№ 2. Вторая половина XVI в. — Летописчик Игнатия Зайцева

/л. 299/ В лето 6994 сен[тября] 12 взята бысть Тверь.

В лето 6985 маа в 1 преставися чюдотворец Пафнутеи игумен Боровьской (Далее написано: Ле).

В лето 6986 апреля 17 преставися чюдотворец Зоcима игумен Соловетцьки.

В лето 7041 авгус[та] 1 преставися новой чюдотворец Александр игумен Свирльcкой. [15]

В лето 7022 на происхо[жде]ние честнаго креста взят бысть Смоленеск.

В лето 7023 сен[тября] 8 под Оршею побили воевод.

В лето 7029 авгус[та] приходил царь крымской и Оку перелез и в Коломенском были татараве.

В лето 7030 князь велики на Коломне был с многыми /л. 299об./ людьми.

В лето 7031 князь велики Василей Иванович был в Нижьном Новегороде.

Тогда же месяца авгус[та] на Суре город поставили.

В лето 7038 авгус[та] 29 родися князь велики Иван Василиевич, после ж и царь наречен бысть.

В лето 7024 сеньтября 9 в нед[елю] на всенощном на 9 пес[ни], а нощи час 10 престанись старец Иосиф и потребен бысть в 2 часа дни на [па]мять святых праведных богоотец Иакима и Анны.

В лето 6968 фев[раля] в 13 на память преподобнаго отца нашего Мартиана пострижеся Иосиф старец у преподобнаго Пафнутиа в Боровьске, преж бе имя ему /л.300/Иоанн, а во иночестем образе наречен бысть Иосиф, родителю благочестивою отца Иоана, нареченному во иноцех Иоаникие, матере Марины, нареченней во инокинях Мариа. И бе тогда ему бысть 20 лет. И жил у Пафнутиа у старца 18 лет до успениа его. И после Пафнутия игуменил два лета в той же обители.

Пришел старец Иосиф на Волок на Ламский в лето 6987 по Троица дни в вторник июня в 1 на память святого мученика Иустина. Отчич же бе тогда на Волоце князь Борис Василиевич, въсхоте устроити пустыньку. Того ж месяца в 6 на память преподобного Илариона Далмат/л. 300об./скаго и преподобнаго Висариона обложил церковь Иосиф дровяную Успение пречистыя богородици испрьва пришед тоя ж седмици. И свящал ея на праздник на успение пресвятыа богородица августа в 15 того ж лета. И потом въсхоте устроити церковь камену. И осно[ва] ея в лето 6992 на завтрее пятидесяти ищи в понеделник июня в 7 на память святого мученика Феодота Анькирьскаго. И свящал ея в лето 6994 декабря в 18 в неделю пред рожеством Христовым, на память святого мученика Савастиана. И подписал ея хитрыми живописци в рускои земли Дионисием и его детми Влади/л.301/мером и Феодосией и [16] Пасеею иноком и два братанича Иосифовы инок Досифей да инок Васиян. И поживе Иосиф, ставив Пречистыа манастырь, лет 30 и 6. И в седьмое лето преставись месяца сеп[темвриа] в 9 в неделю на всенощном на 9 пес[ни], а нощи час 10. И погребен бысть в 2 часа дни на память праведных богоотец Иоакима и Анны.

И всех лет живота Иосифова до успениа его от рожениа материя лет 70 и 6. И преставись в лето 7024 сеп[темвриа] в 9.

А в чернчестве и в игуменстве лет 50 и 6. А как поставя монастырь Пречистыа лет 30 и 6. А как свящал церковь каменую Иосиф лет 30.

/л. 301об./В лето 7014 маа 9 старец Иосиф основал трапезу камену.

В лето 7055 ген[варя] 16 Ивана Василиевича на царство поставили и царя и царем нарькли и от того прьвый благоверны царь наречеся на Москве.

