№ 653-й. Дело по челобитью севского даточного казака Пр. Подовинникова о пожаловании его государевым жалованьем за проход с отписками из Севска, осажденного литовскими людьми.

«... Бьет челом сирота твоя, севской даточной казак Пронька Подовинников. В нынешнем, в 142 г. отпустил меня из осады в проходцах меж литовских людей воевода Федор Тимофеевич Пушкин к тебе, государю, с отписки, и за ту я проходную свою службишку твоим царским жалованьем ничем не пожалован». Просит пожаловать его за проходную службу.

Помета: «Выписать».

Розрядная выпись. 142 г. марта в 21 д. писал ко государю... из Севска воевода Федор Пушкин: марта де в 1-й д. пришли под Севеск многие польские и литовские люди и город Севеск осадили и стали около города со всех сторон, и того же числа к городу приступали со всех сторон. Да марта во 2-й д. посылал он, Федор, на польских и на литовских людей голову Григорья Бакшеева с товарищи с ратными людьми; и головы с ратными людьми литовских многих людей побили, и знамена и языки поимали. А в роспросе им и с пытки языки сказывали, что пришли под Севеск с гетманом, с Николаем Желковским, да со князем Еремеем Вишневецким польских и литовских людей, и немец и черкас с 10,000 человек, а пришли они под Севеск на стоянье для городоваго промыслу и с нарядом. И после де тое вылазки, польские, и литовские и немецкие люди и запорожские черкасы городу Севску учинили великую тесноту, шанцы покопали и туры поставили от города в 15 саженях и меньше, и из-за туров по городу из наряду бьют безпрестани, и нарядными ядры для зажоги стреляют. Да марта же в 7 д. с перваго часа ночи до перваго часу дня польские и литовские люди и запорожские черкасы к Севску приступали со всех сторон, и из пушек били, и частик около города во многих местех высекли, и ров приметы наметали и зажгли и острог во многих местех секли; и на приступе и на вылазкех многих польских и литовских людей и черкас и немец побили и, вышед на вылазку, огонь утушали и приметы отметали и языки поимали. И польские де и литовские люди и запорожские черкасы от приступа отошли и послали из-под Севска на чаты под государевы городы; а выходцы де русские люди в роспросе ему сказывают, что польские и литовские люди ведут под Севеск подкоп. И с тою отпискою прислан к государю к Москве севской даточный казак Пронька Подовинников.

И государю... бьет челом севской даточный казак Пронька Подовинников: в нынешнем де, в 142 г., послан он из Севска к государю к Москве с отписки из осады, и он де с отписки прошел сквозь литовские полки и за проход государевым жалованьем не пожалован; и государь бы его пожаловал за проход своим государевым жалованьем, как государю Бог известит.

И выписано на пример: в прошлом, в 141 г. присланы к государю к Москве с отписки из Путивля от воевод, от князя Никиты Гагарина да от Андрея Усова, из осады [608] дети боярские: путивлец Андрей Золотарев да черниговец Тимофей Исупов, и им дано государева жалованья за вести и что они прошли ко государю к Москве с отписки сквозь литовские полки, по 5 рублей да по сукну по доброму.

Помета: «142 г. апреля в 1-й д. Государь пожаловал, велел ему дать своего государева жалованья за проход два рубля да сукно доброе».

(Москов. ст. столб. № 89, лл. 271—276).