К ИСТОРИИ СОСТАВЛЕНИЯ «КНИГИ БОЛЬШОМУ ЧЕРТЕЖУ»

При изучении развития географии в России на рубеже XVI и XVII вв. нельзя пройти мимо замечательного памятника по истории русской науки этого периода — «Книги Большому Чертежу». Составленная в 1627 г. в качестве объяснительного текста к двум, не дошедшим до нас картам — чертежу всего Русского государства, составленному в конце XVI в. и перечерченному в 1627 г., и чертежу южной части Русского государства, так называемого Поля, — «Книга Большому Чертежу» представляет собой первое географическое, и частично этнографическое описание Русского государства.

Дошедшая до нас в виде большого количества списков «Книга Большому Чертежу» была впервые опубликована Н. И. Новиковым в 1773 г. 1 и после этого неоднократно переиздавалась. Последнее, наиболее полное и тщательно подготовленное издание было выпущено в 1950 г. под [189] редакцией К. Н. Сербиной 2. «Книге Большому Чертежу» посвящен также целый ряд научных исследований.

Однако во всех этих изданиях, в том числе и в издании 1950 г., отсутствуют какие бы то ни было сведения о составителях «Книги Большому Чертежу». Исключение составляют лишь упоминающиеся в тексте «Книги» имена дьяков Федора Лихачева и Михаила Данилова, от которых исходило распоряжение о ее составлении.

Имя же исполнителя этой выдающейся работы в литературе, посвященной истории создания «Книги Большому Чертежу», до последнего времени оставалось неизвестным.

Между тем в Центральном государственном архиве древних актов сохранились два интересных документа, содержащих некоторые дополнительные сведения, относящиеся к истории создания «Книги Большому Чертежу» 3.

Речь идет о составленных в 1627 г. двух челобитных Афанасия Мезенцова, в которых он просит уплатить ему жалованье за выполняемую им работу по составлению «большого чертежа» и росписи к нему. 4

В первой челобитной, поданной между 12 и 17 сентября 1627 г., А. Мезенцов сообщает, что 12 сентября 1627 г. он «в Разряде... болшой чертеж зделал» 5. Дальше в тексте челобитной поясняется, какой чертеж имеется в виду. «Мне, холопу твоему, — писал Мезенцов, — в Разряде твои государевы дьяки велели чертежей, что я холоп твой зделал против старого чертежу морю и рекам и городам зделати роспись и по росписи чертежи справить...» 6. Если мы сравним текст этой челобитной с текстом предисловия к «Книге Большому Чертежу», то станет ясно, что речь идет о составленном в конце XVI в. чертеже всего Русского государства, который был перечерчен в Разрядном приказе в 1627 г. по распоряжению дьяков Ф. Лихачева и М. Данилова.

В челобитной А. Мезенцова чертеж, составленный в конце XVI в., назван «старым чертежом». По этому чертежу, или, как говорили в XVII в. и как об этом сказано в челобитной, «против старого [190] чертежу» была сделана роспись, получившая впоследствии название «Книги Большому Чертежу».

В заключительной части своей челобитной Мезенцов просил, чтобы распорядились ему «дать корм покаместо напишу всему чертежу роспись».

Просьба Мезенцова была выполнена: на челобитной есть резолюция, по которой 17 сентября 1627 г. приказано было ему «на корм дати рубль» 7.

Во второй челобитной, составленной несколько позднее, по-видимому, в октябре 1627 г., Мезенцов просил дать ему «государево жалованья корм на нынешний месяц октябрь покаместо зделою чертежную книгу» 8.

Из текста этой челобитной видно, что работа но составлению «Книги Большому Чертежу» продолжалась и в октябре 1627 г.

К сожалению, документы о составлении «Книги Большому Чертежу» на этом обрываются. Каких-либо более подробных сведений о составителе «Книги Большому Чертежу» Афанасии Мезенцове пока нет 9.

