№ 607-й. Дело по челобитью вологжанки, вдовы Дарьи Монастыревой о не взимании с прожиточного её поместья денег за даточных людей «для крови и смерти сына ея Ивана».

«...Бьет челом вологжанка, Васильевская женишка Монастырева, вдова Дарьица. Сына моего Ивана на твоей государеве службе под Смоленском убили литовские люди в королевской приход, а я осталась после сына своего бедна и скудна, все животишка сын мой положил в твою государеву службу и займуючи в росты; и та его служилая рухлядь, и лошади и животы все пропали под Смоленском. А опричь того сына моего Ивана иных детей у меня не осталось. А поместейца дано мне, горькой вдове, на прожиток только сорок пять четьи, и то все пусто; и с того моего прожиточнаго поместейца на Вологде воевода и дьяк правят за даточных людей деньги, с чети по две гривны, и мне, бедной, заплатить нечем». Просит пожаловать ее для службы, крови и смерти сына Ивана, не велеть денег за даточных людей имать, чтоб ей на правеже замученной не быть.

Розрядная выпись. Бьет челом государю... вологжанина Васильевская жена Монастырева, вдова Дарья, а в челобитной ея написано: сын ея, Иван Монастырев, служил рейтарскую службу и убит на государеве службе под Смоленском в королевской приход, а что было с ним лошадей и служилыя рухляди, и то все пропало под Смоленском, а она после сына своего осталась бедна и должна; а поместейца за нею прожиточнаго мужа ея сорок пять четь [569] и то все пусто, и ныне де с того ея прожиточнаго поместья правят за даточных людей деньги. И государь бы ее пожаловал для службы и крови сына ея, за даточных людей денег имать не велел.

А в Розряде сыскано в списку рейтарскаго полка, каков прислан из Иноземскаго приказа прошлаго 141-го года: вологжанин Иван Васильев сын Монастырев написан в рейтарской службе, велено ему быти на государеве службе под Смоленском. А как вологжанин Иван Монастырев убит под Смоленском, и того выписать не из чего, потому что боярин и воеводы, Михаил Борисович Шеин с товарищи, смотреных списков, естей и нетъ, и росписи побитых и мертвых рейтарскаго полку из-под Смоленска не присылывали.

А в сыску в Розряде дьяком, думному Ивану Гавреневу, да Михаилу Данилову, да Григорью Ларионову рейтарскаго полка жилец Григорий Петров сын Благово, можаитин Карп Никифоров сын Чудов, вязьмитин Григорий Богданов сын Бровцын, звенигородец Михайло Васильев сын Кулибакин сказали по государеву... крестному целованью, что вологжанин Иван Васильев сын Монастырев убит на государеве службе под Смоленском на последнем бою, как был бой с королем под городом перед отходом окольничаго и воеводы, князя Семена Васильевича Прозоровскаго; да к той сказке и руки свои приложили.

Помета: «Государь пожаловал, для такой крови даточных не имать, и о том дать тотчас грамоту».

Память из Розряда боярину, князю Юрью Яншеевичу Сулешеву, да дьяку Потапу Внукову послана 21 января 1634 года.

(Москов. ст. столб. № 114, частн. № 1-й, лл. 6—11).