№ 714-й. Дело по челобитью князя Федора Федоровича Вожоискаго о пожаловании его за службы и за промысл поместною и денежною придачею и в приказ.

«....Бьет челом Федька, княжь Федоров сын, Волконской. Был я на твоей государеве службе в Колуге со стольником, со князем Федором Куракиным и посылали мы голов с сотнями на литовских людей и на черкас, и головы литовских людей и черкас побили и языки поимали, и тех языков по вестям ходил я с твоими государевыми с ратными людьми на литовских людей и на черкас, и многих литовских людей и черкас побил и многих поимал, и прислано к тсбе, государю, к Москве с того бою языков пятьдесят шесть человек. И по твоему государеву указу, князю Федору Куракину с ратными людьми велено быть в Боровске, а мне велено быть в Колуге; и я посылал из Колуги голов с сотнями на литовских людей и на черкас, и головы литовских людей и черкас побили и языки поимали. Да приходили под Колугу литовские люди и черкасы, и я с ратными людьми из Колуги выходил и бился, и многих литовских людей и черкас побил, и языки поимал и знамена. И за те службы я не пожалован». Просит пожаловать его за те службы государевым жалованьем, как государю Бог известит.

Помета: «Государь пожаловал, велел, службу его выписав, доложити себя, государя».

Розрядная выпись. С Москвы. Князь Федор, княжь Федоров сын, Волконской был на государеве службе в Колуге в товарищех со стольником и воеводою, со князем Федором Куракиным, а после того был в товарищех [656] со стольником и воеводою, со князем Иваном Хованским. И выписана служба его из отписок:

142 года Февраля в 7 день писали ко государю... из Колуги стольник и воеводы, князь Федор Куракин да князь Федор Волконской: февраля де во 2 день, посылал он, князь Федор Куракин, на польских и на литовских людей товарища своего князя Федора, а с ним государевых ратных людей; и февраля в 3 день, князь Федор Волконской с ратными людьми сошли польских и литовских людей и черкас в Мещевском уезде в вотчине Вознесенскаго девичьяго монастыря в селе в Сухиничех и, Божиею милостию и государевым счастием, польских и литовских людей и черкаъ многих побили и побивали их на семи верстах, а в языцех взято литовских людей 70 человек и многие из них от ран померли, а к Москве языков литовских людей и черкас прислано 43 человека. А с тою службою и с сеунчем прислан к государю к Москве князь Михаил Волконский; и за ту службу и за сеунч князю Михаилу дано государева жалованья: камка кармазин, 40 соболей в 14 рублей, чарка в 3 рубля, да придачи, к 500 четьям, 100 четей, денег к 25 рублем 5 рублей.

Да марта в 15 день писал к государю... стольник и воевода князь Федор Куракин, а к нему писал из Колуги князь Федор Волконской, а к нему, ко князю Федору, писал из Мосальска голова Иван Засецкой, который посылан от них из Колуги в Серпейской уезд для промыслу над литовскими людьми, что марта в 4 день посылал он, Иван, племянника своего Дмитрия Засецкаго, а с ним 32 человека в Серпейской уезд, в деревню Милютино, да в Троицкую вотчину Сергиева монастыря в село Мощин на литовских людей и, Божиею милостию и государевым счастьем, Дмитрий Засецкой с товарищи литовских людей взяли 16 человек, а с сеунчем с того бою прислан мещенин Дмитрий Засецкой, И за ту службу и за сеунч Дмитрию Засецкому дано государева жалованья: 10 рублей, тафта добрая, сукно аглинское доброе.

Да марта в 26 день писал к государю... из Колуги воевода князь Федор Волконской, что марта в 19 день посылал он на литовских людей в село Щелкалово голов с сотнями, Терентья Ергольскаго да орлянина Кузьму Шепелева; и марта же в 21 день головы с государевыми ратными людьми сошлись с литовскими людьми в Мещевском уезде в деревне Поляне и, Божиею милостию и государевым счастьем, многих польских и литовских людей побили и языки поимали; а которые литовские люди сели в деревне, и тех сожгли, а языков привели к нему 3 человек. И он с теми языки и с роспросными речьми прислал к государю к Москве Терентья Ергольскаго; и Терентью Ергольскому за ту службу и что он прислан с языки дано государева жалованья: пять рублей, да сукно аглинское доброе, да придачи за прежния службы: за мстиславскую, и за кричевскую и за смоленскую к старому его окладу, к 300 четьям, 50 четей, денег к 10 рублем 4 рубля.

142 же году мая в 18 день писал ко государю... из Колуги воевода князь Федор Волконской: мая де в 15 день приходили под Колугу литовские люди и черкасы из-под Вязьмы Гасевскаго полку и под Колугою с литовскими людьми был бой и, Божиею милостию и государевым счастьем, на бою литовских людей и черкас многих побили, и знамена и языки поимали, и посадов жечь не дали; а языки в роспросе ему сказывали, что приходили под Колугу три полковника, а с ними польских людей и черкас четыре тысячи. И он, князь Федор, с того бою прислал к государю к Москве новосильца Прокофья Савелкова; и за ту службу и за сеунч Прокофью Савелкову дано государева жалованья...