Однако и приведенные данные представляют, на наш взгляд, большой интерес для изучения раннего периода истории географии в нашей стране. Они дают возможность установить, что в 1627 г. русский картограф Афанасий Мезенцов перечертил составленный еще в конце XVI в. чертеж Русского государства и составил к этому чертежу роспись.

Созданный Мезенцовым чертеж не сохранился, а составленная им роспись к этому чертежу, известная в науке под названием «Книги Большому Чертежу», дошла до наших дней в большом количестве списков и представляет огромный интерес.


Приложение

I

Челобитная Афанасия Мезенцова о выдаче ему жалованья за составление «Книги Большому Чертежу»

12-17 сентября 1627 г.

«Царю, государю и великому князю Михаилу Федоровичи) всеа Русии бьет челом холоп твой Афонка Мезенцов. По твоему, государь, указу в нынешнем во 136-м году сентября в 12 день в Разряда я, холоп твой, болшой чертеж зделал и мне, холопу твоему, в Разряде твои государевы дьяки велели чертежей, что я, холоп твой, зделал против старого чертежу морю и рекам и городам зделати роспись и по росписи чертежи справить. Милосердый государь, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии пожалуй меня, холопа своего, вели мне дать корм покаместо напишу всему чертежу роспись. Царь, государь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии смилуйся пожалуй».

Приписка внизу документа: «По сей челобитной велено на корм дати рубль сент[ября] во 17 день».

ЦГАДА, Разрядный приказ, Столбцы Севского стола, № 80, л. 5. — Подлинник.

II

Челобитная Афанасия Мезенцова о выдаче ему жалованья за составление «Книги Большому Чертежу».

Октябрь 1627 г.

«Царю, государю и великому князю Михайлу Федоровичю всеа Русии бьет челом холоп твой Афонка Мезенцов. Милосердый государь, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии пожалуй меня, холопа своего, вели мне дать свое государево жалованья корм на нынешний месяц октябрь покаместо зделою чертежную книгу. Царь, государь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии смилуйся».

ЦГАДА, Разрядный приказ, Столбцы Севского стола, № 80, л. 7. — Подлинник.

А. А. Ураносов


Комментарии

1. «Древняя Российская идрография, содержащая описание Московского государства рек, протоков, озер, кладезей и какие на них урочища и на каком они расстоянии». Издана Н. И. Новиковым. СПб., 1773.

2. «Книга Большому Чертежу». Подготовка к печати и редакция К. Н. Сербиной. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1950.

3. ЦГАДА, ф. 210. Разр. приказ, Столбцы Севского стола, № 80, лл. 5, 7.

4. Следует отметить, что хотя о существовании этих документов было известно уже давно (см. Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции, т. XVIII. М., 1913, стр. 107), они не подвергались до последнего времени сколько-нибудь серьезному научному изучению. В качестве единственного исключения можно указать лишь малоизвестную газетную заметку Г. Хабургаева «Замечательный географ начала XVII века» («Курская правда», № 209 (9871) от 3 сентября 1955 г.), в которой, однако, совершенно отсутствуют ссылки на исковые данные источников и допущен ряд неточностей.

5. ЦГАДА, Разр. приказ, Столбцы Севского стола, № 80, л. 5.

6. Там же.

7. ЦГАДА, Разр. приказ, Столбцы Севского стола, № 80, л. 5.

8. Там же, л. 7.

9. Г. Хабургаев в упоминавшейся выше заметке приводит ряд биографических данных об А. Мезенцове, который являлся, по-видимому, выходцем из Курска. Однако ввиду отсутствия ссылок на источники, как это уже отмечалось выше, трудно полностью согласиться с его точкой зрения, которая пока что является одной из. возможных гипотез.

Текст воспроизведен по изданию: К истории составления Книги Большому Чертежу // Вопросы истории естествознания и техники, № 4. 1957

© текст - Ураносов А. А. 1957
© сетевая версия - Тhietmar. 2015
© OCR - Николаева Е. В. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вопросы истории естествознания и техники. 1957