К истории рода князей Сицких

Одной из наиболее известных ярославских княжеских династий XV-XVI столетий являлся род князей Сицких. Его родословная восходит к правившему в Ярославле в начале XIV века князю Давиду Федоровичу (позднее он был причислен Русской православной церковью к лику святых) 1. Младшим сыном Давида Федоровича был князь Михаил Моложский. Его потомки, чьи вотчинные владения располагались в окрестностях реки Сити, получили фамильное прозвище князей Сицких 2.

В течение XV — первой половины XVI в. род князей Сицких не выдвинул сколько-нибудь заметных фигур. Их возвышение приходится на время правления Ивана Грозного. Блистательную карьеру при дворе царя в эти годы сделал князь Василий Андреевич Сицкий. Быстро сориентировавшись, он поддержал опричные мероприятия и дослужился до чина боярина, входил в состав опричного Двора 3. Видимо поэтому волна репрессий, обрушившаяся на многие ярославские княжеские семьи в первой половине 60-х годов XVI века (князья Шаховские, Троекуровы, Ушатые, Аленкины, Засекины и другие были лишены своих владений и сосланы, кто-то при этом лишился и жизни), миновала Сицких.

Из шести сыновей князя-опричника Василия Андреевича Сицкого наиболее продвинулись на царевой службе двое младших: Иван и Андрей. Князь Иван Васильевич Сицкий уже в 1577 г. был стольником, а в 1585 г. он становится «ближней Думы боярином» 4. В течение десяти лет он находился во главе важнейшего финансового учреждения Русского государства — Приказа Большого прихода 5. Князь И. В. Сицкий осмеливался вступать в местнические споры с самим Борисом Федоровичем Годуновым. Разрядные книги 1578 г. сохранили подробности такого спора между этими незаурядными политическими деятелями XVI века, а также список правой грамоты по результатам судебного разбирательства 6.

Князь Андрей Васильевич Сицкий не имел такого богатого послужного списка, как его старший брат, однако он имел чин стольника, который получил в 1588/89 г. 7.

Своим успехам в служебной деятельности Сицкие в немалой степени были обязаны родству с могущественным кланом бояр Захарьиных-Юрьевых (в XVII в. за ними утвердилась фамилия Романовых). Например, князь-боярин Василий Андреевич Сицкий был женат на родной сестре Никиты Романовича Юрьева, Анне, которая также являлась сестрой первой жены царя Ивана Грозного, Анастасии 8. Вторично матримониальные пути ярославского княжеского рода Сицких пересеклись с семьей Захарьиных-Юрьевых, когда сын Василия Андреевича, Иван Васильевич Сицкий, взял в жены одну из дочерей Н. Р. Юрьева, Евфимью 9. Недаром источники второй половины XVI в. утверждают, что Иван Васильевич Сицкий и Федор Никитич Романов (будущий всемогущий патриарх Филарет и отец первого русского царя из династии Романовых) были «братья и великие други» 10.

Но если при Иване Грозном и в первые годы правления царя Федора Иоанновича опричное прошлое и близость Сицких к Захарьиным-Юрьевым способствовали их быстрому продвижению по служебной лестнице, то когда на престоле Русского государства утвердился Борис Годунов, эта связь и, надо полагать, былые местнические обиды стали причиной опалы Сицких. Уже в мае 1598 г. известный нам Андрей Васильевич Сицкий послан в Рязанские земли «смотрети новые Вожские засеки» 11. В 1599 г. был послан на воеводство в Астрахань и фактически отстранен от двора Иван Васильевич Сицкий 12. На него поступают доносы, предпринимаются попытки пересмотра давних местнических дел 13. А в 1600 г. Сицкие подвергаются прямым репрессиям. Князь И. В. Сицкий с семьей попадает в тюрьму. Гонениям подвергаются и другие представители широко разветвившегося рода: князья Андрей Васильевич, Алексей Юрьевич и Андрей Данилович Сицкие [79] оказались сначала в тюрьме, а затем были сосланы в «понизовые города» 14. В 1602-1604 гг. они служат воеводами в Ядрине, Уржуме и Василегороде 15.

