№ 187-й. Дело по челобитью князя Алексея Львова о пожаловании его вотчинной дачею за Астраханскую службу.

Бил челом князь Алексей Михаилович Львов о пожаловании его вотчинной дачей, так как в приход королевича под Москву он служил в Астрахани, а все приказные люди, посланные по городам до прихода царевича, награждены вотчинными дачами.

Помета: «Государь пожаловал, велел, выписав, доложить себя, государя».

Доклад: в челобитной князя Алексея Михаиловича Львова написано: в прошлом в 126 г., как шел под Москву литовский королевич, а он, князь Алексей, перед Московскою осадою послан на государеву службу в Астарахань; и он, князь Алексей, будучи в Астарахани, государю служил, во всем государскому имени искал чести и повышения, и во всяких государевых делех учинил прибыль и полон многой из Нагай, с пятнадцать тысяч, взял, и Нагай весь, которые кочевали блаженныя памяти при государе, царе и великом князе Федоре Ивановиче всеа русии на крымской стороне, и тех перевел на Нагайскую сторону, и на аманатном дворе в Астарахани закладных мурз до их приезду не было никого, а как он был в Астарахани, и он закладных мурз и улусных многих людей в Астарахань в заклад многих поимали, и многие мурзы и улусные люди при них выехали на государево имя. А которые дворяне и приказные люди были в королевичев приход на Москве [ 204] в осаде и которые перед осадою посланы на государеву службу в городы, и тем государево жалованье вотчины даны, а ему государева жалованья вотчины дать не указано. И государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа русии и отцу его государеву, великому государю, святейшему патриарху Филарету Никитичу Московскому и всеа русии бьет челом князь Алексей Львов, чтоб его государь и отец его государев, великий государь, святейший патриарх пожаловали, велели ему из его поместья дати в вотчину по своему государеву уложенью.

А по справке в Казанском дворце: князь Алексей Львов послан на государеву службу в Астарахань в 126 году в мае, а к Москве приехал в 129 г. в декабре. И выписано из Приказнаго столпа 127 году: которые стольники, и стряпчие, и дворяне Московские и жильцы посланы с Москвы из осады до приходу литовскаго королевича под Москву по городом с бояры и воеводы, а государево жалованье указано им дати с их окладов, что кому в те поры был поместный оклад, со ста четьи по двадцать четьи в вотчину.

В 126 г. в августе посланы в городы для сбору ратных людей.

Стольники:

В Ярославль — князь Григорий княж Васильевич сын Тюфякин.

В Нижний — князь Федор княж Андреевич сын Елецкой.

А сентября в 17 день 127 г. по государеву указу посланы из осады для сбору ратных людей: в Ярославль — боярин, князь Иван Борисович Черкасской; в Нижний—боярин, князь Борис Михаилович Лыков. И князю Григорью Тюфякину велено быть с боярином, со князем Иваном Борисовичем Черкасским, а князю Федору Елецкому велено быть с боярином, со князем Борисом Михаиловичем Лыковым. Да с бояры ж, со князем Иваном Борисовичем Черкасским и со князем Борисом Михаиловичем Лыковым, посланы с Москвы из осады: в Ярославль — с боярином, со князем Иваном Борисовичем Черкасским, стряпчий — Омельян Иванов сын Бутурлин, дворяне Московские: Иван Матвеев сын Бутурлин, князь Иван княж Семенов сын Путятин, Иван Послов сын Кондырев, Иван Федоров сын Еропкин, Иван Кузьмин сын Бегичев, Илья Васильев сын Наумов, Григорий Федоров сын Киреевской, Михаило Кириллов сын Бутурлин, Терюшной Леонтьев сын Облезов, Матвей Игнатьев сын Зубов, князь Дмитрий княж Третьяков сын Сеитов, Несмеян Иванов сын Чаплин; жильцы: Петр Послов сын Кондырев, Михаило Федоров сын Еропкин, Адриан Васильев сын Кукарин, в Нижний — с боярином, со князем Борисом Михаиловичемь Лыковым, дворяне: Иван Александров сын Колтовской, Иван Борисов сын Доможиров, Иван меньшой Степанов сын Колтовской, князь Иван княж Александров сын Вишневецкой, Андрей Федоров сын Палицын, Семен Игнатьев сын Колтовской; жильцы: Лев Андреев сын Микулин, Федор Савостьянов сын Колтовской, Иван Никитин сын Колтовской, Иван Яковлев сын Соловцов.

