№ 323-й. Челобитье Салтана Лыкова о назначении его воеводою в Углич; наказная память ему и государева грамота Углицкому воеводе о сдаче Лыкову города Углича.

«...Бьет челом Салтанка Минин сын Лыков. Служу я тебе, государю, по Ржеве-Володимирове тридцать лет по выбору и у розбору был и твое государское жалованье взял, и всякия твои государския службы зимния и летния служил и ранен многижды на боях и от тех ран стал увечен; а родители мои служили прежним государем и тебе, государю, по московскому списку, а дед мой, Михайло Лыков, был при царе Иване Васильевиче окольничим». Просит назначить его на Углич на место князя Василия Крапоткина, который живет там третий год.

Помета: «Государь пожаловал, велел его отпустить на Углич, на князь Васильево место Крапоткина, а деньги, что ему даны с городом, велел у него взять». «140 г. Февраля в 10 д. дьяком, думному Ивану Гавреневу да Михаилу Данилову. Государь, царь и великий князь Михаил Федорович всеа русии пожаловал, велел его отпустить на Углич на князь Васильево место Крапоткина, а деньги, что ему даны с городом, велел у него взять. Дьяк Яков Ключарев».

Наказная память. Лета 7140 г. Февраля в 29 д. Государь... велел воеводе Салтану Миничу Лыкову быти на своей государеве службе на Угличе на князь Васильево место Крапоткина, а князь Василью Крапоткину, по государеву указу, велено ехать к Москве. И Салтану Лыкову, приехав на Углич, взяти у князя Василия Крапоткина ключи городовые, и на город наряд, и в казне зелье, свинец и всякие пушечные запасы, и государевы указныя грамоты о всяких государевых делех, и книги приходныя и росходныя, и списки отставных детей боярских, и стрельцов, и пушкарей и всяких жилых и жилецких людей и по спискам детей боярских пересмотреть, а пересмотря, велети им быти на Угличе с собою. А что по его смотру детей боярских, и пушкарей и жилецких всяких людей будет, и что на городе какого наряда, и в казне зелья, и свинцу и всяких пушечных запасов, и сколько к которой пищали ядер порознь и какое к каждой пищали ядро весом, и ему то велети написати на роспись, дату роспись прислати к государю... к Москве. И будучи ему на Угличе того беречи накрепко, чтоб на Угличе на посаде и по слободам и в уезде розбою, и татьбы и иного никакого воровства, и корчем, и блядни и зерни ни у кого не было; а которые люди учнут воровать, бить и грабить, или красть, или иным каким воровством воровать, и корчму и блядню держать, и ему тех людей от воровства унимати и наказанье над ними чинити, смотря по вине. А которые люди учнут розбивать и красть, и ему тех воров - розбойников и татей велети имати и сыскивати про воровство накрепко, по государеву указу и по грамотам из Розбойнаго приказа. А которые люди учнут на кого в обидах и в насильствах государю бити челом об управе, и воеводе Салтану Лыкову тех людей и по челобитным судити и сыски всякими сыскивати накрепко, а по суду своему и по сыску меж ими управа чинить безволокитно; а монастырей, которые на Угличе, ничем не ведати и в духовныя ни в какия дела не вступаться. Да и того беречи накрепко, чтоб на Угличе в городе, и на посаде и по слободам в летние дни изб и мылен никто не топили и с огнем поздно не сидели и не ходили; а для хлебнаго печенья и где есть варить велеть поделати печи на огородех или на полых местех в земле, где б было не близко хором, и от ветру велеть печи огородить гораздо, чтоб однолично на Угличе от огня было береженье великое и заказ крепкий всяким людем о том учинити. Да в летнюю же бы во всю пору на амбарех и в рядех на всех лавках и на всех хоромех поставлены были мерники или кади с водою и с веники для береженья от пожарнаго времени. А однолично воеводе Салтану Лыкову государевым... делом промышляти по сему наказу и по указным грамотам и смотря по тамошнему делу с великим раденьем, неоплошно. А сколько на Угличе всяких людей, и на городе наряду, и в казне зелья, свинцу и всяких пушечных запасов возьмет, и ему всему тому подлинную роспись прислати ко государю..., а велети отдати в Розряде дьяком, думному Ивану Гавреневу да Михаилу Данилову.

От царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа русии на Углич воеводе нашему, князю Василию Петровичу Крапоткину. По нашему указу велено быти на нашей службе на Угличе Салтану Лыкову, а тебе, князю Василью, велели есмя ехати к нам, к Москве. И как к тебе ся наша грамота придет, а Салтан Лыков на [343] Углич приедет, и ты б ему ключи городовые, и на городе наряд, и в казне зелье и свинец и всякие пушечные запасы отдал и во всем с ним росписался; а отдав и росписався, ехал бы еси к нам, к Москве, а приехав к Москве, явился в Розряде дьяком нашим, думному Ивану Гавреневу да Михаилу Данилову. Писан на Москве, лета 7140 г. Февраля в 29 д.

(Москов. ст. столб. № 146, лл. 1—6).