Комментарии

1. И. П. Акинфов — якутский воевода, конец 1651 — августа 1654 г.

2. Ленский острог построен в 1632 г., с момента образования воеводства (1638 г.) — Якутский острог.

3. Колыма.

4. Анадырь; в документах: Анандырь, Онандырь, Андирь, Погыча.

5. Ясак — подать, в основном с нерусского населения; неясачные люди — не обложенные ясаком.

6. Федот Алексеев Попов — приказчик торгового человека гостиной сотни Алексея Усова, один из организаторов и руководителей морского похода в 1648 г. Принимал участие в первом, неудачном, походе С. Дежнева на р. Анадырь в 1647 г. В походе 1648 г., после того как отряд прошел Берингов пролив, коч Ф. Алексеева во время бури отнесло к берегам Камчатки. По имеющимся данным Ф. Алексеев со своими спутниками некоторое время жил среди камчадалов (ительменов) и умер там от цынги или был убит во время восстания коряков (нымыланов).

7. В тексте ошибочно: без вети.

8. Покров богородицы — 1 октября.

9. Коч — однопалубное и одномачтовое морское судно.

10. Идти в гору — значит идти сухопутным путем, берегом, а не морем.

11. Вместо в тексте исправленного: дватцать.

12. Аргиш — оленый обоз.

13. В тексте ошибочно: наназад.

14. В тексте ошибочно: прикали.

15. В тексте ошибочно: всое.

16. Камень — горы; здесь Анюйский хребет.

17. Так в тексте.

18. Статки — товар, имущество.

19. В тексте ошибочно: записиных.

20. Бессон Астафьев и Афанасий Андреев — приказчики торгового человека Афанасия Гусельникова, на средства которого была снаряжена экспедиция 1648 г.; принимали участие со своим отрядом в походе С. Дежнева и погибли во время плавания.

21. Покрученик — издольный (на паях) работник промышленной (зверовой, рыболовной) артели.

22. Онаульские, анаульские люди — анаулы, племя, Анаульский род юкагиров (одулов).

23. и ранили... раною — написано было над строкою по склейке, текст остался на предшествующем листе.

24. Племена юкагиров, коряков (нымыланов) и чукчей (луороветланов) с развитым оленеводством в отличие от «пеших» сородичей назывались «оленными». Здесь имеются в виду юкагиры.

25. Михаил Васильев Стадухин, якутский казак, организатор походов в 1641-1643 гг. на pp. Оймекон и Колыму, в которых участвовал С. Дежнев. В 1647 г. и в 1649 г. пытался попасть морем на р. Анадырь; в 1650 г. с большим отрядом дошел до Анадыря сухопутным путем. На Анадыре не поладил с С. Дежневым и ушел на pp. Пенжину, Тауй и Охоту.

26. Далее зачеркнуто ошибочно написанное: потому что де отца ево Колупаева.

27. Ходынские мужики — ходынцы, племя, Ходынский род юкагиров.

28. В документах также Святой Нос — Шелагский мыс.

29. прорезываны губы — написано над строкой.

30. В документах жители этих островов называются «зубатые чукчи» или «зубатые люди» — это эскимосы, носившие в прорезах нижней губы украшения из моржового зуба, камня, кости (см. Л. С. Берг. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга. Л., 1946, стр. 30).

31. В тексте ошибочно: старону.

32. Башня из кости китовой — выставляемый на берегу ориентир, маяк (см. М. И. Белов. Новое ли это слово о плавании С. И. Дежнева? Изв. Всесоюз. геогр. о-ва, т. 95, вып. 5, 1963, стр. 444).

33. Так в тексте.

34. См. прим. 6, стр. 130.

35. Герасим Анкудинов, якутский казак, участник похода 1648 г., в котором возглавил снаряженный им коч. Во время бури его судно вместе с судном Федота Алексеева было отнесено к берегам Камчатки.

36. В тексте ошибочно: Моры. Семен Иванов Мотора, якутский казак, участник нескольких походов. В 1649 г. ходил с р. Анюй на р. Анадырь, где служил вместе с С. Дежневым. В 1651 г. убит в бою с анаулами.

37. В тексте ошибочно: Ленскосково. Евсей Павлов, якутский казак, служил на Колыме и Анадыре вместе с М. Стадухиным до похода его в 1651 г. на Пенжину; участник событий в Якутском остроге 1 июля 1647 г., когда группа служилых людей восстала против произвола якутского воеводы В. Н. Пушкина. Возглавлял это движение казачий десятник Василий Бугор и пятидесятник Иван Реткин. Восставшие, захватив суда, бежали на Анадырь. Большинство из них служило на Анадыре во время пребывания там приказчиком Семена Дежнева (1649-1659 гг.).

38. в походе — написано над строкой.

39. В тексте ошибочно: невожливо.

40. Емельянову — над строкой.

41. Юрий Селиверстов, енисейский посадский человек, промышленный и «охочий» служилый человек; инициатор и организатор ряда морских и сухопутных походов на северо-восточные реки. В 1651 г. возглавил крупную промысловую экспедицию на р. Анадырь. Занимался моржовым промыслом на Анадыре в 1653-1655 гг. и пытался целиком завладеть им, обвинив С. Дежнева и его товарищей в грубых нарушениях порядка службы на «заморских реках». Потерпев в этом неудачу, ушел с Анадыря (ДАИ, т. IV, № 5).

