Подвиг перебежчика Радецкого

Неизвестная страница Смоленской войны

Ратная летопись Отечества изобилует описаниями сражений, походов и осад, но невероятно скудно сообщает о личных подвигах русских воинов. Все победы приписываются исключительно большим воеводам. В московский период российской истории отмечено лишь несколько исключений из этого правила. До нас дошли рассказы о геройской доблести князя Василия Ухтомского, в 1469 году при нападении в устье Камы татар на русские корабли-насады прыгнувшего с одного неприятельского судна на другое и поразившего врагов дубиной-ослопом. Почти столетие спустя отличился суздальский сын боярский Иван Шибаевич Алалыкин, пленивший в Молодинской битве 1572 года Дивей-мурзу. Стрелец Нехорошка и крестьянин Никифор Шилов во время Троицкой осады 1608-1610 годов ранили польского полковника Александра Лисовского 1. Этим перечнем список подвигов простых ратных людей и ограничивается.

Именно поэтому самого пристального внимания заслуживает подробное сообщение о подвиге невлянина Григория Радецкого, сохранившееся в разрядной справке, подготовленной после окончания Смоленской войны 1632-1634 годов на основе отписок (донесений) Невельского воеводы Никифора Юрьевича Плещеева и его послужных списков (РГАДА. Ф. 210. Документы Разрядного приказа. Оп. 9. А. Столбцы Московского стола. № 163. Дела о пожаловании воевод за «промысл» над литовскими городами).

К началу 1630-х годов Россия смогла оправиться от удара, нанесенного ей поляками и шведами в начале XVII века, и начала борьбу за западные земли. Событием, ускорившим начало военных действий, стала кончина 30 апреля 1632 года польского короля Сигизмунда III. Стремясь использовать сложившуюся ситуацию, русское правительство пошло на демонстративное нарушение условий Деулинского перемирия, заключенного 1 декабря 1618 года сроком на 14,5 лет. Формально его действие заканчивалось чуть позже чем через год — 1 июня 1633 года. Решение властей о начале войны с Речью Посполитой до истечения перемирных лет поддержал Земский собор, состоявшийся в Москве в июне 1632 года. Уже 3 августа передовые части армии, верховное командование которой было вручено боярину Михаилу Борисовичу Шеину и окольничему Артемию Васильевичу Измайлову, выступили в поход на Смоленск. Борьба за этот город стала центральным событием войны и привлекла к себе основное внимание историков. Однако ожесточенные бои с польско-литовскими войсками шли по всей линии границы. В ходе этих столкновений русским войскам удалось овладеть городами Кричев, Серпейск, Дорогобуж, Белая, Рославль, Трубчевск, Стародуб, Почеп, Новгород-Северский, Батурин, Себеж и Красный. Тогда же был освобожден Невель, о взятии которого следует рассказать подробнее. [33]

Еще в октябре 1632 года перебежчики сообщили великолуцкому воеводе князю Петру Александровичу Репнину, что «на Невле литовские люди немногие, а из Литвы на Невль прибылых людей не чают». Сославшись с Москвой и получив указ о походе под Невель, Репнин в ноябре 1632 года направил к этому городу войско под началом Петра Лукомского и Семена Мякинина. Захватив Невельский острог, русские воины блокировали польский гарнизон в Верхнем городе. 15 ноября осажденные сдались. Часть сдавшихся солдат во главе с капитаном Петром Муровицким победители отпустили, но 68 «польских и литовских людей и русских казаков» с ротмистром Василием Обрутцким «добили челом» царю и с домочадцами (216 человек) были отосланы в Москву. В качестве трофеев в Невеле русским досталось 13 пушек (12 пищалей и тюфяк), 25 затинных пищалей, 8235 ядер, 3 пуда дроби к тюфяку, 24 пуда пороху и пуд свинца. Воеводой в новозавоеванный город был направлен Никифор Плещеев.

В конце мая 1633 года великолуцкий и Невельский воеводы произвели совместное нападение на Полоцк, ставшее одной из самых удачных операций Смоленской войны. Направленными в поход войсками командовали уже известные нам головы Петр Лукомский и Семен Мякинин. В русской рати был и один из Невельских «здатчиков» — Григорий Радецкий. Войско подошло к хорошо укрепленному Полоцку 3 июня 1633 года, за час до рассвета. Противник не ожидал нападения. Пользуясь этим, головы решили незамедлительно атаковать полоцкий острог. Преодолев ров и взойдя на вал, «вож» Радецкий сделал пролом в острожной стене, через который в эту часть города проникли стрельцы. Вслед за этим отважный невлянин перебил караул в городских воротах, сбил с них замок и впустил в острог дворянские сотни. Большая часть Полоцка была захвачена русскими воинами. Немногие уцелевшие «литовские люди» во главе с подвоеводьем Яном Лисовским укрылись во внутренних каменных цитаделях — Верхнем и Нижнем замках. Захватив богатые трофеи и пленных (в том числе «князя Криштопа Соколинского, племянников родных Яна да Данила Михайловых детей Корсаков да Юрья Побединского»), русское войско 6 июня беспрепятственно вернулось в свои города.