Однако, несмотря на все извивы своей политической карьеры, Сицким удалось к началу XVII века почти в полном объеме сохранить свои вотчинные владения. По земляному списку 1613 г. за князьями Сицкими числилось 7483 четверти земель 16. Основные угодья их располагались в Ярославском уезде, но кроме того Сицкие владели землями в Московском, Угличском, Переяславском, Романовском и в ряде других уездов. Происхождение некоторых из этих угодий не совсем ясно 17.

Сейчас появилась возможность внести ясность по вопросу происхождения романовской вотчины князей Сицких. В Российском государственном архиве древних актов хранится подлинник данной грамоты княгини Марии Васильевны Сицкой игумену ярославского Толгского монастыря Серапиону на село Пищалово в Романовском уезде 18. Датирована грамота 1617/18 годом.

Судя по тексту документа, Мария Васильевна являлась женой уже не раз упоминавшегося князя-боярина Василия Андреевича Сицкого. Происходила она из старинного, но захудалого уже к началу XVII века рода князей Нерыцких (грамота подтверждала духовную брата Марии Васильевны, князя Ивана Васильевича Нерыцкого). Владения Нерыцких, начиная с XVI в., концентрировались в пределах Романовского уезда 19, и поэтому со значительной долей уверенности можно предположить, что среди угодий князей Сицких романовские вотчины появились лишь после женитьбы князя В. А. Сицкого на княжне М. В. Нерыцкой.

Названный документ пока что остается единственным письменным источником, сообщающим о повторном браке князя В. А. Сицкого, на этот раз с представительницей маловлиятельного княжеского рода. Можно попытаться вычислить приблизительную дату этого события. В тексте данной грамоты рядом с именем княгини Марии Васильевны упоминается Андрей Васильевич Сицкий, младший сын князя Василия Андреевича, и, надо полагать, единственный из шести его сыновей, чьей матерью была не Анна Романовна Юрьева, а Мария Васильевна. В боярских списках 1588/89 г. князь А. В. Сицкий назван стольником, а этот чин представители родовитой аристократии XVI в. получали в достаточно юном возрасте. Значит время рождения князя А. В. Сицкого выпадает на первые годы 70-х гг. XVI в., и, таким образом, повторный брак его отца, Василия Андреевича Сицкого, состоялся не раньше 1570 г., на закате опричнины.

Итак, данная грамота на село Пищалово может служить достоверной иллюстрацией рассказа о возвышении и падении ярославского рода князей Сицких в один из переломных  моментов истории Русского государства. [80]


ПРИЛОЖЕНИЕ

[1617/18 г.]. — Данная грамота кнг. Марии Васильевны Сицкой, жены кн. Василия Андреевича Сицкого, кн. Андрея Васильевича Сицкого, князей Ивана Ивановича и Дмитрия Михайловича Нерыцких игумену Толгского монастыря Серапиону на с. Пищалово в Романовском уезде.

Се я, боярина князя Василия Андреевича Ситцкого княгиня Марья Васильевна, да князь Андреи Васильевича Ситцкои, да яз, князь Иван княж Иванов сын, да яз, князь Дмитреи княж Михаилов сын Нерытцкие дали есмя в наследие в вечных благ в дом Пречистые Богородицы в монастырь на Толгу игумену Серапиону з братиею или хто по нем в том монастыре игумены будут по духовной грамоте: я, княгиня Марья Васильевна брата своего, а яз, князь Андреи Васильевич дяди своего, а мы, яз, князь Иванова, князь Дмитрева своего князь Ивана Васильевича Нерытцкого, каковую он духовную написал перед своим преставлением в прошлом во сто двадесятом году ноября в 10 день да отца своего духовного рукою священника Ермолая. А положил для справки доданои в том же монастыре при игумене при Ионе, да при келаре старце Кириле, да при казначее старце Филарете, да при нонешнем старце Игнатие, да при соборных старцех, при старце при Ионе Борисоглебце, да при старце Герасиме, да при старце при Власие, и при всей братие старинны свои Рамановскаи вотчины села Пищалева три пустоши да два починка: пустошь Ивановское на реке Ухре дватцат четей, да пустошь Языково Болшое, да пустошь Языково Худое, да пустошь Фоминское, да пустошь Юдинское со всеми угодьи, по душе его по князе Иване Васильевиче Нерытцком и по его княгине Гликере и по своих родителех впрок вовеки быти выкупу.

