№ 688-й. Дело по челобитью Новагородска-Северского Семена Курасова о пожаловании его за полон, раны, изрон и за выход поместною и денежною придачею.

«...Бьет челом Новагородка-Северскаго Сенька Осипов сын Курасов. В нынешнем, в 142 г., посылал меня твой государев воевода Иван Гаврилович Бобрищев-Пушкин из Новагородка-Северскаго в Куреск с твоею государевою грамотою к воеводе в марте месяце, и меня взяли в Комарицкой волости в полон литовские люди, как шли под Севеск, а взяли меня в полон ранена, ранили из лука стрелою в правую руку, да по голове посекли саблею в дву местех, да подо мною да в поводу взяли со мною литовские люди двое лошадей, конь да мерин, в седлах и со всем ружьем и со всею службою, и был в полону у литовских людей в полкех две недели; и у литовских людей ушел душею да телом и вышел в Новгородок. И про тот мой полон и про раны из Новагородка писал к тебе, к государю, воевода Иван Пушкин». Просит за полон, за раны, за изрон и за выход пожаловать его поместною и денежною придачею.

Помета: «Выписать».

Розрядная выпись. В нынешнем, в 142 г., июля в 23 д. писал ко государю... из Новагородка-Северскаго воевода Иван Бобрищев-Пушкин и прислал литовскаго полоняника, Новагородка-Северскаго сына боярскаго, Семена Курасова.

А на Москве литовский полоняник Семен Курасов в роспросе сказал: в нынешнем, в 142 г., марта во 2-й д. посылал его из Новагородка воевода Иван Бобрищев-Пушкин в Куреск с государевыми грамоты; и как де он поехал из Курска назад в Новгородок, и его де в Комарицкой волости литовские люди ранили и ранена взяли в полон, и был в полону у литовских людей четыре недели. А как литовские люди из Комарицкой волости пошли в курския места, и он де, Семен, у литовских людей с дороги ушел и пришел в Новгородок-Северской.

А на Москве Семен Курасов осматриван: ранен, застрелен из лука по правой руке пониже локтя, да сечен саблею по голове, по лбу, в дву местех, раны были больны, а ныне зажили.

Да в послужном списке из Новагородка воеводы Ивана Бобрищева-Пушкина 141 г. написано: мая в 6 д., как был бой государевым людем с литовскими людьми на речке на Десне, и на том бою Ивановой сотни..., а Семен Курасов государю служил, бился явственно, убил мужика.

И государю. .. бьет челом Семен Курасов, чтоб государь его пожаловал за службу и за полонское терпенье своим государевым жалованьем, поместною и денежною придачею и в приказ, как государю Бог известит.

А поместный ему оклад 150 четьи, денег с городом шесть рублей. А по государеву указу детем боярским придавано государева жалованья за службу, и за раны и за полонское терпенье по 100 четьи, денег по 6, и по 7 и по 8 рублей; а за полонское терпенье и за выход — по 2 рубля да по сукну по доброму; а на лечьбу ран дают рубля по два, и по три и по четыре рубля, смотря по ранам.

Помета: «142 г. августа в 2 д. Государь пожаловал, велел за службу, и за рану и за полон придать сто четей, денег придать 7 рублей; придача дать по указу. На рану на лечьбу четыре рубля, за полон два рубля да сукно доброе».

(Москов. ст. столб. № 89, лл. 115—119).