№ 704-й. Дело по челобитьям старца Геласия с братиею о возобновлении Никольского Белогородского монастыря и старца Кирилла с братиею о возобновлении Волуйскаго Никольского Пристанского монастыря, разоренных литовскими людьми и черкасами.

I. Розрядная выпись. В челобитной из Белагорода Никольскаго монастыря строителя Геласия съ братиею написано, да и у выписи сказал: блаженныя памяти, по государеву, цареву и великаго князя Федора Ивановича всеа русии указу, Белгород поставлен и монастырь Николы Чудотворца, да в приделе Парасковии, нарицаемыя Пятницы, строенье, и образы, и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строенье было блаженныя памяти государя, царя и великаго князя Федора Ивановича всеа русии. И в 120-м г., при боярех, приходил под Белгород князь Лыка Лубенской с литовскими людьми и Белгород взяли, и сожгли и совсем разорили; и монастырь Николы Чудотворца сожгли же, и игумена и братьев всех побили. И после литовскаго разоренья, собрався, белогородские всякие люди острог поставили за рекою, за Северским Донцом, на нагайской стороне; и в большом остроге монастырь Николы Чудотворца и в приделе Парасковии, нарицаемыя Пятницы, строил Царева-Борисова города Николы Чудотворца ратного вдовый поп Алексей, и в том монастыре был в игумнах, а образы, и книги, и ризы и всякое церковное строенье церкви Николы ратного, что привезено было из Царева города на [641] Волуйку, с Волуйки, по государеву указу, взято в Белгород и отдано в монастырь к Николе Чудотворцу, потому что то церковное строенье было государево. А в прошлом, в 142 г., в Петров пост, приходили под Белгород литовские люди и черкасы, и большой острог взяли и сожгли, и монастырь Николы Чудотворца и иныя церкви со всем церковным строением пожгли же; и ныне им монастыря строить нечем, монастырскую их вотчину литовские люди выжгли, и крестьян всех побили и в полон поимали.

А в котором году блаженныя памяти при государе, царе и великом князе Федоре Ивановиче всеа русии Белгород ставлен и монастырь Николы Чудотворца, и в приделе Парасковии, нарицаемыя Пятницы, и образы, и книги, и ризы, и колокола и всякое строение было государево ль? и после белогородскаго разоренья, как при боярех литовские люди Белгород сожгли, и после того разоренья монастырь Николы Чудотворца и в приделе Парасковии, нарицаемыя Пятницы, Царя-Борисова города Николы ратного, ружныя церкви, образы, и книги, и ризы и колокола и всякое церковное строенье по государеву указу с Волуйки в Белгород взято и отдано в монастырь, того выписать не из чего, отпуски в московский пожар, в 134 г. мая в 3 д., в Розряде в большой пожар сгорели.

А в прошлом, в 142 году, мюля в 20 д. писал к государю... из Белогорода стольник и воевода Михайло Волынской, что в 142-м году литовские люди и черкасы белгородский большой острог взяли и сожгли, и в большом остроге монастырь Николы Чудотворца и в приделе Парасковии, нарицаемыя Пятницы; а что в церкви образов и книг, и всякаго церковнаго строенья созжено, и он всему тому роспись, Никольскаго монастыря строителя Геласия за рукою, прислал к государю к Москве.

А в росписи написано: в остроге монастырь, а в нем церковь Николы Чудотворца да придел Парасковии, нарицаемыя Пятницы, совсем церковным строеньем сожгли, а иное поимали. А в церкви было образов: образ местный Николы Чудотворца Гостунскаго с житием, на золоте, в окладе, с венцы и с гривнами и с привесными золотыми; образ местный Неопалимыя Купины Преч. Богородицы, на золоте, с венцом; образ местный св. Пророка Илии с житием, на золоте, в окладе; образ Преч. Богородицы запрестольныя, на золоте, с окладом, с гривнами. Царския двери. Северския двери. Деисусы с пророки на золоте. Да книг печати московския: евангелие напрестольное, евангелисты медяны позолочены; апостол; служебник; два октоя на 8 гласов; евангелие толковое; две триоди; устав; потребник; минея общая; четыре минеи месячных: май, июнь, июль, август; псалтырь; часовник; да письменных книг: Пролог, Златоуст. Паникадило медное; кадило медное. Ризы митколинныя, оплечье камка на золоте, опушка дорогильная; стихарь митколинной, оплечье бархатное, опушка зендень червчата; патрахель с евангелисты шитыми, да поручи, бархат червчат на золоте; стихарь дьяконской полотняной, оплечье и уларь комчатые. Сосуды: потир, и дискос и блюда белые. Крест воздвизательной на золоте. Четыре колокола, весу в них 12 пудов, а в большом колоколе весу было 7 пудов.

