ДВЕ ГРАМОТЫ ЦАРЕЙ МИХАИЛА И АЛЕКСИЯ ЖИТЕЛЯМ ШУИ, 1643 И 1662 ГГ.

I

От Царя и Великого князя Михаила Феодоровича всея Pycии, в Шую, Абраму Макарьевичу Мишукову. Били нам челом Шуяне, посадские люди, земской староста Матюшка Гаврилов сын Котельников, и во всех Шуян посадских людей место, на Суздальцов, на дворян и на детей боярских, на Василья Ильина сына Третьякова, на Федора Дмитриева сына Замыцкова, на Григорья Алексеева сына Кашинцова, на Дмитрия Алексеева сына Колобова. А в челобитной их написано: по многие-де годы продают они их Шуян посадских людей, поклепав напрасно, и емлют по них многие наши зазывные граматы во многих поклепных искех; и торговые-де посадские люди ездят к Москве для своих промыслов торговать, и они Василий Третьяков, да Федор Замыцкой, да Григорий Кашинцов, да Дмитрий Колобов, к ним посадским людем приставливают во многих своих искех и продают напрасно; да ониж-де приезжают в Шую на посад, и у них-де у посадских людей на дворех стоят насильством, и их посадских людей бьют и грабят, и от их насильств и от налогов им посадским людем чинят продажи многие, а у них-де в Шуе в городовой осыпи [441] есть дворы и дворовые места свои, и нам бы их пожаловать: не велеть Василью Третьякову, и Федору Замыцкому, и Григорью Кашинцову и Дмитрию Колобову, в Шуе на посаде на дворех у них посадских людей становиться. И как тебе ся наша грамата придет, и ты б в Шуе на посаде у посадских людей, на дворех их, тем дворянам и детем боярским Василью Третьякову, Федору Замыцкому и Григорию Кашинцову и Дмитрию Колобову, мимо своих дворов становиться насильством не велел, и от обид и от налогов их Шуян посадских людей от тех дворян велел оберегать. Писана на Москве, лета 7151 (1643) марта 31 дня.

На обороте по склейкам: Диак Минай Грязев.

II

От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые Русии самодержца, в Шую, воеводе нашему Григорию Борисовичу Кайсарову. Били челом нам Великому Государю Шуяне, посадские люди, земской староста Ганька Карпов, и во всех посадских людей место, а сказали: в нынешнем-де во 170 году, мая в 9-й день, волею Божиею церковь Bсeмиpнoe Воздвижение, и губной двор, и таможня, и гостин двор, и ряды, и дворы, и животины, и в лавках товары все погорели без остатку. А ныне-де по нашему Великого Государя указу велено в Суздале город починить Суздалем и Шуею, посад и угороды, и воевода-де в Суздале города не подделывал, а к ним-де присылал приставов почасту, и велит, выбрав четырех человек целовальников, прислать в Суздаль и лес возить к городовому делу, а они-де от пожару раззорилися без остатку. И нам Великому Государю их пожаловать, не велети им в Суздале города делать и целовальников выбирать, для их пожарного раззорения, и на челобитной их помета думного нашего дьяка Семена Заборовского: «Пожаловали Великий Государь, велели им дать сроку до весны, для их пожарного раззорения». И как к тебе ся наша Великого Государя грамата прийдет, и ты б Шуйским посадским [442] людем в Суздале города делать и целовальников выбирать не велел до весны, для их пожарного раззорения; а прочет сю нашу Великого Государя грамату, велел с нее списать список, а сю нашу Великого Государя подлинную грамату отдал Шуйским посадским людям, земскому старосте Ганьке Карпову, впредь для иных наших Великого Государя воевод и приказных людей. Писана на Москве, лета 7170 (1662) июня в 4-й день.

По склейкам на обороте: Дьяк Иван Аминев.

Текст воспроизведен по изданию: Две грамоты царей Алексия и Михаила жителям Шуи, 1643 и 1662 г. // Русский вестник, Том 3. 1841

© текст - ??. 1841
© сетевая версия - Thietmar. 2016
© OCR - Strori. 2016
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский вестник. 1841