Того ж лета православный царь велики князь Иоан Василиевич женился, а понял Раманову дочерь Юрьевича Захариина Анастасию и нарекли ея царицу богочестивую.

Того ж лета апреля 12 на святой недели в вто[рни]к пожар бысть на Москве, в Китайгороде торг весь погорел и посады к Ияузе погорели.

/л. 302/Того же лета (В тексте летан) месяца июня 21 на Москве пожар был великий, посады многые погорели и людей много в посадех горело и в городе дворы и Чюдовской манастырь выгорел и старцев много погорело. И стары люди за многые лета не помнят таково пожару и в церквах каменых и поклажаи и в полатах великого князя погорело.

В лето 7058 царь князь велики на зиме ходил к Казани и под городом стоял две недели, масленицу да Феодорову, да и пошел, а Казани не взял, потому что дождь пришел да и роспута.

В лето 7059 царя великого /л. 302об./ князя воеводы месяца июня на Свияге город поставили и царя Шигаалея в Казани посадили, а царицю казаньскую и с сыном свели и к Москве их привели, сыну же ея еще младу сущу, лет в пять или в шесть. А сам князь великий толды х Казани не ходил, а и воеводам [17] толды с казаньци ни бою ничево не было, здали царицю сами мирно. (Далее зачеркнуто: [т}ого ж лета в великий)

В лето 7060 в великий пост князь велики велел царю Шигаалею из Казани выехати, а воеводам велел был Казань засвети. И казаньци воевод в город не пустили, а сами ся /л. 303/ затворили. Да на весну взяли себе царя из Азъсторокани млада лет в д[в]атцать. А как затворилася Казань в велики пост, воевода великого князя князь Семен Иванович Микулинско[й] послал был наперед себя в город в Казань 40 человек да и живота много всякого и судов те все люди заключили.

Того ж лета 7060-го июня 21 вто[рни]к на Тулу пришли крымьскые люди многые. А царь крымьской пришел на Тулу июня 22 и около города стал всеми полкы и из огняных пушек бил и ис пищалей стреляли и посады пожьгли. И царь богочестивый /л. 303об./ и великий князь Иона Василиевич пошел с Коширы на Тулу. И царь крымской пошел с Тулы июня 24 рано со всеми людьми спешьно тою же дорогою невъзвратмо.

Того ж лета князь великый пошел в Казань и на Москве не быв. Да пришел в город в Свияжской. А по[д] городом стоял под Казанию 6 недель. Да по всяк день ис пушек били по городу и стену выбили саженей с семьнатцать до земли и из огняных пушек стреляли. Мощьно было город взяти и без подтькопу. И государь, не хотя людей своих теряти (В тексте: тедаряти), в лето 7061 ок[тября] /л. 304/ в нед[елю] на обедне на еуаигелии (Далее зачеркнуто: херувимьской песни) князь велики взял Казань подкопом, а людей казанскиих высекли, (Далее зачеркнуто: а мо) а иных в полон имали женок и робят, а отчясти нечто ушло их, а иных огнем пожьгло и за город метало от подкопу (В тексте: подкому), а в городе с половину дворов згорело. А которое место не горело, — и наши много по погребом и по ямам платиа наималися да и денег, да и царя взяли Азътороканьск[ого]. А взяли Казань в нед[елю] на обедне чтут святому еуангелие: «будет едино стадо и един пастырь». А в ту пору ко государю весть пришла, что взяли город. По/л. 304об./сле того государь жил туто неделю и в город ездил смотрите. А к Москве [18] государь приехал нояб[ря] 3 в че[тверток], а туто оставил воевод. А струпу того долго волочили в реку с неделю.

В лето 7060-го в Новегороде в Великом мор был велик, почали мерети с Оспожина загавейна да мерли и до Вели[ко]го пос[та].

В лето 7061 но[я]б[ря] 20 в нед[елю] в Новьгород в Велики поставили владыку Пимина, да тоеж седмици в че[тверто]к и отпустил. А провожали его до (В тексте: ду) рубежа до Ноугородцкого митрополич и бояря, потому что там мор был.

