№ 477-й. Расспрос в Разряде выезжего немчина Ричарда Стивенса, присланного из-под Смоленска боярином М. Б. Шеиным с товарищами.

141 г. генваря в 11 день писали к государю из-под Смоленска боярин и воевода Михайло Борисович Шеин, да окольничий и воевода Артемий Васильевич Измайлов и дьяки, и прислали с касимовским мурзою, с князь Алеем Семенеевым, выезжаго из Смоленска немчина Рычарту Стивенса, да с ним же прислано языков литовских людей 12 человек, а иманы де те языки во Мстиславском и в Горском поветех в деревнях.

И на Москве выезжий немчин Рычарта в роспросе сказался родом аглинския земли, и при царе де Василье Ивановиче пришел он к Москве из Свейския земли с полковником с Ивенгором и посыланы были с Москвы против литовских людей с боярином и воеводою, со князь Дмитрием Ивановичем Шуйским; и как был бой князю Дмитрию Шуйскому в селе Клушине с литовскими людьми, и его де в те поры литовские люди в селе в Клушине взяли в полон ранена и с тех мест служил он литовскому королю против турок и против шведов и в Курляндской земле 22 года, а из Лифлянт пришел он в Смоленеск, тому ныне 3 года, и был он в Смоленску с капитаном с Фальком у немец у 100 человек поручиком.

А вестей сказал: в Смоленску де ныне после Госевскаго воевода князь Самойло Соколинской да с ним поручиком Якуб Воеводской, да пан Гудеевской, а с ними гусар 200 человек.

Да шляхтичей розных поветов 100 ч., да немец и всяких русских и литовских людей с 300 человек, гайдуков с 350 ч., да казаков смоленских помещиков и наемных 500 ч., да мещан из розных городов 400 ч., пушкарей и затинщиков 40 ч., да смольнян посадских и всяких людей с 200 человек.

И всего де ныне в Смоленску всяких людей с 2090 человек.

А хлебом де в Смоленску и всякими съестными запасы запасно и хлеб ныне в Смоленску [440] купят ржи бочку в полдва рубля, соли пуд купят в 25 алтын.

А наряду де в Смоленску ныне большаго и середняго пушек с 40, да верховых 2 пушки и против де Крылошевских ворот, а у них называют королевскими вороты, поставлен большой наряд, а середний наряд поставлен по иным воротам, и по башням и по стенам.

А зельем де в Смоленску незапасно, только ныне в Смоленску пушечнаго и ручнаго зелья 90 бочек, и те бочки небольшия, потому де и стрельбы из города живет мало, что поблюдают зелья.

А ворота де у города все позасыпаны, только выезжают в двое ворота: в Малаховския да в Крылошевския. А стоят де литовские, и немецкие, и русские люди смоленские сидельцы по городу усторожливо, в день стоит половина, а на ночь стоят всеми людьми, и от приходу и от приступу от государевых людей страшны.

Да Рычарта же сказал: которые де у города проломныя места были не заделаны и как почаяли под Смоленеск... вал. Да только б де боярин Михаил Борисович из Дорогобужа пришел под Смоленеск вскоре, и литовские б люди Смоленеск государевым людем сдали, а те де полыя места в те поры были не заделаны и город был не укреплен, а укрепились де в Смоленску литовские люди в те поры, как государевы люди шли под Смоленеск мешкотно.

Да как де Госевской пошел из Смоленска в Литву, и созвал в костел всех польских и литовских людей и говорил им и меж себя они верились на том, что ему, Госевскому, идти в Литву для сбору ратных людей, и как де людей сберет, и он к ним в Смоленеск тотчас.... на дороге, тому будет завтра, в воскресенье, две недели, а он де, Самойло, того дня с Гор поехал до деревни, потому что де у него жена была в деревне и ему де то было ведомо до пряма, что Госевской в те поры был в Орше, а ратных де людей с ним в сборе было только с 3,000 ч., а ездил ли де он из Орши к гетману Сапеге, или нет, и вскоре ль де Госевской под Смоленеск, собрався с ратными людьми, пойдет, того он не ведает.

А достальные литовские люди языки, Мартынко Барчковской с товарищи, десять человек, про Госевскаго и про сбор литовских ратных людей говорили те ж речи, что и те языки сказывали.

(Москов, ст. столб, № 85, лл. 300—306).