1571

№ 1-й. Царский приказ о назначении кн. М. И. Воротынскаго ведать станицы и сторожи, и о созыве в Москву станичных голов, вожей и сторожей для распроса.

Лета 7079 генваря в 1 д. приказал государь, царь и великий князь Иван Васильевич, всеа Русии боярину своему князю Михаилу Ивановною Воротынскому ведати станицы и сторожи и всякие свои государевы полские службы.

И генваря в 7 д. по государеву, цареву и великаго князя приказу боярин, князь Михайло Иванович Воротынской говорил государевым словом в Розряде диаком Ондрею Клобукову с товарищи, что ему велел государь ведати и поустроити станицы и сторожи и велел доискатись станичных прежних списков. А в городы: в Путивль, и на Тулу, и на Рязань, и в Мещеру и в иные в украинные городы и в Северу по детей по боярских, по писменных постаничных голов и по их товарищев по станичников и по станичных вожей и по сторожей, которые ездят из Путивля, и с Тулы, и с Рязани, и из Мещеры и из иных украинных городов и из Северы в станицах на поле к розным урочищам, и которые преж сего езживали лет за десять или за пятнадцать, а велел им всем быти к Москве из ближ-них городов в тот же день по крещенье Христове, а Путивльским две недели спустя после крещенья Христова. А которые станичные головы и станичники и сторожи из украинных городов посылают их воеводы в станицах на поле от полков, и по тех велел послати грамоты к наместникам и к осадным головам, чтоб они, сыскав тех станичных голов и станичников, и вожей и сторожей, прислали к Москве на тот же срок. Да и того осадным и станичным головам и станичником и месячным сторожем велел сыскивати которые будет дети боярские в станицы и на сторожи и не ездят за старость и за увечья или за которое иное дело, а наперед того в станицах и на сторожи изживали, или будет которые дети боярские, станичные головы, и станичники и сторожи и в полону были, а ныне из полону вышли, и тех всех, сыскав, велел прислати к Москве часа того на те же сроки. И по государеву и великаго князя указу и по приговору боярина, князя Михаила Ивановича Воротынскаго в Путивль, и на Тулу, и на Рязань, и в Мещеру и в иные в украинные городы и в Северу по детей по боярских, по письменных по станичных голов и по их товарищев, по станичников и по станичных вожей и по сторожей, которые ездят из Путивля, и с Тулы, и с Рязани, и из Мещеры и из иных украинных городов и из Северы в станицах на поле к розным урочищам, и которые преж того езживали лет за десять и за пятнадцать, по всех по них послано. [2]

И по государевым, царевым и великаго князя грамотам из всех украинных городов дети боярские, станичники и сторожи и вожи в генваре, а иные в Феврале к Москве все съехались.

И боярин, князь Михаило Иванович Воротынской, пересмотря по списку детей боярских всех городов, которые к Москве для станичнаго дела съехались, станичных голов и их товарищев станичников и сторожей и вожей да сказал про них государю, царю и великому князю.

И государь, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Pycии приказал боярину, князю Михаилу Ивановичю Воротынскому о станицах и о сторожах и о всяких полских службах сидети и станичных голов и их товарищев, станичников, и вожей и сторожей велел государь роспросити, а роспрося росписати подлинно порознь из котораго города и по которым местом и до коих мест пригоже станицам ездити, и в которых местех сторожем на сторожах стояти и до коих мест на которую сторону от которые сторожи розъездом бывати, и в которых местех головам на поле стояти для береженья от приходу воинских людей, и из которых городов и по кольку человек с которою головою и каким людем на государеве службе быти, чтоб государю про приход воинских людей быти не безвестну и воинские б люди на государевы украины безвестно не приходили. А роспрося их и росписав подлинно порознь, приказал государь послати тех мест на поле, где головам для береженья стояти и сторожам на сторожах быти, досмотрити голов: от крымские стороны князя Михаила Тюфякина да дьяка Ржевского, а от ногайские стороны Юрья Булгакова да Бориса Хохлова; а людем государь велел с ними быти станичным головам и станичником, и вожем, и сторожем, и детем боярским, и атаманом и казаком из украинных городов по росписи. И по государеву приказу боярин, князь Михаило Иванович Воротынской с товарищи о станицах и о сторожах и о всезх полских службах сидел и станичных и сторожевых голов, и станичников и вожей, и о полкех и урочищах и о сторожах роспрашивал, как бы государеву станичному делу было прибыльнее, а роспрося их, приговор велел написать.

(Книга Московск. Ст. № 1-й л. л. 12—17).