И игумену Серапиону или хто по нем иные игумены будут в том манастыре и келари и казначеи и братии в том монастыре те пустоши вкладные книги в казенные написать и за тот вклад князя Ивана Васильевича и княгиню Гликерию и родителей наших в вечной сеновник и в летнюю книгу написать по душе их поминать по манастырскому чину как протчих вкладчиках поминают, а за нас за живых о здрави Бога молити.

А те пустоши оприч того монастыря ни по ком ни в которой монастырь не отданы и не заложены и в данных и в рядных ни за кем не написаны ни в каких крепостях ни у ково ни в чем не укреплены. А вылезет на те пустоши при сеи данной иная данная или купчая или закладная или рядная или иная какая крепость нибудь, и нам те пустоши ото всяких крепостей и ото всего очищать и убытка игумена и братьи не вчесть.

В том есмя на те пустоши я, княгиня Марья Васильевна, да яз, князь Андреи Васильевич, да яз, князь Иван, да яз, князь Дмитреи в дом Пречистои Богородицы в монастырь на Толгу сию данную по чему теми пустошми впред владети.

А на то послуси, Тихан Михаилов, да Богдан Захарев, да Петр Федигин, да Григореи Юрьев.

И данную писал Смирка Кузмин лета сто дватцать шестаго году.

На обороте грамоты:

К сеи данной яз, князь Юреи Ондреевич Ситцкои по приказу бабушки своей боярина князя Василья Андреевича Ситцково княгини Марьи Васильевны, сына ее, дяди своего, князя Андрея Васильевича Ситцково в их место руку приложил к сеи данной, да княж Иваново вместо Нерытцких подьячеи Михаило Бороздинцов руку приложил, послух Тиханко руку приложил, послух Богданко руку приложил, послух Петрушка руку приложил, послух Гришка руку приложил.

ГАЯО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 9. Л. 78-79 (копия 1775 г.).


Комментарии

1. Экземплярский А. В. Ярославские владетельные князья. Ярославль, 1887. С. 25-26.

2. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. М., 1988. С. 96.

3. Кобрин В. Б. Состав опричного двора Ивана Грозного //Археографический ежегодник за 1959 год. М., 1960. С. 72.

4. Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 гг.). СПб., 1992. С. 42.

5. Там же. С. 55.

6. Буганов В. И. Разрядные книги последней четверти XV — начала XVII в. М., 1962. С. 173.

7. Павлов А. П. Указ. соч. С. 110.

8. Кобрин В. Б. Указ. соч. С. 72.

9. Павлов А. П. Указ. соч. С. 42.

10. Разрядные книги 1598-1638 гг. М., 1974. С. 66-67.

11. Разрядные книги 1475-1598 гг. М., 1960. С. 529.

12. Павлов А. П. Указ. соч. С. 73.

13. Такие попытки в 1598-1599 гг. предприняли воевода О. Т. Плещеев, М. М. и М. Г. Салтыковы, князь Ф. Ноготков, см.: Павлов А. П. Указ. соч. С. 73; Буганов В. И. Указ. соч. С. 173.

14. ПСРЛ. М, 1965. Т. 14. С. 52-54.

15. Разрядные книги 1598-1638 гг. С. 152, 175, 176.

16. Павлов А. П. Указ. соч. С. 167-168.

17. Там же.

18. РГАДА. Ф. 281. Оп. 6. № 10110/5. См. также копию 1775 г. данной грамоты, по которой осуществлена публикация этого документа в приложении к статье: ГАЯО. Ф. 245. Оп. 1. Д. 9. Л. 78-79.

19. Ельчанинов И. Материалы для генеалогии ярославского дворянства. Ярославль, [1913] Вып. 5. С. 153-154.

Текст воспроизведен по изданию: К истории рода князей Сицких // Ярославская старина, № 5. 2000

© текст - Киселев В. А. 2000
© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© OCR - Николаева Е. В. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Ярославская старина. 2000