№ 152-й. Дело по отписке Белгородского воеводы Гр. Тюфякина о поимке изменника, гулящего человека, Матюшки Сидорова.

Белогородский воевода Григорий Тюфякин в отписке, полученной в Розряде 11 июня 1622г., доносил, что Белогородские гулящие люди Кондрашка, прозвище — Быстрая Рыбка, да Терешка Балашов привели с собою в Белгород с р. Торца Белогородскаго жильца, гулящаго человека, Матюшку Сидорова, который в 129 г. с Донскими казаками ходил в Литву; распрося Сидорова, воевода посадил его в тюрьму, а расоросныя речи при отписке прислал в Розряд.

Распросныя речи: 130 г. мая в 31 день... стольнику и воеводе, кн. Гр. В. Тюфякину, Матюшка Сидоров в роспросе сказал, что он жилец Белогородской, а жил де в Белггороде, а пошел из Белагорода на Тор соли варить. В 129 г. после Петрова дня пришли к ним на Тор с Дону Донских казаков 136 человек, а нас де пошло с казаками розных городов с Тору в Литву 30 человек; и был де он в Литве в Каменце-Подольском, и при нем де король с Турским разошлися для зимы. А которые де черкасы были с Саадачным противо Турка, и те де черкасы все распущены по городом, где кто живет, и при мне де казакам и всяким служилым людем от короля службы не сказано никуда. А которые де люди пришли с Донскими казаками в Литву, и они де при мне в Литве за Киевом разошлись в розные литовские городы, а Волуйчанин де Еремка Красная Ногавка, а с ним четыре человека русских людей, пошли де при мне из Литвы на Донец, а я де пошел из Литвы нынешнего 130 году до масляной за три недели, а из Литвы де со мною шел Ливенец Гришка, отца его имени пропамятовал, а из Литвы де мы вышли в Путивль и были в Рыльску, и в Курску, и на Осколе, а с Оскола де я поехал в судне Осколом с Осколянином с Никитою с Дубны из дер. Комаревы, и был де я на Волуйке, а с Волуйки мы приехали в Святыя Горы; и у Святых де Гор съехались со мною четыре человека черкас, и я де от Святых Гор на Тор пошел полем, а со мною де два черкашенина, а те де черкасы на Тор поехали Донцом в судех. И меня де на Тору изымали Белогородцы, которые на Тору соль варят, да послали в Белгород с Кондрашкою Скорою Рыбкой.

Помета на отписке: «Указал государь о том доложити себя, государя, на Москве при боярех, да и об иных таких поговорити, чем то в городех унять».

Приговор: «Государь, слушав с бояры, указал: отписати в Белгород, чтоб того мужика еще велел пытати накрепко, сколько их было и кто имяны, и где они ныне, и для чего пошли, и кто их подговаривал, и что им за то давали в Литве, и где давали, и как их оттоле отпустили, и с кем они шли,—о том о всем роспросити подлинно и пытати накрепко, а что скажет, о том отписати ко государю, а его до указу посадити в крепкую тюрьму».

Государева грамота по сему приговору в Белгород к стольнику и воеводе, князю Григорью Васильевичу Тюфякину, послана с Белогородцем Никитою Кошлаковым 25 июня 1622 года.

(Москов. ст. столб. № 11, лл. 104—111).