Заслуга Григория Радецкого в одержанной над врагом победе была настолько очевидной, что не могла не остаться без награды. Отличившемуся невлянину было выдано 40 соболей «ценою в 20 рублей», ковш весом в 1,5 гривенки (фунта) серебра. В довершение «он же Гриша за тое ж службу верстан з городом по Невлю» 2. Дальнейшая судьба нового Невельского помещика неизвестна. По-видимому, после возвращения Невеля Речи Посполитой (по условиям Поляновского мира 1634 года) он вместе с другими дворянами и детьми боярскими (49 человек) был переведен в Великие Луки 3.

Ниже воспроизводится часть разрядной записи, сообщающей о подвиге Григория Радецкого.


«А что Микифора Плещеева на Невле ко государю службы. И выписано из его Никифоровых отписок и ис послужных списков 141 и 142 году.

В прошлом 141 4 году июня в 22 день писал ко государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии с Невля воевода Микифор Плещеев. Что майя в 29 день, свестя он Микифор с лутцким воеводою со князем Петром Репниным, посылал с Невля государевых ратных людей голов с сотнями дворян и детей боярских торопчан и холмич, и невлян и с сотники стрелцов, а велел им сходитца с лутцкими ратными людми в Невелском уезде на Язне, идти под Полотцк и дат им вожа невелского здатчика Гришу Родетцкого и государевы невелские ратные люди с лутцкими ратными людми сошлись в Невелском уезде на Язне и пошли за рубеж под Полотеск майя в 30 день. И июня в 6 день государевы ратные люди на Невль пришли дал бог здоровою. [Головы в роспроче сказали, что 3 июня] ночью, пришли под Полоцк до света за час. И тот де вож Гриша Радетцкой привел их к острогу и в ров де он вшол первой человек, а изо рву на вал и острогу четыре тынины выломил. И как де он Гриша в острог вшол и пришол де к нему к пролому литовской дозорщик и он де того дозорщика ссек. И за ним де Гришею вошли в острог сотники с невелскими и с лутцкими стрелцы. И караул он, Гриша, в острожных воротах скрал и стражника и караулщиков побил, и в городовых воротех замок збил и ворота отворил. И государевых ратных людей в Болшой острог впустил. И Болшой острог взяли и выжгли и литовских многих людей побили. И наряд, и знамена, и барабаны, и языки литовские поймали. И многие де литовские люди во дворех погорели, а иные многие в Двине-реке и в Полоте-реке потонули. И острог и башни и по башням многой наряд погорел. И во рву стоячей остреной тын и всякие острожные крепости и в остроге дворы и лавки, и гостинный двор и за Полотою посады выжгли и высекли без остатку. А в Малом де городке с подвоеводьем с Лисовским отсиделись литовские люди немногие. И из городка де литовские люди выходили на выласку и на выласках литовских людей побили. И с тою службою и с сеунчом прислал он, Микифор, ко государю к Москве невлянина Федора Лодыженского. Да в языцех прислал литовских людей 7 человек, да знамя, да два правпора, да барабан. А две пищали затинные оставил на Невле. А ныне те пищали на Луках. Да невелские ж ратные люди с лутцкими ратными людми вместе взяли пищаль полуторную медную большую, да колокол, да барабан.

И за ту службу и за промысл писано от государя к нему Микифору с похвалою».

РГАДА. Ф. 210. Оп. 9. А. № 163. Л. 104-108


Комментарии

1. ПСРЛ. Т. 37. Л. 1982. С. 47,92; ПСРЛ. Т. 34. М. 1979. С. 225; Сказание Авраамия Палицына. М.; Л. 1955. С. 176.

2. РГАДА. Ф. 210. Оп. 9. А. № 163. Л. 110.

3. Там же. Л. 156.

4. 1633 год от Р. X.

Текст воспроизведен по изданию: Подвиг перебежчика Радецкого. Неизвестная страница Смоленской войны // Родина, № 3. 2003

© текст - Волков В. 2003
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© OCR -
 Николаева Е. В. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Родина. 2003