Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ДВОРЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ НОВГОРОДСКОГО КРЕМЛЯ ПО ОПИСИ 1623 ГОДА

В начале XIX века в Новгородском губернском архиве хранилась писцовая книга по Новгороду 1623 года письма Александра Чоглокова да дьяка Добрыни Семенова. Об этом свидетельствовал Евгений Болховитинов в книге «Исторические разговоры о древностях Великого Новагорода», напечатанной в Москве в 1808 году без указания авторства Болховитинова 1.

Писцовая книга 1623 года являлась ценнейшим документом по истории Новгорода, так как в ней имелось описание города после шведской интервенции 1611-1617 годов. К сожалению, книга была затеряна, видимо, еще в первой половине XIX века. Никто из исследователей XIX и XX веков (кроме Болховитинова) непосредственно ею не пользовался. Приводившиеся из нее данные были почерпнуты из указанного сочинения Болховитинова.

В официальных и частных актах второй, третьей и четвертой четверти XVII века часто делаются ссылки на книгу 1623 года без упоминания других писцовых книг. Создается впечатление, что после переписи 1623 года в Новгороде долгое время не проводилось переписи населения. Кроме книги 1623 года по Новгороду неизвестно в ХVII веке других писцовых книг, также отсутствуют и указания на них в других источниках. Основным писцовым документом по Новгороду до 80-х годов ХVII века остается книга 1623 года. Так, например, в заемной кабале подьячего Мурашева 1687 г. на деньги, взятые под залог его двора, мера двора подтверждается ссылкой на книгу 1623 года 2.

Отдельные указания на сведения книги 1623 года в актах ХVII века позволяют восстановить ее некоторые отрывки. Так, публикуемый ниже небольшой отрывок книги по северо-восточной части Каменного города (Кремля) дает представление о заселенности территории, примыкавшей к Владычному двору.

Вообще сведения о жилых дворах Новгородского Кремля очень скудны. От XVI века сохранилось лишь одно итоговое сообщение, помещенное в писцовой книге 1582-1584 гг., о дворах Каменного города: «Государевых царевых и великого князя 3 дворы: двор Сытной да двор Житничной да двор Пушечной. Да двор архиепископа Александра Наутородцкого, да 2 двора наместничьих, [250] да два двора дьячих, да осадных дворов дворянских детей боярских, и помещиковых, и всяких приказных людей, стрелецких, и плотничьих, и воротничьих, и посадцких черных людей, и владычня дворецкого, и дьячих детей, и боярских, и монастырских, и церковных 95 дворов, а людей в них 111 человек, да 6 дворов пустых, да 16 мест дворовых» 3.

Из этого перечня дворов можно судить о разнообразном составе кремлевского населения. Такой состав стал постоянным с конца XV века, когда Иван III, превращая Кремль в мощную крепость, впустил туда на жительство ремесленников — специалистов по строительству и ремонту оборонительных укреплений.

После шведской интервенции, когда Новгород наполовину выгорел, в Кремль перешли на жительство и некоторые ремесленники городских концов. Евгений Болховитинов отвечал: «По описи Новугороду, деланной в 1623 году видно, что в одних стенах только нынешнего Кремля было 152 двора, 26 церквей и 36 лавок» 4.

Общая площадь Кремля составляет немного более 10 гектаров. Если выбросить из этого числа площадь, находившуюся под государевыми дворами, военными постройками, Владычным двором, церквам, улицами и проездами, то на долю жилых дворов придется до 3,5 гектаров, а в среднем на двор 1623 года до 230 кв. метров. Величина отдельных дворов колебалась от 50 до 700 кв. метров.

В ХVII веке еще сохранялась продольная улица Кремля от Спасской башни до Владимирской, носившая в древности название Пискуплей (Епископской). Описываемые в публикуемом отрывке дворы частично стояли на этой улице, на участке от Софийской звонницы до Владимирской башни, по ее восточной стороне.

Отрывок называет всего 16 дворов. Сперва в нем приводятся по каждому двору данные книги 1623 года, а потом более позднее подтверждение о совпадении или несовпадении дворовой меры с книгою 1623 года.

Судя по имеющейся в отрывке незаконченной записи: «А под тою статьею в писцовой книге писаны дворовые места от Володимерских ворот по правой стороне», на улице были дворы и по западной стороне, непосредственно подходившие к алтарям церквей, стоявших у восточных стен Софийского собора, и к восточной стене Никитского корпуса Владычного двора.

