№ 490-й. Дело по челобитью Белян-выходцев Фед. Ефремова и Евсея Федорова о выдаче им из тюрьмы на поруки их отцов, взятых в языках.

...«Бьют челом сироты твои, Бельскаго выходу посадские людишка, Федька Афремов да Евсейка Федоров. Отцы наши на Белой на посаде после сдачи поиманы и приведены к тебе, государю, к Москве в языцех, а мы, сироты твои, вышли на твое царское имя к Москве к тебе, государю, и бьем мы челом тебе, [456] государю, об отцах своих, многия челобитныя тебе, государю, подавали, чтобы ты, государь, пожаловал, велел нам отцов наших из тюрьмы выдать на поруки; и по твоему государеву указу, твой государев думный дьяк Иван Гавренев на челобитной подписал: велено отцов наших роспросить и дать их нам на поруки. И подьячий дела не выписывает, а сказывает нам, что де отцов наших велено из тюрьмы сослать в Сибирь». Просят отцов их из тюрьмы дать на поруки, а порука по них будут многие люди, которые выехали с женами и с детьми.

Розрядная выпись. В нынешнем 141 году ноября в 23 день, писал к государю с Белой окольничий и воевода, князь Семен Васильевич Прозоровской и прислал языков литовских людей, которые взяты под Белою, Аврамка Тургенева да Федьку Бурдика.

А на Москве Аврамка Тургенев и Федька Бурдика в роспросе сказались родом белорусцы, с Велижа посадские люди, и, тому де ныне лет с 7, пришли они с Велижа на Белую на житье и жили на Белой в посадских же людех; и как де окольничий и воевода, князь Семен Васильевич Прозоровской пришел под Белую с ратными людьми, и бельские сидельцы государю добили челом и город Белую сдали, и они де, Аврамка и Федька, написаны в тех же бельских сдатчиках. И после де бельския сдачи недели с две спустя, по наносу соседей их, белян же, взяли их с посаду государевы люди во дворех и привели к окольничему, ко князю Семену Васильевичу Прозоровскому, и окольничий де, князь Семен Васильевич послал их к государю к Москве, а жены де их и дети и ныне на Белой живут на своих дворех, да у них же де ныне на Москве живут по сыну, Аврамков сын Федька, а Федькин сын Евсейко, а вышли они на государево имя с бельскими ж сдатчики.

И Аврамку Тургенева и Федьку Бурдика указано с литовскими людьми, которые иманы в языцех, сослати в Сибирь.

И государю бьют челом Аврамка Тургенева сын Федька, а Федькин сын Евсейко, чтоб их государь пожаловал, в Сибирь отцов их ссылати не велел, а велел их из тюрьмы выкинуть и дать на поруки, а в измене и во всяком воровстве порука по них на Москве будет.

И Аврамка Тургенев и Федька Бурдик в Сибирь генваря по 21-е число не посланы.

Помета: «141 года Февраля в 1 день. Государь пожаловал, детем велел их дати на крепкия поруки с записьми во всяком воровстве и в измене».

(Москов. ст. столб. № 85, лл. 329—332).