Того ж лета 7061-то месяца июля явилися еретики /л. 305/ Матфей (Слово Матфей написано над зачеркнутым словом Сенька) Башькин да и иные. А осудили их государь царь православны князь великий Иона Василиевич да пресвящены Maкарей митрополит и со всем священным собором.

В лето 7062 дек[абря] и в заточениа их раслали. (Далее зачеркнуто: Сенька Баш, после чего стоит не зачеркнутое окончание слова: кин) Привезли его (На полях приписано: Матфей Башкин.),в Иосифов дек[абря] 22 в пя[то]к, приивез Герман архимандрит.

В лето 7063 иные явили же ся еретики — два черньца з Белоозера, а привез (Слово исправлено вместо: привели) их старец Александр Ивановской человек Умного.

В лето 7062 ходили великого князя воеводы князь Семен Иванович Микулинской, да Петр Морозов, /л. 305об./да Иона Шереметев, да Лев Салтыков, да князь Ондрей Михайлович Курбьской (Слова: Да князь Ондрей Михайлович Курбьский позднее зачеркнуты.), да Иона Михайлов сын Вороново зимою на луговую черемису по Арской дороге, воевали добре и черемисы побили много, а жили в земле 4 недели, а в город пришьли в Казань из земли на масленице.

В лето 7063-го ходили же воеводы князь Иона Феодоровичь Мьстиславльской да Данило Раманович и иные воеводы зимою на Кокьшашскую черемису, а горняя черемиса мирна заложилася за великого князя, в лето /л. 306/ 7059 июня, как поставили город на Свияге, а нальщами (Так в тексте; очевидно надо: нальщали) мирно. А ис Казани проезда мало было, нолъны многими людьми и зиме, [19] и лете, а немногих людей, и оне часто побивали их, луговая черемиса да горняя с ними украдом.

В лето 7062 месяца мар[та] 29 светлые недели с среды на че[тверто]к родися царю и государю великому князю Иону Василиевичу сын, царевич Иона Ионович.

Того ж лета в Петров пост. Того ж лета послал князь велики царя Дербыша да с ним въевод своих князя Юриа Проньского Шемякина, да Михала Петрова сына Головина, да в передовом полку Игнатей Ве/л. 306об./шъняков да князь Феодор Борятиньской, а в сторожевом полку князь Ондрей Борятинской да Степан Сидоров Рязанец в Азъторокань, а с ними было рати 50 тыщь голов (В тексте: горов), оприч боярьскых людей. А пошли ис Казани в Петров пост.

А шьли до Азъторокани от Казани 4 недели. А пришьли в Азъторокань в первой понедельник по Петрове дни июля 2. А на за[у]трее в вто[рни]к июля 3 и город засекли. А царь из города выбежал на конех берегом, а царици в судех. И воеводы за ними гоняли в судех да и полонили две царици да у большици дочи лета в 3, а другая /л.307/ на пути родила. А за царем не гоняли — коней у наших не было. Да и царя Дербыша в Азъторокани посадили и землю к вере привели и дань на них положили и наместьника великого князя в городе оставили с царем да и людей, сколько пригоже, да триста стрельцев. А всего жили въеводы в Азъторокани 4 недели и неполны, да и пошьли, да и царици с собою повезли. А назад до Казани шьли вверх 7 недель. А весть от них к государю не бывала ни одинова. И тужили о них добре. Развее пригнали с сеунчем авгус[та] 29 на Усекновение честны главы Иона /л.307об./ Предотечи и на всенощном в среду. А и в въсей рати у наших ни единого не убили и в всей ходьбе ни мерли, ни болезни не было никакие, сами дивовались люди, что лекъха была ходьба и здорова людем.