И про то церковное строенье белогородский Никольский строитель Геласий в Розряде сказал, что в московския посылки место то церковное строение Царя-Борисова города Николы ратного, ружныя церкви, по государеве грамоте с Волуйки взято в Белгород и отдано в Никольский монастырь для того, что в той церкви место, что была церковь Николы Чудотворца в Цареве-Борисове городе, на Волуйке церковь неустроена.

В Белогородской же росписи написано: в монастыре же Николы Чудотворца и в приделе Парасковии, нарицаемыя Пятницы, было образов: образ местный Христовы мученицы Парасковии, нарицаемыя Пятницы, с житием, на золоте, оклад, венцы и гривны и привесные золотые; образ местный Василия Кесарийскаго да Василья Блаженнаго, московскаго чудотворца, на золоте; образ местный Преч. Богородицы «О тебе радуется», на золоте, окладной венец сканью; крест большой запрестольной на золоте; образ Преч. Богородицы запрестольныя, с венцы и с гривнами; крест воздвизальный, древяной, на золоте; царския двери; северския двери; евангелие напрестольное, печать московская, поволочено бархатом, евангелисты серебряные; ризы камчатыя зеленыя, камка куфтерь, оплечье бархат черный золотной, опушка атлас двоеличный; ризы дорогильныя, двоеличныя, оплечье бархат червчат на золоте, опушка камчатая; патрахель камчатая, сосуды: потир, и дискос, и блюдца, и лжица серебряные; деисус на святых воротех, на празелени; хоругов, а на нем образ Нерукотвореннаго Господа, Бога, Спаса нашего Ис... [642]

И про то церковное строенье белогородский Никольский строитель Геласий в Розряде сказал, что те образы, и евангелие напрестольное, и сосуды церковные и ризы присылка с Дону в прошлых годех от атаманов и казаков, а иное строенье белогородских всяких служилых людей вкладчиков.

А по сказке белогородскаго Никольскаго монастыря строителя Геласия, до литовскаго разоренья 142 года были в церкви: деисусов было одинадцать икон, по 6 пядей икона, да над деисусы пророки, по 4 пяди икона; образ местный Преч. Богородицы Неопалнмыя Купины, икона пол-шеста пядей; местные же образы были по 5 пядей икона: образ Пр. Богородицы «О тебе радуется», образ Николы Чудотворца Гостунскаго, образ Парасковии, нарицаемыя Пятницы, образ св. пророка Илии, образ Василия Кесарийскаго да Василия Блаженнаго.

Да в росписи же, какова прислана из Белагорода, написано: взяли литовские люди монастырскаго посудья и всякие рухляди три котла, да две сковороды поваренных, медяных, два котла винных с трубами, медяные, котел пивной железный, сковорода железная соленая, в чем соль варят, пять блюд белых, три оловянники, четыре сковородки белых, братина булатная турская. Да в четырех житницах созжено хлеба: 90 ч. ржи, 140 ч. овса, 40 ч. пшеницы, 20 ч. гречихи, 7 ч. гороху, 15 ч. проса, 30 ч. муки пшеничной и ржаной, 40 пуд соли; да за острогом созжено: двор монастырский, да 37 дв. крестьянских; да в уезде в селе и в слободке двор монастырский, да 29 дв. крестьянских, и крестьяне и бобыли все побиты, а иные в полон взяты. Да лошадей и животины монастырских и крестьянских взято: 86 лошадей, 56 коров, 15 подтелков.

И государю... бьют челом из Белагорода Никольскаго монастыря строитель Геласий с братиею, что в монастыре церковь Николы Чудотворца и в приделе Христовы мученицы Парасковии, нарицаемыя Пятницы, по благословенной грамоте св. Иосафа, патриарха московскаго и всеа русии, велено им воздвигнуть и антиминсы им даны, и они на церковь лес ронят сами; и государь бы их пожаловал, что от церковныя рубли дати плотником от дела, велел им дати деньги из своей государевы казны, как ему, государю, Бог известит. Да их же бы государь пожаловал, вместо того церковнаго строенья, что дано было в монастырь Царева-Борисова города ружныя церкви Николы Чудотворца ратного, велел послати с Москвы деисусы, и местные образы, и царския двери, и паникадило, и сосуды церковные, и кадило, и на престолы индикты и срачицы, и ризы, и книги, и колокола, и передъ местные образы подсвечники, налой из своей же государевы казны.

