Приложение I

1615 г. февраль.Отписка в Разрядный приказ псковских воевод И. Хованского, Ф. Бутурлина и В. Кокушкина с вестями о неприязненных действиях шведов у Пскова.

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа [Русии] холопи твои Ивашко Хованской, Федка Бутурлин, Венедикто Кокушкин челом бьют. Пришол во Псков из Вели[кого] Новагорода можеитин Матвей Евреев, а в рос[просе] нам, холопем твоим, сказал: взяли деи ево в полон не[метцкие] люди на Бронничи, как пошол з Бронничи твой, государь, боярин, князь Дмитрей Тимофеевич Трубетцкой, а из полону деи ево выкупили в Нове городе у нем[ец] Григорей Муравьев с товарыщи. А вестей сказал: неметцкой деи воеводка Ивер Горн в Нове городе, а с ним неметцких людей ты[сечи з две, а толко де], государь, из острожков зберутца [немецкие] люди в Нов город, и неметцких деи людей будет с четы[ре тысечи. Да] слышел деи [он] в Нове городе от Якова [Пунту]сова от немчина от Юрки, что Ивер Горну с [неметцкими] людми однолично быти подо Псков вскоре, и [запасы деи], государь, в Порхове про него пасли. Да генваря, государь, в 18 ден пришол во Псков Ноугородцкого уезда Дубровенского погоста Дмитреев человек Скобелцына Степанко Воронков, а в роспросе нам, холопем твоим, вестей сказал: генваря деи, государь, в 17 ден в вечеру приезжал при [нем], при Степанке, ис Порхова на Дубровно мокеевской человек Скобелцына Федка Прокудин и сказывал деи им, что ис Порхова неметцкой воевода Ивер Горн да княз Иван Мещерской 69) с неметцкими и с литовскими людми идут на осад подо Псков генваря в 25 (?) ден, а с ними деи неметцких людей идет [211] четыре тысячи, опричь литовских людей и черкас, а те деи литовские люди и черкасы пришли, государь, в Порхов из Старые Русы, а колко литовских людей и черкас пришло, про то деи они у того Федки не допросили, а ко Пскову деи, государь, приступати им с трех сторон с пинардами и с десницами; а будет деи, государь, приступом надо Псковом промысл их, неметцких людей, не учинитца и им деи стояти подо Псковом до весны и вымаривати голодом; а запасы деи, государь, за ними из Нова города и ис Порхова везут.

Да того ж дни сказывали нам, холопем твоим, гость Семен Великой: генваря деи, государь, в 17 ден были оне на Гостине на неметцком дворе, и сказывал деи в розговоре ему, Семену, да Василью Ворыгину рижской торговой немчин Зурман, что неметцкому воеводе Ивер Горну с неметцкими людми быти на осад подо Псков, а подо Псковом деи, государь, неметцким людей стояти, поставя остроги, и вымаривати голодом; а иным деи неметцким людей стояти меж Пскова и Изборока для того, чтоб из за рубежа во Псков и во псковские пригороды хлеб не пропущати.

Да генваря ж, государь, в 24 деи вы[ехал на твое государево] царево и великого князя Михаила Федоровича [всеа Русии] имя во Псков литвин Индрик Брезнинскии, [а в роспросе] нам, холопем твоим, [вестей] сказал: пришли деи [ис Порхова] на Промешицу ото Пскова за три версты неметцкой воеводка Каптемир да Павел Готберь а с ними пришло неметцких людей конных четыреста человек да триста человек литвы да пеших немец салдат семь сот человек да татар тритцать человек, а дожидаютца де пинард; а как де, государь, пинарды к ним привезут, и немецким де людей с пинардами приступать ко Пскову; и будет де пинардами промысл их надо Псковом не учинитца, и им де, немецким людей, стоять меж Пскова и Изборска, а ждати де государь, им из Иваня города прибылных немецких людей с нарядом, а Ивер де Горн остался в Порхове, а с ним де немецких людей в Порхове осталося конных и пеших с пять сот человек, а для чево остался, про то де он не ведает.

Да того ж государь, дни ввечеру вышли во Псков на твое государево имя с Промешицы ж два немчина салдат Симонко Линер да Данилко, а в роспросе нам, холопем твоим, сказали те же вести, что пришли на Промешицу ис Порхова неметцкой воевотка Каптемир да Павел Готбер с неметцкими и с литовскими людми и с тотары, а хотят надо Псковом промышляти с пинарды; а будет де, государь с пинарды надо Псковом промысл их не учинитца, и их де немецким людем меж Пскова и Изборска стоять. Да оне ж нам, холопем твоим, сказали: слышели де оне от своих немецких людей, что будут к ним из Литвы на прибыль литовских людей две тысячи человек.