От Казани до болъгарского городища и Балымата — 200 верст. От болгар (В тексте: болргар) до Девичих гор и до Царева кургана — 100 верст; Царев курган на реке на Самаре (Слог ма вставлен на полях.), а Девичих гор 60 верст. От Самары до рекы до Увеки и до городища [20] — 300 верст. От Увека до переволоки — 400 верст, а переволоки до Дону — 20 верст. От переволоки /л. 308/ до Азъторокани — 300 верст. От Азъторокани до моря — 40 верст. А всего от Казани до Азъторокани 1000 и 700 верст.

В лето 7063 фев[раля] 3 в нед[елю] мытаря я фарисея поставили первого архиепископа в Казань Гуриа, в миру был послужилец Пеньковых князей, а постриженик Иосифова монастыря да и игумен был в Иосифове монастыре 9 лет без дву месяц; да оставив игуменьсгоо, жил в Иосифове ж два году неполъны; да потом в Селижарове у Троици год на игуме[н]стве был; из Селижарова в архиепископы /л. 308об./ в Казань. Да с ним первые же два архимандрита: в Свияжской город — Герма[н], преж был в архимандритех на городке на Старице пол 3 году; да оставя архимандритство да во Иосифове жил боле году без архи[ма]ндритства; потом в Свияжской город, а постриженик Иосифова монастыря, Феодоров сын Полева, по прозьвищу Садырев, а в иноцех Филофей. Другаго архимандрита — в Казань, прьвой же в Казани — Варьсунофием зовут, а Песьныша игумен. А из Осифова мона[стыря] старец Гарасим Леньков, послал /л. 309/ князь велики на время с архиепископом. А и суды ему государь давал оприченние и запас, а иное из монастыря имал, сколько чево надобе: слуг близско десятька; муки ржаные 60 чети, пшеничные 10 чети; и толокно, и крупы, и мясо людем; меду 10 пудов, патоки; денег 10 рублев; два мерина; 4 коровы; 2 козы и з детьми. [А]рхиепископу князь вели[кий] дал 10 коров да быка, архимандритом — по 5 коров да по быку, потому что тамо коровы дороги были, корову купили по 6, по 7 рублев и удой молока купили в ыную пору по 20 алтын, /л. 309об./ по рублю купили удой молока парново - тем от болезни лечилися, циныга имала да оток приходил да оттого мерли.

А отпустил государь архиепископа с Москвы в нед[елю] 7 по пас[хе] маа 26. А приехал архиепископ в Казань июля 28 в нед[елю].

Того ж лета 7063 почали города прибавливати в Казани, повели стену каменую.

Того ж лета июня и на Чебокъсаре город поставили.

Того ж лета июля 3 в сред[у] и вто[рни]к великого князя воевод Ивана Шеремете[ва], да Лва Салтыкова, да Олексея [21] Басманова, да /л. 310/ Степана Сидорова Рязаица на поле обил царь крымьской, многих людей побил, а иныих в полон имал, а сами воеводы ушьли не со многими людьми.

В лето 7061-го ок[тября] 2 на память святого священномученика Киприана и святыа мученици Иустины в нед[елю] на обедне чтут еуангелие святому «будет едино стадо и [е]дин пастырь». А в ту пору к государю весть пришьла, что город Казань взяли, а взяли подкопом. А государю толды от рожениа его дватцать лет и два лета на третей год от Усекновениа /л. 310об./ честныа главы Иоанна да ок[тября] 2 пол 5 cедмици.

В лето 7040 фев[раля] 11 на память святого священномученика Власиа епископа Севастийскаго в 10 час дни преставися велики честны старец Касиан Босой, иже царя и государя великого князя Ивана Василиевича крестил. (Далее идут позднейшие приписки)

Лета 7068 дек[абря] 3 преставись великый преподобный старец Герасим Леньков.

Лета 7070-го дек[абря] 20 в пя[ток] межу вечерни и квасу и Нефимона зарезали старца соборново Филофея Поле/л. 311/ва, канун памяти Петра чюдотворца. А наряжали два старца соборныих, а третей не соборной, тот делал да два с ним мирянина, да соборной, а другой, не соборной, на Москве и на пытке были и обьячились.