А по сказке белогородскаго Никольскаго монастыря строителя Геласия: от церковныя рубли, и от внутренной трапезы и от папертей дати плотником от дела 30 рублей и больше, потому что в Белегороде от литовскаго разоренья плотников сталось мало. А церковнаго строенья надобно в церковь Николы Чудотворца: деисусы девять икон, да над деисусы праздники Господские; царския двери с столбцы и с сенью; крест запрестольный большой; образ Пр. Богородицы запрестольный; на престол: индикта да срачицы, да на жертвенник срачица же; сосуды церковные: потир, и дискос, звезда и блюда, литон, воздух и покровцы; крест воздвизанной; образов местных надобно: от северских дверей к царским дверем — образ Благовещения Пр. Богородицы, от царских дверей — образ Живоначальныя Троицы, образ Николы Чудотворца; перед деисусы—паникадило, перед местные образы—три подсвечника; да книг: евангелие напрестольное, евангелие толковое, апостол, служебник, устав, потребник, два октоя на 8 гласов или шестодневец, две триоди, постная и цветная, псалтырь с следованьем, да псалтырь рядовая, часовник; два налоя; две ризы, да две патрахели, да два стихаря подризных, да два пояса да двои поручи, стихарь дьяконской с уларем и с поручи, потому что в монастыре два попа да дьякон; кадило; укропник; четыре колокола. В придел Парасковии, нарицаемыя Пятницы, надобно образов: деисус без праздников, царския двери с столбцы и с сенью, образ местный Парасковии, нарицаемыя Пятницы, да подсвечник, образ Пр. Богородицы запрестольныя, крест воздвизанной, на престол — индикт и срачица, на жертвенник срачица же; сосуды: потир, дискос, звезда и блюда, литон воздухи, покровцы, налой. А книгам в приделе для нужи быти тем же, как в приделе будет пенье. А вперед об образах, и о книгах и об ином церковном строеньи как государь укажет.

И по приказу дьяков, думнаго Ивана Гавренева, да Михаила Данилова, да Григорья Ларионова, против челобитья белогородскаго Никольскаго монастыря строителя Геласия с братиею, [643] церковное строенье в рядех приискано и ценено.

А в ценовных росписях, за ценовщиковыми руками, написано:

Лета 7143-го, ноября в 12 д. По государеву... указу, Розряднаго приказа подьячий Степан Лавров взял в Иконном ряду у торговых людей, у Афанасья Матвеева, да у Ивана Иванова, да у Дениса Филимонова деисусы, и двери царския и местныя иконы, что посылать в Белгород в монастырь Николы Чудотворца да в придел Парасковии, нарицаемыя Пятницы: деисус с праздники, вверх шти пядей, одинадцать икон на краске, венцы на золоте, цена восмь рублей; да деисус же без праздников, пяти пядей вверх, девять икон, цена пять рублей с полтиною; двери царския с евангелисты, с сенью и с столбцом, цена пять рублей, да двери же царския с святители, цена полтора рубля; да образы местные: образ НиколыЧудотворца в деянье, вверх пяти пядей, цена пять рублей, да образ Благовещения Пр. Богородицы, вверх шти пядей, цена три рубля, да образ Парасковии, нарицаемыя Пятницы, в деянье, вверх пол-пятьи пяди, цена четыре рубля, да образ Живоначальныя Троицы, весь на золоте, цена пять рублей, да две запрестольныя Пр. Богородицы, цена за образ по рублю, два креста воздвизальные, цена по пяти алтын за крест, да крест большой выносной, цена полтора рубля. А ценили того же Иконнаго ряду староста Михайла Захарьев, да рядовичи: Иван Митрофанов, Федор Герасимов, Иван Михайлов, Тихон Сергеев; а ценовную писал Михалко Кощеев.

На обороте ценовной - рукоприкладство оценщиков.

