СОВРЕМЕННЫЕ ИЗВЕСТИЯ О ПРЕБЫВАНИИ ПОЛЯКОВ В РОССИИ.

(Эта любопытная статейка, извлеченная из Mercure francois, an. 1612, t. III, сообщена в Редакцию И. М. Снегиревым.)

Худо было Полякам в Валахии в конце Августа месяца, еще хуже в Московии, где они в минувшем году одержали столь блистательные победы. Король Сигизмунд ничего столько не желал, как итти в Московию и туда вести с собою сына своего для коронования его Императором или Князем (Due), в следствие обещания, данного ему Московскими Боярами. Предводитель его войска в Московии Ходкевич, имевший в замке Московском гарнизон, всячески старался поддерживать благорасположение к Королю тамошних вельмож. В Августе сего года он уведомил его, что [133] невозможно удерживать солдат без платы, и опасается, чтобы своеволие их не сделалось причиною расстройства дел его в Московии. Ему ничего не оставалось, как только взять с солдат обещание не отлучаться до дня Св. Матфея (21 Сентября). Также получены известия, что армия, находящаяся в Орше, близ Смоленска, день ото дня уменьшается по этой же самой причине и что солдаты уходят с мятежниками (конфедеретами). Но многие обстоятельства в Польше не дают возможности ни Королю, ни его сыну итти в Московию и доставить туда жалованье войску.

Потомки покойного Императора Бориса Феодоровича, во время преследования их, случившегося в 1605 году (когда сей Император и его сын кончили жизнь), изгнанные из Москвы и сосланные в заточение, не переставали надеяться снова вступить на престол Московский: и подлинно, царствование Димитрия мелькнуло молнией, а четырехлетнее правление Шуйского видело одни только смуты, за коими Поляки, коренные враги Московитов, с триумфом увели его пленным в чуждую землю.

И Поляки уже с год удерживают за собою замок Московский; их наглости и утеснения служат только к усилению ненависти, какую питают к ним Московиты.

Так как Феодоровичам (Federuitiens) представлялся случай, то они составляли всякого рода заговоры, не только с родственниками и друзьями, но [134] даже с иностранцами. Собрав многие полки конницы и пехоты, образовавшие войско, они овладели Царемгородом (Tsarnidgrod), откуда выгнали Поляков.

Этот первый подвиг, ознаменованный общим кликом: да здравствует свобода Московитская, произвел общее восстание против Поляков. Трубецкой и Пожарский с Михаилом Феодоровичем, главою Феодоровичей, направили армию свою к Москве. Ходкевич, видя такой разгром и предусматривая его следствия, выступил из Москвы, а в замке ее оставил гарнизон, состоявший из 1200 человек. Собрав свою армиею, он хотел предупредить Феодоровичей, чтобы сразиться с ними прежде, чем они успели бы умножить силы свои; но он ошибся в своих расчетах и встретил их готовыми. Возбужденные новым приговором думы (Senat) в Москве, они обнародовали повеление всем Полякам о выходе из Московии.

Обе армии стали в боевой порядок. Московиты ударили с такою силою на авангард Поляков, состоявший из Казаков, что сии последние, быв опрокинуты, обратились в бегство. Это так устрашило Польскую армию, что Ходкевич, предвидя совершенную свою гибель, вместо того, чтобы возвратиться в Москву, отступил с частию своей армии к Смоленску, а в замке Московском оставил гарнизон на произвол победителей, которые вступили в Москву и в замок, где весь гарнизон был изрублен. [135]

Все донесения согласуются между собою в том, что в войне Московской Король Польский потерял более 48,000 человек. При этом последнем изгнании пятьсот Польских Дворян остались пленными в Московии. Выведенные Денозием (Denhosi) оттуда в Польшу 6000, по большей части Немцев, перемерли от голода и болезней. Из Ходкевичевой дружины одни погибли от нужд, другие попали к мятежникам (конфедератам), которые в этом году наделали столько зла Польше, как будто они были ее врагами, разоряя селения, грабя домы Панов и вынуждая города платить им деньги для спасения окрестных деревень и хуторов от расхищения или огня. Но Малая Польша, много потерпевшая от мятежников, в добавок к тому (в Южной своей части) подверглась нападению Татар, которые оставили один пепел там, где проходили; но также они не все возвратились в Тавриду Херсонесскую: ибо Жолкевский (Sulfosci), Полководец Короля Польского, в Подолии разбил их наголову.

Король Польский назначил Сейм в Варшаве для совещания о беспорядках мятежников (конфедератов), о средствах к их обузданию и удовлетворению, также о том, продолжить, или прекратить войну с Московиею.

Но Бояре Московские на общем совещании в Москве, после изгнания Поляков, избрали Михаила Феодоровича Императором, или Царем и Великим [136] Князем Русских, как ближнего родственника покойному Императору Борису Феодоровичу (Феодору Иоанновичу.); после смерти его, у них были непрерывные смуты. Они также положили осаждать Смоленск.

Перев. И. СН.

Текст воспроизведен по изданию: Современные известия о пребывании поляков в России // Журнал министерства народного просвещения, № 8. 1846

© текст - Сн[егирев] И. 1846
© сетевая версия - Тhietmar. 2022
©
OCR - Иванов А. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖМНП. 1846