Комментарии

1. Милюков П. Н. Официальные и частные редакции разрядных книг. — Чтения ОИДР, 1887, кн. 2. Его же. К вопросу о составлении разрядных книг. — ЖМНП, 1889, май.

2. Лихачев Н. П. Разрядные дьяки XVI в. Спб, 1888, стр. 284-349.

3. См. Буганов В. И. Обзор списков разрядных книг последней четверти XV — начала XVII вв. — «Проблемы источниковедения», вып. VI (печатается).

4. См. Буганов В. И. Разрядные книги последней четверти XV — первой половины XVII вв. как исторический источник. М., 1955. Автореферат диссертации.

5. В официальной краткой редакции 1556 года свадебные разряды были выбраны из остальных записей и помещены Отдельной группой перед другими разрядами. См. П. Н. Милюков. Древнейшая разрядная книга официальной редакции (по 1565 г.). М., 1901, стр. 1-10 (в дальнейшем — ДРК).

6. Таковы разрядная книга 1380-1605 гг. Щукинского собрания, № 496, в Государственном Историческом музее; разрядная книга 1375-1605 гг. Эрмитажного собрания, № 390, в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина; разрядная книга 1577-1605 гг. собрания А. В. Горского, № 16, в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина.

7. Тромонин К. Изъяснение водяных знаков, видимых на писчей бумаге. М., 1844, № 1253.

8. Далее стерто Еуфима.

9. Далее зачеркнуто в книгу.

10. Сыскать... новую написано над строкой.

11. Последних написано над строкой.

12. Ф. 178, № 4464, л. 98-98 об.

13. Там же, лл. 151-153.

14. Там же, лл. 154-155 об.

15. Там же, л. 142 об.

16. Там же, л. 371 об.; см. также записи о приеме германского посла А. Бургграфа в мае 1597 года — там же, лл. 461 об. - 465 об.; о приезде посла от папы римского — там же, лл. 465 об. — 466.

17. Там же, л. 451.

18. Здесь подробно говорится о передвижении русского войска к Казани, о его расположении под Казанью (перечень мест, где стояли полки, и т. д.), об осаде города и возвращении войска в Москву — там же, лл. 167-170 об. Подобное же описание похода см. в других рукописях — ГПБ, Эрм. 390, лл. 171 об.-173, 173 об.-178; ГИМ, Щук. 496, лл. 245-251 и многие другие. В краткой редакции записи об этом походе более сжаты. См. ДРК, стр. 134-139.

19. В Колюбакинском списке помещены выдержки из подробного разряда ливонского похода 1577 года, в которых описывается взятие ряда городов в Ливонии. См. ГБЛ, М., 4464, лл. 290-306. Такие же выдержки помещены в других списках пространной редакции. См. ГБЛ, М., 1585, лл. 469-481 об.; М., 5256, лл. 172 об.-180 об.; ЦГАДА, ф. 181, д. 113, лл. 299 об.-315; д. 473, лл. 293 об.-300; ГИМ, Увар. 593, лл. 457-466, 472 об.-480.

20. В рукописи нет разрядов за 1554—1559 (7065-7067), 1588/89 гг. Разряды за отдельные годы весьма кратки и отрывочны — см., например, записи за 1577/78 (7086) г. ГБЛ, М., 4464, лл. 308-309 об. (ср. ГБЛ, Горск. 16, лл. 6-31); за 1578/79 (7087) г. — там же, лл. 310—312 об. (ср. ГБЛ, Горск. 16, лл. 32-62 об.); за 1579/80 (7088) г. — там же, лл. 312 об. — 315 об. (ср. Горск. 16, лл. 63-114); за 1580/81 (7089) г. — там же, лл. 318-322 (ср. Горск. 16, лл. 115-148) и т. д.

21. Ф. 178, № 4464, л. 180.

22. Там же, л. 5.

23. Там же, л. 6-6 об., см. также: ГБП, Эрм. 390, л. 7 об.-8; ГИМ, Щук. 496, л. 11-11 об.; ДРК, стр. 14-15,

24. Ф. 178, № 4464, л. 97.

25. Там же, л. 101 об.

26. Там же, л. 147 об.; далее говорится об опале, постигшей 15 сентября 1544 г. князей И. Кубенского, П. Шуйского, А. Горбатого, Д. Палецкого и боярина Ф. Воронцова. Там же.

27. «А государь царь и великий князь был в ту пору в Ростове. И приде государь из Ростова к Москве и, видя ту велию беду и излия многия слезы, и повеле град чистити от мертвых людей. И городы чистили до Ильина дни». Там же, л. 267.

28. См. РИБ, т. XIII; ПСРЛ. т. 14, первая половина. История русской литературы. Т. II. Ч. 2. М.-Л., 1948, стр. 30-34, 50-56, 65-67; Л. В. Черепнин. «Смута» в историографии XVII века. «Исторические записки», 1945 т. 14 стр. 81—128.