Лета 7143-го, ноября в 14 д. По государеву... указу, взято в Котельном ряду у торговых людей, у Степана Иванова, у Михаила Ермолаева четыре колокола, а весу в них десять пуд, двадцать гривенок, цена за пуд по пяти рублей, по десяти алтын; да к тем же колоколам четыре языка, цена полтина; да паникадило, цена осмь рублей с полтиною; двои сосуды церковные, оловянные, цена два рубля, тринадцать алтын, две деньги; кадило, цена сорок алтын; да чаша водосвятная, цена рубль, двадцать алтын; да укропник, цена тринадцать алтын. А взято в Белгород, в Никольский монастырь; а ценили того же Котельнаго ряда торговые люди: староста Сергей Григорьев, Илья Петров, Степан Варламов, Филипп Корнильев, Иван Васильев и все Котельнаго ряда торговые люди; а ценовную писал Гришка Федоров.

На обороте ценовной рукоприкладство оценщиков.

Лета 7143 г. ноября в 15 д. По государеву... указу, взято в Розряд к дьяком, думному дьяку Ивану Гавреневу, да Михаилу Данилову, Григорью Ларионову в Белгород, в Никольской монастырь, в церковное строенье книг: евангелие напрестольное, в красном бархате, евангелисты медные, золоченые, цена три рубля, шестнадцать алтын, четыре деньги, да евангелие толковое, цена три рубля; апостол печатной, цена два рубля; служебник печатной, цена два рубля, восмь алт., две деньги; потребник печатной, цена три рубля, восмь алт., две деньги; две книги октоев на 8 гласов печатныя, цена пять рублей, шестнадцать алт., четыре деньги; минея общая печатная, цена три рубля, восмь алтын, две деньги; две триоди, цветная да постная, печатныя же, цена семь руб., шестнадцать алт., четыре деньги; устав печатной, цена три рубля; псалтырь с следованием, цена четыре рубля; псалтырь полудестовая, цена рубль, шестнадцать алт., четыре деньги. А взял те книги подьячий Розряднаго приказа Степан Лавров у торговаго человека Овощнаго ряда, у Богдашка Арефьева, а ценили те книги того же Овощнаго ряда торговые люди: Павел Федосеев, да Дмитрий Никитин, Данило Евсевьев, да Трофим Иванов. А ценовную память писал Ивашко Федоров.

На обороте ценовной памяти рукоприкладство оценщиков.

II. В челобитной и в росписи Валуйскаго города Николы Пристанскаго монастыря строителя Кирила с братиею написано, да у выписи сказал, что, блаженныя памяти, при государе, царе и великом князе Федоре Ивановиче всеа русии, Валуйской город поставлен, и монастырь Николы Чудотворца устроен на реке на Осколе, усть реки Валуя, на пристани; а строенье: образы местные и деисусы, и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строенье было все блаженныя же памяти государя, царя и великаго князя Федора Ивановича всеа русии. И в 141-м г., как город Валуйку взяли литовские люди и черкасы, и в те поры государево богомолье, монастырь, разорили, и церковь осквернили, и престол порушили; а от разоренья осталось в церкви: образы местные, царския двери и деисусы. А взяли литовские люди церковнаго строения, книг: устав, евангелие напрестольное, евангелие толковое, апостол, два пролога, два октоя, два [644] трефолоя, две триоди, служебник, минею общую, потребник, псалтырь, часовник, сосуды, кадило, паникадило, ризы, стихарь с поясом, патрахель, поручи, четыре колокола, весу в них: в 2-х колоколах 15 пудов, а в других в двух колоколах 10 пуд. И ныне де, по благословению св. Иосафа, патриарха московскаго и всеа русии, ту церковь велено им освятить и антиминс им дан, а книг, и риз, и колоколов у них в церкви нет, петь не почему.

И в Розряде, в котором году Валуйской город поставлен и монастырь Николы Чудотворца на пристани устроен, и образы, и книги, и ризы, и колокола и всякое церковное строение было государево ль, блаженныя памяти государя, царя и великаго князя Федора Ивановича всеа русии, выписати не из чего, Валуйския строельныя книги в московской в большой пожар в 134 г., как горело в Кремле и в Китае, в Розряде сгорели.

И государю... бьют челом Валуйскаго города Пристанскаго монастыря строитель Кирилл с братиею, чтоб государь их пожаловал для их скудости и разоренья, велел к своему государеву богомолью книги, и ризы, и колокола, и сосуды и всякое церковное строение дати из своей государевы казны, как ему, государю, Бог известит.