Местоположение одного двора на западной стороне улицы подтверждается записью писцовой книги 1623 года, помещенной в опубликованных земельных актах Юрьева монастыря: «...B Каменном городе от Володимерских ворот по правой стороне двор Юрьева монастыря, а живет в нем софийский поп Гаврило. Поперег 19 сажен, а в длину 11 сажен» 5. Известно, что двор Юрьева монастыря находился вблизи восточных стен Софийского собора и частично занимал место существующего трехэтажного здания поблизости водяных ворот у Софийской звонницы 6. [251]

Первые 13 дворов отрывка, как видно, находились по восточной стороне улицы от водяных ворот к Владимирской башне и далее возле прясла стены между Владимирской башней и Никитским корпусом. Общая длина этих дворов по улице равна 89 саженям, что больше расстояния между водяными воротами и Владимирской башней, составляющего 60 сажен. Возможно, что некоторые из дворов и не выходили на улицу, а стояли вглубь ее за другими дворами. Названный в отрывке двор Хутынского монастыря упомянут и в описи новгородских укреплений 1675 года, как находящейся у прясла стены между Круглой (Федоровской) и Владимирской башнями 7.

Дворы, перечисленные в отрывке, стояли скученно. Двор Клопского монастыря, известный также под названием «Клопского подворья» во вкладной Василия Зиновьева 1675 года, находился вблизи алтаря церкви Иоакима и Анны, стоявшей у северо-восточного угла Софийского собора 8. Церковь помещалась на западной стороне улицы, а Клопское подворье на восточной.

Двор Духова монастыря, названный в отрывке, известен и по другой выписке из писцовой книги 1623 года: «...в Каменном городе от водяных ворот по правой стороне двор Духова монастыря, а живет в нем софейской певчей дьяк Савинко Тиханов; поперех двора 10 сажен, а в длину 8 сажен с четвертью» 9. Эта выписка подтверждает нахождение двора на восточной стороне улицы.

Из публикуемого отрывка и других документов видно, что в Кремле, на восток от Софийского собора и Владычного двора, по соседству с ними, в XVII веке находились дворы (подворья) шести больших новгородских монастырей — Юрьева, Хутынского, Антониева, Клопского, Духова и Деревяницкого. Эти дворы, находясь рядом с резиденцией владыки, служили местопребыванием монастырских представителей при главной церковной сеньории Новгорода — «доме святой Софии». На обязанности монастырских представителей лежало наблюдение за выполнением феодальных повинностей в пользу владыки, а также и ведение расчетов по продуктовым и сырьевым поставкам в «дом святой Софии».

Между монастырскими подворьями находились дворы разных лиц. В отрывке названы дворы боярские (Милославских), администрации, иностранных и русских купцов, духовенства, митрополичьих людей и осадные дворы (т. е. дворы, данные за государеву службу). Уже по незначительному отрывку можно судить о пестром составе населения Кремля.

11 июля 1701 года последовал указ Петра I о том, чтобы «в Великом Новегороде ис Каменного города хоромное деревянное строение всех чинов людем снесть или сломать в нынешних скорых числах и места свои очистить, а вместо тех своих мест приискивать порозжие тяглые и белые места на Софейской и Торговой сторонах, чтоб то их хоромное деревянное строение перенесено было и сломано ис Каменного города сего вышеписанного числа [252] впред в две недели. И давать им те места в обмен безденежно в тое же меру» 10.

Такая поспешка со сноской деревянных строений была вызвана оборонительными мероприятиями Петра I, решившего превратить Новгородский Кремль в солидную крепость против шведов, появление которых ожидалось под Новгородом после поражения русских войск под Нарвой. Указ Петра был безотлагательно выполнен и Кремль лишился своих постоянных жильцов.

Приводим черновой отрывок из писцовой книги 1623 года о дворах северо-восточной части Новгородского Кремля. Отрывок хранится в архиве Ленинградского отделения Института истории Академии наук СССР в фонде актов Софийского дома (един. хранения 1, № 27, лл. 145-148). На обложке имеется надпись почерком XIX века — «№ 27. После 1623 г. Выписка из писцовой книги Александра Чоглокова 1623 года о домах, находившихся в Каменном городе (в Новгороде) с обозначением имян и фамилий домовладельцев и меры каждого дома в длину и поперег. Новгород. Духовн. Консист.»:


/л. 145/ «В писцовой книге Александра Чоглокова 131-го года написано: В Каменном городе от водяных ворот по правой стороне двор Луки Милославского, поперек восмь сажен, в длину 7 сажен. Длинник против писцовой книги сходствен, а поперек 7 с. Двор Клопского монастыря, поперег 8 сажен, в длину 9 сажен с полсаженью. А ныне по перемеру длиннику 7 сажен без чети, поперег 9 с. Двор Григория Милославского, поперег 8 сажен, в длину 12 сажен. А ныне по перемеру поперег 6 сажен, длинник сходствен. А ныне тем местом в ф и 11. Двор галанские земли немчина Григория Григорьева, поперег пол — 6 сажени, в длину пол — 7 сажени».