Да июня в 16 день писали к государю... стольник и воеводы, княз Иван Хованской да князь Федор Волконской: посылали они за воры за казаки государевых ратных людей, голов с сотнями; и июня де в 13 день, государевы ратные люди воров сошли в степи в Епифанском уезде на речке на Пронке, и их побили, и знамена и языки многие поимали, а живых взяли казаков и к Москве прислали 83 человека, да от ран померли и с дороги ушли 12 человек. И с того бою прислали к государю к Москве с сеунчем лихвинца Панкратья Михайлова сына Зыбина; и Панкратью Зыбину за ту службу и за сеунч и за прежнюю службу 141 года, за убитаго мужика, дано государева жалованья: камка, сукно аглинское доброе, чарка в 3 рубля, да поместныя придачи, ко 600 четьям, 100 четей, денег к 21 рублю 7 рублей.

И государю... бьет челом князь Федор Волконской, чтоб государь пожаловал его за службу и за промысл своим государевым жалованьем, поместною и денежною придачею и в приказ, [657] как государю Бог извистит. А поместный ему оклад 950 четей, денег из чети 94 рубля.

И выписаны воеводы на пример:

Иван Федоров сын Еропкинъво 141 году был на государеве службе на Севере для промыслу над литовскими людьми в полковых воеводех, и под Стародубом государю служил, с литовским людьми бился и литовских людей побил и город осадил и литовские люди, видя над собою тесноту и промысл, государю добили челом и город сдали. И как он, Иван, был в Стародубе, и к Стародубу приступали, и на приступех и в посылках, после их осады, многих литовских людей побивал и языки и знамена имал. И за ту службу и за промысл придано государева жалованья к старому его окладу из чети к 101-му рублю 40 рублей и придаточныя деньги даны, а поместный оклад старой 1000 четей; да ему же шуба на соболех под атласом зеленым в 90 рублей, кубок в 2 гривенки.

Князю Василью Ромодановскому, что во 141-м году был во Брянску воевода, да с ним в товарищех Никита Оладьин, и за службу, что он, князь Василий, отпущал под Почеп и под Стародуб товарища своего Никиту, и под Трубчевск голов с ратными людьми и те городы от литовских людей очистили, и во многих посылках литовских людей побивали, и языков имали и дано им государева жалованья у стола — князю Василью Ромодановскому: кубок серебрян в 3 гривенки, шуба на соболех в 100 рублей, да придачи к старому его окладу из чети, ко 130 рублем, 50рублей, и придаточныя деньги даны; Никите Оладьину — кубок серебрян в 2 гривенки, шуба на соболех в 90 рублей, да придачи, к 900 четьям, 100 четей, денег к 66 рублем 40 рублей, и придача дана по указу.

Да воеводы же выписаны, которые пожалованы за татарские бои:

Обросим Иванов сын Лодыженской в 133-мъ году и в 134 был на государеве службе в Белегороде воевода и государевым делом промышлял, в посылках от него татар побивали и языки имали, а в языцех татар в дву посылках взяли 6 человек; да как был на Волуйке для посольския розмены, и в посылке от него головы с ратными людьми татаром стад конных и животинных отогнать не дали. И за ту службу и за промысл Обросиму Лодыженскому придано государева жалованья к старому его окладу, ко 150 рублем, 30 рублей, а поместной придачи не было, что ему оклад 1000 четей.

Князь Михаил, княжь Григорьев сын, Козловской во 135-м и в136-м году был в Белегороде воевода и в трех посылках из Белагорода татар побили, и языки поимали и полон русской отбили, а в языцех взяли татар 10 человек; и за те службы придано ему государева жалованья, ко 850 четьям, 150 четей, денег к 56 рублем 34 рубля.

Князь Степап, княжь Иванов сын, Великого — гапан (Гагин?) был на государеве службе на Воронеже, да с ним в товарищех Степан Федоров сын Стрешнев в 134-м и в 135-м и во 136-м году были на государеве службе на Воронеже в воеводех, и в трех посылках с Воронежа татар побили и языки поимали и полон русской отбили, а в языцех взяли татар 10 человек; и за те службы государева жалованья к старым их окладом придано: князю Степану, к 500 четьям, 200 четей, денег к 35 рублем 35 рублей; Степану Стрешневу, к 600 четьям, 150 четей, денег к 19 рублем 31 рубль.

Гаврило Константинов сын Юшков во 136-м году был на государеве службе в Курску воевода, и в дву посылках татар побили и коши татарские поимали, и языки поимали и полон русской отбили, а в языцех татар 3 человека, и один из них по роспросу на Москве был табунная голова и промышленник, да полону отбито 43 человека; и за те службы Гаврилу Юшкову придано государева жалованья к старому его окладу, к 500 четьям, 200 четей, денег к 22 рублем 28 рублей.

Иван Степанов сын Киселев в 134-м и во 135 году был на государеве службе на Невле в товарищех с князем Федором Елецким и государевым делом промышлял, в поход за татары ходил дважды и в походех татар побивали, а в языцех взято татар в дву посылках 4 человка и полон русской многой у татар отбили; и за ту службу придано государева жалованья, к 750 четьям, 100 четей, денег к 29 рублем 11 рублей.

Помета: «143 декабря в 3 день. Государь пожаловал за службу к прежнему его окладу поместной придачи 50 четей, денег 26 рублей».

(Москов. ст. столб. № 112, лл. 366—377).