Да декабря 70) ж, государь, к 25-му числу приходили подо Псков немецкие и литовские люди и татаровя и около Пскова монастыри и посады жгли, а быв, государь, подо Псковом, отошли в псковский уезд ото Пскова на двенатцать верст и стали меж городов Пскова и Изборска и Печерсково монастыря. И после, государь, того генваря в 27 ден вышли ис полону от немецких людей псковитин посадской человек Васка Ондреев да Первушка осташковец, а в расспросе нам [холопем твоим, сказали] (?), то ж, что немецкие и литовские л[юди]... стоят ото Пскова в двенатцати верстах меж Пскова и Изборска, а вестей нам, холопем твоим, сказали: слышали де оне от рускова пахолка, что немецким и литовским людем.... итти изгоном под Печерской монастырь и под Избореск. Да тот же де пахолко сказывал им, что немецкие люди ожидают к себе вскоре королевича з болшими людми и нарядом; а как придет, и им де быть подо Псков на осад.

Да того ж, государь, дни пришел во Псков псковитин посадкой человек Михалко Богданов, которого мы, холопи твои, с опасной отпискою послали было в Печерской монастырь, а в распросе нам, холопем, сказал: генваря де, государь, в 26 ден ввечеру видел де он, Михалко, на Псковском озере немецких людей конных с триста человек, а идут де те немецкие люди мимо Талавско[го] островки [к и]саду к островцу на прибыль к тем же людем.

Да и языки и полоняники, которые выходят во Псков от немец, в роспросе нем, холопем твоим, сказывают те же вести.

А во Пскове, государь, твоих государевых ратных людей мало, а хлебная, государь, дороговь во Пскове и до осаду была великая, и от тое хлебные дорогови ратные люди разбрелись врознь, потому что Атаманы Казан и Степанко Смага с таварыщи и их станиц казаки ходили своим самоволством за рубеж в замиреные места и учинили задор с литовскими людьми, и по тому, государь, задору литовские люди хлеба из за рубежа пропущати не учали, а учали в ливонских городех збиратца. А к нам, холопем твоим, из ливонских городов державцы писали, что оне для казачья задору перемирья не хотят держати, а хотят быти во псковской и псковских пригородов в уезды войною. А ныне, государь, и Досталь учинилась во Пскове хлебная дороговь великая, как пришли подо Псков из Нова города и из Порхова немецкие и литовские люди. [212]

Милосердый, праведный великий государь царь и великий князь Михайло Федоровичь всеа Русии, милость [по]кажи над нами, холопи своими, и над всеми православными крестьяны, не вели, государь, подати немецким и литовским людей, чтоб [святым] божиим церквам поругания, а твоей государева отчине Пскову и псковским пригородом и уездом порухи и конечново разоренья не учини[лося].

ЦГАДА, Шведские дела, 1615 г., № 2.

В деле имеется второй экземпляр отписки псковских воевод, направленный в Посольский приказ. Существенным добавлением, во втором экземпляре являются следующие слова в начале отписки: Нынешнего, государь, 123 года декабря в 31 ден пришел во Псков... М. Евреев. Другие разночтения незначительны. Напечатанный текст воспроизведен по двум экземплярам.

На обороте 1-го сстава отписки в Посольский приказ имеется помета о времени получения отписки в Москве: 123-го марта в 9 ден с Васкою Ба... (фамилия стерлась).

Отписка была заслушана в Боярской думе. Рукою дьяка записано решение: Отписать к архимариту Кипреяну с товарыщи по сей отписки: то ль их правда и Иверн Горна? И тут какому доброму делу быти? Да после того омана... (остальное неразборчиво).

Приложение 2

1615 г., августа 25.Отписка псковских воевод царю.

Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Руси холопи твои Васька Морозов с товарищи челом бьют.