29. История русской литературы. Т. II. Ч. 2. М.-Л., 1948, стр. 28-30; ПСРЛ, т. 14, первая половина, стр. 1-21.

30. ПСРЛ, т. 14, первая половина, стр. 6.

31. Ф. 178, № 4464, лл. 466-480 об., 489-490 об., 498 об.-504. Отрывки из этих записей имеются в разрядной книге рукописного отдела ЛОИИ, ф. 239, д. 518, лл. 478 об.-480, 481.

32. Древняя Российская Вивлиофика. Т. VII. Изд. 2. М., 1788.

33. Ф. 178, № 4464, л. 475. См. также на л. 478 об.: «Государь же наш Борис Федорович... не хотя дерзнути на такой превеликой царской престол...»

34. Ф. 178, № 4464. лл. 475 об.-476.

35. Автор Сказания приписывает Годунову такие слова: «ныне... хощу ити с Москвы на берег против своего недруга крымского царя Каз-Гирея и ничто милосердный бог надо мною смилуится, а желанное свое получю, — и яз тогды венчаюся царьским венцом»; патриарх и весь священный собор и бояре, по словам автора, «слыша такое государево храброе и разумное слово..., все единодушно обрадовалися всею душею». Там же, л. 490—490 об.

36. Там же, лл. 478 об.-479 об. Получив согласие Бориса Годунова венчаться царским «венцом... все, — по словам Сказания, — обрадовавшася душею и сердцем о таком великом государеве жалованье и поидоша во град Москву яки некое безценное сокровище обретоша». Там же, лл. 501 об.-502.

37. Ф. 178, № 4464, л. 467. «И плач, и рыдание их безпрестани по государе своем..., плачю же их до небес досезающе. И не бе утешения в такой великой скорби во всем Росийском Московском царстве не едиму человеку».

38. Для обозначения часа в рукописи оставлено место.

39. Слова на преставлении... Федоровну всеа Русии пропущены в тексте, но написаны другим почерком по правому полю листа 469. Они обведены сплошной чертой, над словом на стоит выносной знак, такой же знак стоит в тексте над словом Русии (Феодор Иванович всеа Русии).

40. «Петру... чюдотворцом написано другим почерком по правому полю листа 469, над ними — выносной знак, такой же знак в тексте над словом чюдотворцом.

41. Далее другими чернилами добавлено сын Вельяминов.

42. Над словом гости вверху справа стоит выносной знак, но вставок никаких нет.

43. В тексте ошибка; накако.

44. о том повторено дважды, но в первом случае зачеркнуто.

45. В тексте вместо к себе ошибочно тебе.

46. То вставлено другим почерком.

47. Росийское написано над строкой.

48. Слог но вставлен над строкой.

49. то вставлено в текст другим почерком.

50. В тексте далее повторено: архиепис..., что заключено в скобки.

51. исправлено из дався.

52. Борис написано вместо стертого слова.

53. Всеа Русии написано над строкой.

54. Далее на лл. 480 об.- 487 — росписи украинных и береговых полковых и городовых воевод, воевод Смоленска, Пскова. Большая часть листа 484 об., лл. 485, 487 об., 488 — чистые. В других списках записи об этом намного подробнее — см., например, ГБЛ; Горск. 16, лл. 477 об. -494, 494-496 об. (более подробные росписи воевод, записи об их перемещениях, местнических спорах между ними).

55. В тексте ошибочно трами, другими чернилами переделано а ратьми.

56. Далее в рукописи — разрядные записи о походе Бориса Годунова «на берег» в Серпухов по случаю набега крымских татар в 1598 году — лл. 491— 498; ср. ГБЛ, Горск. 16, лл. 496 об. — 517 об.

57. Далее в тексте оставлено чистое место.

58. Далее на лл. 499-499 об. две краткие разрядные записи о посылке воевод в Белгород и Оскол. Более подробные записи о воеводах белгородских, оскольских, а также 16 других украинных городов (полковых и городовых) — см. ГБЛ, Горск. 16, лл. 517 об.-520.

59. Так в рукописи.

60. В тексте ошибка: государь, ср. ниже.

61. Чеснаго ея вставлено над строкой другими чернилами.

62. Чернорисского чину написано вместо выскобленных слов (вероятно, московского народу — ср. ниже).

63. Записи на этом заканчиваются. Далее (лл. 504-513) идут разрядные записи о пожалованиях в бояре, окольничие, о посылке воевод в города от немецкой и литовской украины, об украинном полковом разряде весной 1599 года. Разрядная книга заканчивается этими записями. Более подробно об этом см. ГБЛ, Горск. 16, лл. 523-532 об.