ЧЕЛОБИТНАЯ ГОСУДАРЮ ВСЕМ ГОРОДОМ

Царю Государю и В. Князю Михаилу Феодоровичю всея Руси бьют челом холопи твои Лебедянцы всем городом всяких чинов люди. Острог, Государь, на Лебедяни большой великий в приход воинских людей осадить и укрепить его неким, ратных Государь людей на Лебедяни мало. По твоему государеву указу послано с Лебедяни на твою государеву службу под Смоленск сто человек козаков, да в Можаеск пятдесят человек детей боярских добрых с пищалями, да пятдесят человек стрелцов, да взято Государь с Лебедяни на житье к Москве лутчих пушкарей з женами и з детми двадцать один человек. А уездных Государь людей в Лебедянском уезде монастырских вотчин и дворянских поместей сел и деревень много, а по вестям, Государь, в приход воинских людей из уезда из тех сел и деревень в осаду на Лебедянь николи не ездили. По твоему государеву указу воеводы посылывали за ними стрелцов и пушкарей многожды многих людей; и оне Государь чинятца сильны, приказщики и крестьяне в осаду на Лебедянь николи не ездят, живут по своим острошкам; и о том Государь их не послушанье воеводы писывали к тебе Государю на них не по одиножды, а твоей государевой казны на Лебедяни оне не сберегают. И как Государь преже сево Соадачной с Черкасы Лебедянь разорили, и тогды Государь с Лебедяни ратные люди холопи твои были разосланы на твою государеву службу також что и ныне: стрелцы и казаки были в Перемышли и в Колуге, а дети боярские и воеводы были в Меценске и в Болхове; и те государь уездные люди монастырских вотчин сел и деревень и дворянских вотчин и поместей приказщики и крестьяне тогды в осаду на Лебедянь не поехали ж, и от их Государь непослушанья твою государеву вотчину город Лебедянь Саадашной зжег и твою государеву казну разорил, а наших матерей и жен и детей побили и в полон поймали многих людей. И ныне Государь оне в осаду на Лебедянь не ездят по прежнему своему непослушанью. Милосердый Царь Государь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Руси пожалуй нас богомольцев и холопей и сирот своих, вели Царь Лебедянского уезда монастырских вотчин и дворянских поместей для своей царевой казны и для осады воинских людей с дворянских поместей и монастырских вотчин со всех сел и деревень и с починков быти на Лебедяни подымовным людям с пищалми, сколко человек Государь ты укажеш, чтоб нам от воинских людей сидеть было бесстрашно, и чтоб твоему государеву городу порухи не было, и твоя б государева казна за посмех не про ала, а матерей, Государь, наших, [24] жен и детей младенцев неповинная бы кровь непролилася. Царь Государь смилуйся пожалуй.

На обороте помета: «Государь пожаловал велел для осадного времени взяти с живущие со всякие чети по человеку с пищалью, а по вестям и всем.

От Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси на Лебедянь воеводе нашему Ивану Ивановичу Сонцеву. Били нам челом Лебедянцы всем городом всяких чинов люди, а сказали что на Лебедяни де острог болшой велик, в приход воинских людей осадить и укрепить не кем, а ратных де людей на Лебедяни мало, а по нашему де указу послано с Лебедяни на нашу службу в Можаеск сто человек казаков да пятдесят человек стрелцов, да детей боярских добрых с пищальми пятдесят человек во Ржев Володимиров, да взято де с Лебедяни ж на житье к нам к Москве лучших пушкарей з женами и з детми дватцать один человек, а уездных де людей в Лебедянском уезде монастырских вотчин и дворянских сел и деревень и починков много, а по вестям де и в приход воинских людей из уезда из тех сел и деревень в осаду на Лебедянь николи не ездять; и по нашему де указу воеводы посылают в уезд многижда по вестям и в приход воинских людей стрелцов и пушкарей многих людей, а они чинятца сильны, приказщики и крестьяне в осаду на Лебедянь николи нейдут, живут по своим острожкам. И в том де их непослушанье прежние наши воеводы писывали к нам на них не поединожды, что чинятца они сильны; и как де преж сего Саадачной с Черкасы Лебедянь розорили, и в то де время наши ратные люди разосланы были також, что и ныне на наши службы: стрельцы и казаки в ГІерсмышль и в Калугу и на Волок, а дети боярские с воеводы во Мценск в Волхов, и те де дети боярские уездные люди монастырских вотчин сел и деревень и дворянских вотчин и поместий в осаду на Лебедянь приказщики и крестьяне не поехали ж; и от их де непослушанья город Лебедянь Саадашный в Черкасы зажгли и разорили и матерей и их жен и детей побили, и в полон многих людей поймали; и ныне они уездные люди в осаду нейдут по прежнему своему непослушанью. И нам бы их по жаловати велети Лебедянского уезда с монастырских вотчин и з дворянских вотчин и с поместей для нашие казны и для осады от воинских людей со всех сел и деревень и починков велеть быть на Лебедяни подымовным людем с пищальми. И как к тебе ся наша грамота придет; и тыб для осадного времени с Лебедянского уезду со всяких земель велел быть на Лебедяни с живущего с четверти по человеку с пищалью, и велел тем уездным людем быти в городе для приходу воинских людей, а по большим вестям указал быть всем уездным людем на [25] Лебедяни в городе в осаде и росписал тех людей по городу и по острогу и по башням и по воротам на караулах переменяясь, да повестям всем уездным людем велел быти в осаде до одного человека с женами и з детми и с хлебными запасами, и в осадное время всяких Лебедянских служилых и жилецких уездных людей росписям всех и места им указал, где кому в осадное время быть. А однолично б жити тебе на Лебедяни с великим береженьем, и про воинских людей вести проведывати, и для вестей по городам и в подъезды где пригож посылати, и без вестей уездных людей в осаду незазывати, и продаж им в том и убытков нечинити. Писан на Москве Лета 7142 Марта в 27 день.

Достав. Д. Ч. И. Д. Беляев.

Текст воспроизведен по изданию: Челобитная государю всем городом // Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских, Книга 25. 1857

© текст - Беляев И. Д. 1857
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
©
OCR - Андреев-Попович И. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ВОИДР. 1857