Лета 7077 на Москве и по многым городом мор был велик. В Иосифе монастыре преставились 53 браты да слуг и детей и шьвалей много вымерло.

Лета 7076 был мор да не велик.

Лета 7078 был мор (Далее зачеркнуто: да не велик). Toe ж зимы /л. 311об./ государь первый нареченный царь благочестивый князь великый Иван Василиевич всея Руси ходил в Велики Новыгород и в Пьсков с опалою.

Toe ж зимы была меженина велика добре на Москве, и в Твери, и на Волоце, ржи четверть купили по полутора рубля и по шьтидесят алтын. И людей много мерло з голоду.

Лета 7079 маа 25 в Обретение честныа главы в сред[у] 6 недели по пас[хе] канун Възнесение/л. 312/ву дни пришел царь крымской к Москве и села и Новой монастырь и круци [22] выжьгли в че[тверто]к в Възнесениев день, (Далее идет: и в) и посады пожьгли на завтрее в пя[то]к, и прочь пошьли 1. И от посадов и в Китае и в Старом городе дворы выгорели и людей безчислено множество погорело и лошадей, смрад был велик, нолны з городов посоху нарядили розвозити их, и долго розвозили, а на Москве некому было роаво[з]ити.

Лета 7079 мор был добре велик, в Осифе мо/л. 312об./настыре преставилося 74 браты, а миряня, слугы и дети и мастеры, все вымерли, и села все пусты, отчясти ся что остало. А починали мерети с Ылиина дни да до Николина дни осеньнаго. (Далее идет позднейшая приписка)Лета 7078. А овса четь купили в меже[ни]ну по полтине.

В лето 7061 ок[тября] 2 (Далее зачеркнуто: первы) взял Казань первы на Москве нареченны царь государь князь великы Иона Василиевич всея Руси,

В лето 7071 фев[раля] 14 /л. 313/ в понед[ельник] на масленице Полотцк взял.

РОБИЛ, Волоколамское собр., № 362, лл 299-313.


Комментарии

1. Датировка прихода Девлет-Гирея сбивчива. Обретение, действительно, приходится на 25 мая. Но в 1571 г. среда приходилась на 23 мая, Вознесеньев день на 24 мая. Следовательно, приход Девлет-Гирея к Москве надо относить к среде 23 мая (в тексте, очевидно, описка — 25 мая), а отход к субботе 26 мая. В литературе на этот счет нет четкости. Уже М. М. Щербатов писал, что Девлет-Гирей подступил под Москву и решил сжечь предместья 24 мая, а в субботу 26 мая отступил от Москвы (Сочинения кн. М. М. Щербатова. История Российская, т. V, СПб., 1903, стр. 346-348). Позднее исследователи вслед за ним неверно относили приход Девлет-Гирея к Вознесеньеву дню 24 мая (См. Н. М. Карамзин. История государства Российского, т. XII, прим. № 354, С. Соловьев. История России, кн. II, изд. Общ. польза, стр. 224, А. А. Новосельский. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII в. М.-Л., 1948, стр. 430 и др.). Ошибка произошла от неверного чтения текста Никоновской летописи: «Лета 7079 приходил к Москве Крымской царь Девлет-Кирей и мая в 24 день на Вознесеньев день татарове посад зажгли» (ПСРЛ, т. XIII, ч. 1, стр. 300). В издании этой летописи XVIII в. союз «и» отсутствует, отчего все историки, начиная с М. М. Щербатова, ошибочно отнесли не только сожжение посадов, но и самый приход Девлет-Гирея к 24 мая 1571 года.

Текст воспроизведен по изданию: Краткие летописцы XV-XVI вв. // Исторический архив, Том V. М-Л. 1950

© текст - Зимин А. А. 1950
© сетевая версия - Тhietmar. 2007
©
OCR - Антов Д. 2007
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Исторический архив. 1950