Отписка 1594 г. казачьего сотника П. Фролова царю Федору Ивановичу о ходе набора казаков на воронежскую службу и сыске среди них беглых крестьян.

ЦГАДА, ф. 141, оп. 1, 1594 г., д. 1

/л. 43/ Государю царю и великому князю Федору Ивановичу всея Руси холоп твой, сотник козачей Борисова приказу Хрущова Пронша Фролов челом бьет. Велел государь ты мне, холопу своему, быть на твоей государевой службя на Воронежи, а велел ты, государь, мне, холопу твоему, на Воронеже прибрать в свою государеву службу донских и волоских атаманов и казаков 100 человек. И я, холоп твой, прибрал донских и волских атаманов и казаков 50 человек: 10 атаманов и 40 Козаков. И твоего государева денежного жалованья дано атаманам по 3 рубля, а козакам по 2 рубля и под двары места розданы, а хлебного твоего государева жалованья Иван Федорович Кобяков мне, холопу твоему, и моему прибору на 50 человек не дает. А в твоих государевых житницах на Воронежи твой государев хлеб рожь и овес и всякий запас есть. И твоего государева денежного жалованья на хлебе яз проел. А хлеб, государь, на Воронеже дорог: четверть купили ржи по двадцать алтын с гривною и в полтретьятцать алтын, и дворы ставить нечим, нужны и голодны.

Милостивый царь государь, пожалуй нас своим государевым хлебным жалованьем, штоб я, холоп твой, атаманы и казаки моего прибору на Воронеже с голоду не померли. А моей, государь, братии сотникам Иван Федорович Кобяков и иным атаманам и казакам твое государево хлебное жалованье по твоему государеву наказу довал, а мне, холопу твоему, и моему прибору атаманам и казакам твоего государева хлебного жалованья не дал. А сказывал, государь, он мне о холопя твоем и моем приборе атаманех и [403] козакех ... (утрачена одна строка в 7 - 8 слов) в холопа твоего вотчины и поместья нет и есть, государь, холопу твоему нечева.

Милостивый царь государь, смилуйся, пожалуй меня, холопа своего, и моего прибору атаманов и козаков своим государевым хлебным жалованьем, штобы я, холоп твой, со своим прибором на Воронеже с голоду не померли. Царь государь, смилуйся.

Да приезжали на Воронеж с твоею государевою грамотою Василей Судаков для своего человека Гриши Суворова, да Широкой Муромцов для своего крестьянина Панки Яковлева. И тот Гриша Суворов сказал: послужил в отца ево в Ивана Судакова добровольно. А Панка сказал, что за Широким жил отец его во крестьянах. А сказали, государь, мне, холопу твоему, посля того служили тебе, государю, на Дону и Волге. И нынеча, государь, писались государю в твою государеву службу на Воронеж в беломестные казаки. И твоего государева денежного жалованья по 2 рубли имали. О том, государь, мне, холопу своему, как укажешь.