(на обороте листа почерком XIX века сделана надпись: «Выпись из писцовой книги Александра Чоглокова 1623 года о дворовых местах в Каменном городе. № 308». Почерком XVIII века: «По описи 1749 года № 1311/АЗАА/).

/л. 146/ «Двор Василья Тихонова сына Аврамова поперег пол — 3 сажени, а назади поперег 5 сажен, а в длину 12 сажен. Двор софейского попа Никифора Иванова, поперег 2 сажени без четверти, а в длину 12 сажен. Двор Антоньева монастыря, поперег 15 сажен, а в длину 11 сажен. А ныне по перемеру поперег 17 сажен и с амбаром, который поставлен от двора поддьяка Максима, а будь (так!) кроме того амбара по лицу поперечнику 13 сажен, а в заднем конце поперечнику 5 с., длиннику по двору 15 с. с четвертью. Двор Хутыня монастыря, поперег 9 сажен, в длину 10 сажен с полсаженью. /л. 147/ Двор осадной подьячего Ивана Крестьяникова, поперег 4 сажени, в длину 6 сажен без четверти. А ныне на том месте живет поддьяк Максим. По перемеру поперечнику 5 сажен, длиннику 4 саж. с четвертью, с поларшином. Двор митрополича певчего дьяка Семена Самохвалова, поперег 5 [253] сажен, в длину 7 сажен с полсаженью. Поперечник сходственен, длиннику 7 с. без четверти. Двор осадной гостя Андрея Харламова, поперег 4 сажени, в длину 6 сажен. Поперег 3 с. з двемя аршины по перемеру, длиннику тож. Теми обоими месты в п. ф ф 12. Двор Духова монастыря, поперек 10 сажен, в длину 8 сажен с четью. Поперег 8 с. с четью, длиннику 8 с. с полуаршином. /л. 148/ Двор осадной посадского человека Ждана Игнатьева, поперег 8 сажен, в длину 12 сажен. Поперечник сходственен, по лицу в длину 9 с.

А под тою статьею в писцовой книге писаны дворовые места от Владимерских ворот по правой стороне».

(Дальше идет незаполненное текстом место и в самом низу листа другим почерком ХVII века написано: «Оски и Федки Салосовых обоих двор, поперег 6 сажен, длиннику 12 с., чье напред сего было место — неведомо». На обороте листа снизу вверх написано: «Двор ключаря Петра, поперег 5 с., в длину 10 с., крепостей не положено. Двор Деревянницкого монастыря, в длину 8 с., поперег 8 с.»).


Комментарии

1. См. стр. 11 книги Болховитинова.

2. Архив Ленингр. отделения Института истории Академии наук СССР. Акты Новг. Софийского дома, № 375 по описанию Яновского.

3. В. В. Майков. Книга писцовая по Новгороду Великому конца XVI в СПБ. 1911, стр. 212.

4. Исторические разговоры о древностях Великого Новагорода, стр. 11.

5. Новгородский исторический сборник. Выпуск III-IV. Новгород, 1938, стр. 113.

6. Там же, стр. 111.

7. Материалы и исследования по археологии СССР, № 31, стр. 118. В напечатанной А. Л. Монгайтом описи 1675 г. «Хутынское подворье» названо «Футыльским», что следует считать опечаткой или опиской писца. Возможно, что надстрочная буква «н» издателем описи была сочтена за «ль».

8. Новгор. истор. сборник. Вып. III-IV стр. 118-119.

9. Архив Новгород. музея № 11217 (№ 241 — 1935 года). Выписка из переписных и писцовых книг на земельные владения Духова монастыря. Лл. 107-108.

10. Новг. истор. сборник, вып. III-IV, стр. 124.

11. Три отдельные буквы «в», «фита», и «и», очевидно, обозначают: первая — слово «владеет», вторая и третья — инициалы владельца.

12. Четыре отдельные буквы «в», «п» и две «фиты» очевидно, обозначают: первая — слово «владеет», вторая — «поп», третья и четвертая — инициалы владельца.

Текст воспроизведен по изданию: Дворы северо-восточной части новгородского кремля по описи 1623 г. // Новгородский исторический сборник, Вып. 9. Л. 1959

© текст - Семенов А. И. 1959
© сетевая версия - Strori. 2022
© OCR - Strori. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Новгородский исторический сборник. 1959