841 году часть села Мурашкина, принадлежавшую его тетке М. А. Власовой.

Мурашкино расположено на возвышенной, живописной местности. Вид его более городской, чем сельский. Дома в нем построены после пожара 1823 года Августа 3-го числа, когда сгорело 700 домов и несколько церквей. Этот пожар был для Мурашкина эпохой общего изменения, не только в постройке домов, но даже и в костюме женщин. До 1823 года они носили кокошники из золотой парчи, богато украшенные жемчугом; на переднюю часть головы надевали рефети, тоже жемчужный. Старожилы расказывают, что нарядные убранства добровольно продавались, чтобы помочь восстановлению разрушенных жилищ. Ныне только в торжественные праздники женщины носят платки из золотой ткани и такие же шубейки и сарафаны.

Ежегодно, 10-го Июля, посещают проходом село Б. Мурашкино поклонники из города Козмодемьянска (Казанской губернии), отправляющиеся в село Палец, в 15 верстах от Мурашкина, для служения [120] молебна иконе Страстной Одигитрии. Козьмодемьянцев встречают с иконами и провожают до церкви Тихвинской Божией Матери, где отбывается молебствие. Поклонникам дают гостеприимство на одну ночь, и они продолжают свой путь до села Палец. Козмодемьянцы ходят на это богомолие (как говорит предание) по обещанию, после прекратившегося у них землетрясения.

Удобства жизни, постепенные улучшения в промыслах, все указывает в Мурашкине на движение к полному преуспеянию. Начало взаимного вспомоществования исстари сохраняется в Мурашкине. Ежегодно собирается сходка для раскладки оброчной суммы по ревизским душам; их распределение основано на ежегодном состоянии, то есть капитале каждой ревизской души. Чем выше этот ежегодный капитал, тем более налагается на владельца оного ревизских душ: например, семейство состоящее из 5 душ, может нести обязанность платить за 10 душ, и на оборот. Можно сказать, что более пятой части всего населения избавлено этим от оброчного платежа. Избавленные от оного не принимают уже участия в общественных сходках.

В Мурашкине, как и везде, изглаживаются прежние обычаи и местные особенности. Одна ив этих сохранившихся особенностей, исключительно замеченная в Мурашкине, есть та, что матери не кормят детей своим молоком, а отдают их на попечение старухам, посвятившим себя стараниям о младенцах. Кормят же их из рожка козьим молоком, но теперь все более и более молоком коровьим. Молоко большею частию носят из домов родителей. Во многих странах западной Европы для воспитательных домов и приютов кормление козьим молоком из рожка считается весьма пригодным средством питания новорожденных.

В промышленном отношении Мурашкину предстоит счастливая будущность, по причине трудолюбия его обитателей 6, а воспоминания о его прошедшем не лишены интереса для любителей отечественной истории.

Князь А. И. Волконской.


Комментарии

1. Из рода Милославских, меньшая сестра царицы Марии Ильиничны.

2. Упоминается о каком-то атаманишке Мишке Семенове, вероятно из шайки Стеньки Разина; но очень может быть, что в числе грабителей были Татары и Мордовцы, которые (как исторически известно) неистово и продолжительно опустошали весь этот край и в 1615 году завладели Троицким Алатырским монастырем. Есть тоже предание, что сам Стенька Разинь являлся в Мурашкино и там сжег соборную деревянную церковь. Временное жительство его было между селами Большего и Малого Мурашкина, в расстоянии версты, в лесу. На этом месте растет теперь кустарник и называется Стенькиным островом.

3. В ней есть замечательный местный образ с надписью на ризе: «Тщанием князя Матвея Димитриевича Волошского Кантемира 1753 года».

4. При церкви школа, достойная замечания.

5. Позднее генерал-маиор и егермейстер Высочайшего Двора.

6. На первой Лондонской всемирной выставке в 1851 году присуждены была медали разным Мурашкинским уроженцам, за делание дубленых тулупов.

Текст воспроизведен по изданию: Село Большое Мурашкино. (Нижегородской губернии, Княгининского уезда) // Русский архив, № 1. 1875

© текст - Волконский А. И. 1875
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский архив. 1875