Да по городом же посланы с Москвы из осады: Степан Михаилов сын Ушаков, послан в 126 г. в Великия говейна, а вотчину ему указано дати в 129 г. с его окладу с 1,000 четей со ста по двадцать четей, против Московских осадных сидельцов, за Михайловское осадное сиденье и за многую службу, что он, будучи на Михайлове, в приход Саадачнаго с черкасы на Михайлове в осаде сидел и литовских людей и черкас в приступ с ратными людьми, которые были с ним на Михайлове, многих побил и языки многие поимал и город Михаилов от литовских людей и от черкас отсидел. Помета на выписке думнаго дьяка Томила Луговскаго.

Иван Васильев сын Измаилов, послан в 126 г. в августе, а в вотчину указано ему дати в 132 г. с 1,000 четей, со ста четей по двадцать четей, против Московских осадных сидельцов, за службы, что он был посылан в Арзамас, и в Арзамасе город поставил и всякия крепости поделал; да за прежния службы, что он служил наперед того, как был послан с боярином, со князем Иваном Никитичем Одоевским, за Ивашком Заруцким и за Маринкою, и под Воронажем с Ивашком Заруцким был бой, и он, Иван, в те поры служил; да за службу ж, как был посылан на Вологду с боярином, со князем Борисом Михайловичем Лыковым, и во многих местех казаков побивал. А как службы его к государю были, что служил при государе, как был послан с боярином, со князем Иваном Никитичем Одоевским, да с боярином же, со князем Борисом Михайловичем Лыковым, и что была его служба в Арзамасе, и того [205] подлинно выписати не из чего, что выписка его, Иванова, в Московской пожар в Приказном столпу в Розряде сгорела.

Помета: «135 г. ноября в 17 день государь, царь и великий князь Михаил Федорович всеа русии и отец его государев, великий государь, святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа русии, сея выписки слушав, пожаловали князя Алексея Львова за его службу, велели ему дать вотчину с его оклада с тысячи четей со ста по двадцати, против тех дворян, которые посыланы были по городом перед королевичевой осадой; итого имется ему в вотчину дати с его окладу двести четей».

А генваря в 9 день бил челом государю и св. патриарху князь Алексей Львов и подал две челобитных, а в челобитной его написано: указано де ему дати их государева жалованья за Астараханскую службу из его поместья с его поместнаго окладу с 1,000 четей двести четей в вотчину, и ему были выписаны например не против его службы стольники и дворяне не те, которые были посланы в городы с бояры и воеводы сбираться с ратными людьми; а которые его братья были в городех, государю служили, а иные в королевичев приход под Москву были при нем, государе, в комнате, и тем государево жалованье вотчины даваны не с их поместных окладов, четьи по триста, и по четыреста и по шти сот: князь Иван Федорович Троекуров был во Пскове, и ему дано государева жалованья вотчины шестьсот четьи, а в боярех в те поры князь Иван не был; Льву Карпову — четыреста четьи, а как королевич под Москву приходил и Лев Карпов в те поры был в рядовых стольниках, а в комнате не был; и иным комнатным государево жалованье даваны вотчины не с окладов, которые в королевичев приход под Москву были у государя в комнате и которые после королевичева из под Москвы отходу по государской милости учали быть в комнате, и тем всем государево жалованье вотчины даваны не с поместных окладов, кому сколько государь пожалует. И государь, царь и великий князь Михаил Федорович всеа русии и отец его государев, великий государь, святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа русии его, князя Алексея, пожаловали, велели ему дати свое государево жалованье в вотчину против тех, которым даваны государева жалованья вотчины за службы не с окладов, как им, государем, Бог известит.

А что князь Алексей Львов написал в своей челобитной, что даны за службы не с поместных окладов вотчины князю Ивану Троекурову шестьсот четьи, Льву Карпову четыреста четьи и иным комнатным стольником, которые живут у государя в комнате, и такого государева указу в Розряде о вотчинах князю Ивану Троекурову, Льву Карпову и иным комнатным стольником, которые живут у государя в комнате, не бывало.

И князь Алексей Львов у выписи сказал, что дано государева жалованья вотчины за московское осадное сиденье в 126 и во 127 г., которые у государя в комнате:

Борису Морозову, Константину Михалкову по 600 четьи; Глебу Морозову, Льву Карпову по 400 четьи; Льву да Ивану Плещеевым, князю Федору Сицкому по 350 четьи, Василью Стрешневу, Федору Толочанову, Степану Милюкову по 250 четьи.

Помета: «135 г. января в 17 день государь, царь и великий князь Михаил Федорович всеа русии и отец его государев, великий государь, святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа русии, сея выписки слушав, пожаловали князя Алексея Львова, велели дати своего государева жалованья вотчины на шестьсот четвертей».

Память о том в Поместный приказ послана из Розряда 19 января 1627 года.

(Москов. ст. столб. № 8, лл. 49—72).