№ 521-й. Расспрос в Разряде рязанца Кирилла Краковского, прибывшего в Москву из-под Смоленска с отписками от боярина и воевод, М. Б. Шеина с товарищами.

141 г. апреля в 30 день, прислан из-под Смоленска от боярина и воевод, от Михаила Борисовича Шеина с товарищи с отписками рязанец Кирило Краковской.

А в роспросе сказал: поехал он из-под Смоленска на Святой неделе в четверг на вечер, тому ныне 6-й день.

На Страстной де неделе в четверг, как послал боярин в посылку Юрья Бахметева с товарищи для языков, и того же дня пришли к боярину из Высококоренья, Смоленскаго уезда, мужики с вестью, а были посыланы для проведыванья про литовских людей, что литовские люди на Страстной неделе в середу под Высококореньем Днепр перевезлися, а идут на Покровскую гору для проходу в город. И боярин де на завтрее, в Великую пятницу, послал на Покровскую гору в острожек в прибавку пеших ратных людей 1,500 ч., да с конными ратными людьми Василья Измаилова, а с ним послал 10 сотен дворян и детей боярских и иноземцев; а в Великую субботу учинилась весть боярину от мужиков же, да и языки литовские люди, которых привел Юрий Бахметев, в роспросе сказывали, что литовские люди идут на проход, и боярин того же дня со всеми людьми вышел и стоял за острогом наготове, да и всех полков ратные люди стояли наготове же. [497]

И на Светлое де воскресенье в ночи приходил из Краснаго гетман Радивил для пропуску людей в город; на речку на Ясеновую послал литовских людей, а сам стоял на речке на Лубенке, от города от Смоленска 12 верст.

А Сопеженки пошли было на Покровскую гору, чтоб пеших людей пропустить в город и, пришед литовские люди к речке к Ясеневой, и подали Сопеженком весть, учали стрелять из пищалей, а государевых людей манили на себя, а того не ведали, что государевы большие люди стоят на Покровской горе.

И проведав де гетман и Сопеженки про государевых людей и про острог, что на Покровской горе поставлен и совсем укреплен, и гетман с речки с Лубенки и с речки с Ясеневой, литовские люди и Сопеженки с пешими людьми тои же ночи пошли назад в Красное и с государевыми людьми бою нигде не дали, только государевы люди на Ясеневой поимали изменника, немчина Александрова полку Лесли, а в город литовских людей никого не пропустили; и сказывал де тот изменник немчин, что пропустить было Сопеженком в город пеших литовских людей 500 человек.

Да тот де изменник сказывал, что в Красное прибылых людей из Литвы не бывало, а приходили де гетман со всеми людьми и Сопеженки, чтоб им в город к городским сидельцом на посилок людей пропустить, а в Красном де гетман только оставил и с пахолки всего 2,000 ч., а для того всеми людьми и пошли, чтоб в город людей пропустить, а прибыльных людей да и короля литовские люди в Красное ждут к Троицыну дню.

И Василью де Измайлову с конными с ратными людьми, которые с ним посланы, да головам стрелецким, Гаврилу Бакину да Тимофею Шепелеву с московскими стрельцами, да солдатом русским и немецким людем 500 человеком велел боярин стояти на Покровской горе пешим в остроге, а конным стоять у острогу в надолбех вперед для приходу наготове.

А над городом де боярин хотел промышляти приступом вскоре, а затем и промыслу не было, что ожидает пушечных запасов, и по вся дни подкопов сам ездит и надзирает и совсем к приступу готовится; и немцы де от Молаховских ворот ведут шанцы и привели к городу сажень 15, и стреляют по зубцом.

А с пушечными запасы встретил он в Дорогобуже на Святой неделе в пятницу в обед, и при нем же из Дорогобужа с пушечными запасы Федор Пашков, перевезчи Днепр в телегах, пошли под Смоленеск по ту сторону Днепра и перевозиться им опять Днепр под боярским обозом, под Девичьею горою.

Да сказывал ему в Дорогобуже Федор Волынской, что он иные пушечные запасы для поспешенья из Дорогобужа отпустил под Смоленеск в судех до его в Дорогобуж приезду.

И чает де он, Кирило, что с теми пушечными запасы по ся место под Смоленеск пришли.

А иные пушечные запасы и государеву денежную казну встретил меж Вязьмы и Дорогобужа.

А нетчиков детей боярских розных городов встречал дорогою, идут под Смоленеск многие.

А харчевники де все 90 ч. пришли под Смоленеск перед его поездом, а за колько ден, того не упомнит.

(Москов. ст. столб. № 85, лл. 374 — 381).