В нынешнем, государь, во 123-м году августа в 15 день писали к тебе, к государю, мы, холопи твои, с Иваном Горяиновым да с россыльщиком с Ивашком Ильиным, что свейской король со многими с немецкими и с литовскими людьми стоят под Псковом на Снетой горе. А ныне немецкие люди стоят на Завелицкой стороне в Климентовском и в Мирожском и в Ильинском монастыре. А августа в 14 день свейской король, с Снетные горы пришод, стал против Варламских и Ильинских ворот на Чертове ручью за версту от города, а пеших немецких людей поставил в стрельбище от города, где бывали монастыри Спаса Надолбин да Воскресенской на Стадищах, и рвы покопали. И августа, государь, в 18 день посылали мы, холопи твои, за Ильинские ворота голову Ивана Баскова з дворяны и з детьми боярскими, и с атаманы, и с казаки для языков. И тово ж, государь, дни привели к нам, холопем твоим, казаки Смагины станицы Веревкина Сенька Григорьев с товарищи немец пеших четырех человек. А в роспросе, государь, и с пытки те немцы сказали нам, холопем твоим, что к свейскому королю будет под Псков прибыльных людей аглинские и шкотцкие земли 7 знамян; а наряд де будет под Псков тотчас; а Яков де Пунтусов пошол в Великий Новгород августа в 13 день; а из Нова де города Яков Пунтусов с немецкими людьми будет под Псковом августа в 23 день; а сколько с ними ратных людей будет, [им] де [не ведомо]. [И ав]густа, государь, в 19 день в десятом часу дни свейский король с немецкими конными и с пешими со многими людьми ис станов своих с Чертова ручью ходил на другую сторону города и поставил немецково воеводу Самуила Кобрина подле Великие реки на Луцкой дороге в Обраском монастыре за версту от города против Великих ворог; а иных ротмистров с немецкими с конными и с пешими людьми поставил подле Псковы реки на Новгородцкой дороге за полверсты от города в Дмитриевском монастыре против Петровских ворот; и меж, государь, станов караулы поставил частые. А поставя, государь, немецкой король людей своих на Новгородцкой и на Луцкой дороге, пошол сам в старые станы к Варламским воротам.

И за немецким, государь, крепким осадом изо Пскова к тебе, государь, гонцом проехати не мочно.

А как де, государь, свейский король с немецкими людьми шол от Варламских ворот на Новгородцкую и на Луцкую дорогу, и которые, государь, немецкие люди шли за королем, и мы, холопи твои, на тех немецких людей посылали голову стрелецково Богдана Сиротина, а с ним конных казаков разных станиц. И Богдан Сиротин с казаки привел к нам, холопем твоим, солдацково сотника Шкотцкие земли Альбрехта Фольтина да капитанова человека Джанко Бряса, да дву пахолков немецких.

А в роспросе, государь, и с пытки те немецкие люди нам, холопем твоим, сказали, что [с] свейским королем ратных людей свеян и розных земель пол 7-мы тысячи, да августа в 15 день пришло де к свейскоку королю с капитаны и с ротмистры Аглинские и Шкотцкие земли наемных людей конных и пеших (вырвано)... [аглинские] и шкотцкие немцы шли мимо... Джан Мерик, которой посылай... к свейскому [213] королю для мирнова становления их аглинских и шкотцких ратных людей...71) А наряд де, государь, большой ломов[ой] идет ко Пскову в судех озером, а будут с нарядом подо Псков тотчас. А против Варламских и Ильинских ворот от Великие реки и до Псковы и за Великою рекою в Мирожском и в Климентовском и в [Иль]инском монастыре оставил король капитанов и ротмистров, а с ними конных и пеших немецких людей. А наряд де, государь, им ставить под Псковом з дву сторон меж Варламских и Ильинских ворот, да с Новгородцкие дороги меж Великих и Петровских ворот. А из-за Великие де, государь, реки стрелять им в город из огненово наряду и над городом де, государь, над Псковом промышлять им всякими мерами. А про осадное, государь, сиденье о всем подлинно писали мы, холопи твои, с пусторжевским помещиком с Иваном Горяиновым.

Милосердый, благочестивый, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Руси, милость покажи над нами, холопи своими, и надо всеми православными крестьяны, вели, государь, нам помочь учинить и от немецких людей свободить, чтоб твоей государеве отчине, граду Пскову, и святым божиим церквам от немецких людей разоренье какое не учинилось, а нам бы, холопем твоим, и всем православным крестьяном в плену и в схищенье и в конечном разоренье не быть.

А посланным к тебе, к государю, проходить с отписками сквозе немецкие полки и сторожи псковские россыльщики Иванко Чепчюрин да Пиминко Иванов. Августа 25 день.

Помета: Отписать, чтоб сидели и, прося у бога милости, промышляли [над] немецкими полки людьми.

Отметка о подаче: 124-го году сентября в 13 день привез россыльщик Ивашко Чапчерин да Пименко.

ЦГАДА, Шведские дела, 1615 г., № 7, лл. 14—16.

Текст воспроизведен по изданию: "Псковское сиденье" (Героическая оборона Пскова от шведов в 1615 г. // Исторические записки, Том 40. 1952

© текст - Замятин Г. А. 1952
© сетевая версия - Тhietmar. 2007
© OCR - Пархоменко А. 2007
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Исторические записки. 1952