И только пожалует государь, велит на Валуйку в монастырь Николы Чудотворца послати с Москвы книги, и ризы и всякое церковное строенье, вместо того церковнаго строенья, что взяли литовские люди, и, по сказке строителя Кирила, церковнаго строенья в монастырь надобно и в ряду приискано:

Книг: евангелие напрестольное (с книжнаго с Печатнаго двора взято), апостол два рубля, устав, потребник—три руб. с полтиною, служебник два руб., 8 алт., 2 д., два октоя на 8 гласов или шестодневец — три рубля, минея общая — три руб., 8 алт., триод постная и триод цветная — семь руб. с полтиною, псалтырь (с Печатнаго), часовник (двора взято), сосуды: потир, дискос, звезда, воздухи, покровы, блюда, кадило — 40 алт., паникадило; ризы да стихарь, индикт да срачица —(дано с Казеннаго двора), да на престол индикт и срачица (дано с Казеннаго двора), на жертвенник срачица (дано с Казеннаго двора), колокола (два в 16 пуд).

Пометы: «О книгах послать память на Печатный двор; а о колоколах послать память в Пушкарской приказ».

Лета 7143-го, декабря в 9д. По государеву... указу, память дьяком, думному Ивану Гавреневу, да Михаилу Данилову, да Григорью Ларионову. В приказ книжнаго Печатнаго дела к Ивану Ивановичу Чичерину да к дьяку, к Андрею Бурцову в памяти, за твоею, Григорьевою, приписью, написано: государь... пожаловал из Белгорода Никольскаго монастыря строителя, старца Геласия съ братиею, да с Валуйки Никольскаго монастыря, что на пристани, строителя, старца Кирила съ братиею для их разоренья, как в прошлом, в 141-м г., литовские люди и черкасы город Валуйку взяли, а в Белегороде в 142-м г. большой острог взяли же, и монастырь сожгли и всякое церковное строение поимали, велел в те монастыри дати с Печатнаго двора из своей государевы казны книги по росписи, какова роспись от вас прислана с памятью, за твоею же, Григорьевою, приписью, и прислати велено те книги к вам в Розряд. И по государеву... указу, из приказа книг Печатнаго дела послано к вам в Розряд книг, в Белгород: устав в тетратех, часовник в тетратех, а на Валуйку: евангелие напрестольное, в простом переплете, псалтырь учебная в тетратех, большия печати часовник; а цена тем книгам, по государеву указу: евангелие напрестольное и с переплетом — рубль, 11 алт., 4 д., устав—рубль, 28 алт., 2 д., псалтырь—30 алт., два часовника—26 алт., 4 д., по 13 алт., по 2 д. за часовник; и всего тем книгам цена 4 р., 30 алт. И по государеву... указу, дьяком, думному Ив. Гавреневу, да М. Данилову, да Гр. Ларионову велети прислати в приказ книжнаго Печатнаго дела за те книги по цене деньги, 4 р. 30 алт.; а иных никаких книг, которыя имены в росписи написаны, в приказе книг Печатнаго дела нет. Дьяк Андрей Бурцов.

Лета 7143-го, октября в 21 д. По государеву... указу, память дьяку Гаврилу Облезову. Государь... пожаловал из Белагорода Никольскаго монастыря строителя, старца Геласия с братиею, да с Валуйки Никольскаго монастыря строителя, старца Кирила с братиею, для их разоренья (далъше — как в предыдущей памяти...), велел в те монастыри дати с Казеннаго двора из своей государевы казны в Белгород, в монастырь, в церковь Николы Чудотворца да в придел Парасковии, нарицаемыя Пятницы, на два престола индикты и срачицы полотняные, да на жертвенники срачицы киндячныя или выбойчатыя, да на двои сосуды церковные покровы дорогильные или тафтяные, с [645] опушки розными цветы, да литоны, да двои ризы миткалинныя, да стихари подризныя полотняныя, да поясы, да патрахели и с поручи, да стихарь дьяконской миткалинный, с уларем и с поручи же; на Валуйку в монастырь Николы Чудотворца на престол: индикта, срачицу; на сосуды — церковные покровы, да литон, да ризы с стихарем подризным, и с поручи, и с патрахелью, и с поясом, против того же. И по государеву... указу, дьяку Гавриле Облезову государево жалованье в Белгород и на Валуйку в монастыри то церковное строенье по сей памяти дати тех монастырей строителю, старцу Геласию, да старцу Кирилу тотчас. Диакъ Михаило Данилов.

(Москов. ст. столб. № 99, лл. 222—264).