№ 493-й. Расспрос в Разряде недельщика Московского Судного приказа Якова Епанчина, прибывшего из-под Смоленска с отписками от боярина М. Б. Шеина с товарищами.

141 г. Февраля в 14 день, приехал из-под Смоленска от боярина, от Михаила Борисовича Шеина с товарищи с отписки Московскаго Суднаго приказу недельщик Яков Епанчин.

А в роспросе сказал: поехал он из-под Смоленска в понедельник, тому ныне четвертый день.

Аглинских де немец, что пришли с Москвы, боярин Михайло Борисович велел поставить на Покровской горе, да и пеших посошных людей с ними послал, как бы им укрепиться.

Да как де посылал посылку окольничий и воевода, князь Семен Васильевич Прозоровской и Богдан Нагово на литовских людей и слышал он в розговоре от ратных людей: сперва де было государевы люди литовских людей побили, а после государевых людей литовские люди пошкотили, а кольких человек побили, того подлинно не слыхал, и после того посылок не бывало.

А наряд де первой, что пришел под Смоленеск, боярин поставил у себя в остроге, а по его поезд нигде не изставливал. А большой де наряд встретил он вчерась в Цареве — Займище.

А город де Смоленеск совсем осажден, туры вставлены, да и острожки поставлены, из города выйти и в город пройти не мочно.

Да боярин же еженочей посылает из полков около Смоленска для береженья и для приходу литовских людей по 8 сотен.

Да он же, Яков, слышал в розговоре от дворян и от детей боярских, что боярин хочет посылати посылку под Радивиловы и под Госевскаго таборы государевых ратных больших людей и пеших на лыжах, да и лыжи де у боярина про пеших людей готовы, а о кою пору пошлет, того не слыхал.

А запас де дорогою идет много.

(Москов. ст. столб. № 85, лл. 203—205).