42. Семен Дежнев был приказчиком на Анадыре в 1649-1659 гг.; Никита Семенов — в 1651-1658 гг.

43. Василий Власьев — приказчик на Колыме в 1648-1650 гг.

44. Кирилл Юрьев Коткин — торговый человек, целовальник на Колыме в 1648-1650 гг.

45. Начальный текст не сохранился; восстановлен по опубликованной копии в ДАИ.

46. целовальнику — написано над строкой.

47. Далее ошибочно написано: а челобитную.

48. шных людей — написано над строкой.

49. Пушкин В. Н. — якутский воевода, июнь 1646 г. — 12 марта 1649 г.

50. в аманаты — написано над строкой.

51. В тексте: инох.

52. к нам — написано над строкой.

53. Кош — стоянка; стойбище кибиток у сибирских кочевых народов.

54. человек — написано над строкой.

55. росплоша — врасплох.

56. Семен Мотора с товарищы — написано над строкой.

57. Текст утрачен — одно слово.

58. Ополники — ополки, полы или края выделываемой кожи.

59. а ополники из рук вырвал — написано над строкой.

60. В тексте: обычам.

61. Пенжина.

62. Так в тексте.

63. Далее ошибочно вторично написано: вниз Анандыри.

64. Текст утрачен — несколько букв.

65. и приели их — написано над строкой.

66. хочет — написано над строкой.

67. на дороге — написано над строкой.

68. А в том у них бою и грабежу известные челобитные поданы — написано над строкой.

69. Корга — морская отмель.

70. льше — написано над строкой.

71. Шиверы — речные пороги.

72. В тексте ошибочно: 159-го.

73. 29 июня.

74. 20 июля.

75. служивые и промышленые — написано над строкой.

76. сувой, сулой — водоворот, толчея.

77. отошли к Михайлу Стадухину — написано над строкой.

78. а з записки список — над строкой.

79. Чуванцы — юкагирское племя.

80. а Фильку ... в руку — написано над строкой.

81. промышленые — написано над строкой.

82. В тексте далее: а

83. родново, а Чекчоева — написано над строкой; далее обрыв листа, возможно, утрачено одно слово.

84. Текст утрачен — одно слово.

85. Далее написано вторично: впереде.

86. Шелагский мыс.

87. Далее зачеркнуто: ведаем.

88. Далее зачеркнуто: службы.

89. Лист 7 не обнаружен, текст его воспроизводится по опубликованной копии в ДАИ.

90. Далее вставлено над строкой: вперемену.

91. Утрачено несколько букв.

92. били — написано над строкой.

93. Далее зачеркнуто: не.

94. прибылью — вписано в текст, былью — над строкой.

95. для — написано над строкой.

96. в крепком острошке — над строкой.

97. Далее написано: а он и зачеркнуто: Пашко убил мужыка; а он — явно ошибочно не было зачеркнуто.

98. а он... пищали — написано над строкой.

99. В тексте Малого Маена; алого М зачеркнуто легкой линией. Река маин (Маен) — правый приток Анадыря; Малый маин и Большой маин образуются при разветвлении маина.

100. Текст утрачен — одно слово.

101. Далее написано вторично: и которые.

102. Пущальницы — ставная сеть для ловли сигов.

103. Езь — плетень вдоль реки, забор из кольев, к которому прикреплены плетеные ловушки для рыбы.

104. Красная рыба — кета, горбуша, нерпа, кичуж, чавыча; белая рыба — сиги, востряк, нельма.

105. Далее зачеркнуто: вверх.

106. ей — написано вместо зачеркнутого: ских.

107. Лист 12 не обнаружен, текст его воспроизводится по опубликованной копии в ДАИ.

108. за — написано над строкой.

109. Пасмо — отдел льняных или пеньковых ниток.

110. В тексте: воиска.

111. Торбасы — оленьи сапоги.

112. Гришке — написано на месте подчищенного: Григорье.

113. Рогдужные — ровдужные; ровдуга — оленья, лосиная замша.

114. Далее зачеркнуто: ягоды.

115. Далее зачеркнуто: рублев.

116. В тексте ошибочно написано: рубья.

117. В слове «прядено» буква «р» вставлена над строкой.

118. В тексте ошибочно написано: Платко.

119. Казанец — вставлено в текст, занец — над строкой.

120. а послан... список — написано над строкой.

121. Далее зачеркнуто: и отшел к нему ж, Юрью.

122. В тексте: взякую.

123. В тексте: на Анандыре.

124. Текст утрачен — число не сохранилось.

125. Раною — написано над строкой.

126. Далее зачеркнуто: и в стегно.

127. Из пищали — написано над текстом.

128. мы — написано над строкой.

129. яз — написано над строкой.

130. яз — написано над строкой.

131. соболиной — написано над строкой.

132. В тексте ошибочно: едем.

133. Далее ошибочно написано: сказали и зачеркнуто: всем.

134. чтоб им... казною — над строкой.

135. В тексте ошибочно написано: до Светло.

136. Пасха, в 1655 г. была 15 апреля.

137. готов — написано над строкой.

138. и Митька... челом — над строкою.

139. подадим челобитную... кому — над строкой.

140. В тексте: бра.

141. Ясаку — написано под строкой.

142. В тексте: сво.