ДУХОВНАЯ СЕМЕНА ИВАНОВИЧА ХЛОПОВА 1490 ГОДА

Живой исследовательский интерес отечественных генеалогов прошлых лет к родственным связям последней жены Ивана Грозного и матери царевича Дмитрия Марии Федоровны Нагой в свое время вылился в целую серию специальных заметок в Известиях Русского генеалогического общества 1. В ходе этих генеалогических разысканий Н. В. Мятлевым было опубликовано родословие старинных коломенских вотчинников Хлоповых, сообщавшее о браке Мамелфы Ильиничны Хлоповой и Ивана Семеновича Нагого – двоюродного брата царицы Марии 2. Это же родословие упоминало и Марию, дочь Ивана Ивановича Хлопова, выбранную в 1616 г. в невесты двадцатилетнему царю Михаилу Федоровичу. Как известно, этому браку не суждено было состояться: Мария Хлопова была оклеветана (злые языки распустили слух о том, что она якобы тяжко и неизлечимо больна) и сослана в ссылку, где она и умерла в 1633 г. 3 Таким образом жизненные пути рода Хлоповых по крайней мере дважды достаточно тесно соприкасались с российскими самодержцами. Пожалуй именно данному обстоятельству Хлоповы обязаны внесению своего родословия в частные родословцы и обретению статуса «родословных людей».

Недавно обнаруженная и публикуемая ниже духовная Семена Ивановича Хлопова 1490 г. позволяет заглянуть в древнейшую историю рода Хлоповых уже не только через призму весьма специфических родословных источников, но и посредством прямого ознакомления с реально задокументированной действительностью. Духовная была подана в Поместный приказ одиннадцатью [4] представителями рода Хлоповых 19 сентября 1633 г. в связи с полюбовным разделом между ними выморочной вотчины Ивана Ивановича Хлопова (отца Марии, также умершей к тому времени) в Коломенском и Козельском уездах 4.

Как видно из текста духовной, ее основная содержательная часть сводится к двум вопросам – разделу между наследниками С. И. Хлопова его вотчин в волости Маковице Коломенского уезда и исполнению его воли в отношении многочисленных холопов и рабов. В лице завещателя перед нами предстает весьма зажиточный вотчинник, имеющий не просто «вотчину» (деревня Старое), но и «купли» (деревни Павловское Лаптево, Нефедьевское Татаровское, Хомутовское и пустошь Алексеевская Голочоловка), обладающий значительными людскими ресурсами (49 душ холопов и рабов), да и к тому же практически не обремененный долгами. Упомянутые в духовной вотчины впоследствии оставались за потомками Семена Ивановича. Согласно показаниям коломенской писцовой книги 1577/78 г., за внуком старшего сына Семена Ивановича Данилы – Нехорошим (Ильей) Александровичем было сельцо Лаптево (140 четвертей), за внуком его третьего сына Ивана Скурата – Иваном Назарьевым сыном были деревня Старое (110 четвертей) и село Нефедьево (150 четвертей), за детьми и внуками его младшего сына Матвея Лишнего – Иваном, Андреем и Захарием Матвеевыми детьми, Тимофеем Ивановым сыном и Василием Михайловым сыном были сельца Хомутово и Голочелово (237 четвертей) 5. Все эти населенные пункты существуют до сих пор и расположены компактно примерно в 35–40 километрах к западу от Коломны по правому берегу реки Северки 6. Двойственная характеристика Семеном Ивановичем своих земльных владений как «вотчина» и «купли» показывает, что изначально они ограничивались лишь деревней Старое. К сожалению, в нашем распоряжении нет каких-либо данных, позволяющих уверенно ответить на вопрос – являлась ли деревня Старое родовой вотчиной С. И. Хлопова, или это было пожалование московской великокняжеской власти. Родословие Хлоповых, содержащее обычную для такого типа источников баснословную легенду о выезде пращура «сродника Синие орды ханам именем Казы-Гирей а прозвище Хлопец» из Тмутаракани к Ивану Калите, в этом отношении также ничего не дает. Согласно росписи, у Казы-Гирея, крещеного под именем Илья, был сын Иван, а у того дети Семен и Константин 7.

Биографические сведения о Хлоповых, приведенные в свое время Н. В. Мятлевым, хотя и не лишены отдельных неточностей и могут быть дополнены в фактическом плане за вторую половину XVI–начало XVII в., в целом [5] все же снимают необходимость повторяться. Из всех Хлоповых, упомянутых духовной, в источниках фигурирует только второй сын Семена Ивановича Федор – в сентябре 1509 г. он в чине ясельничего в числе прочих членов двора сопровождал Василия III в поездке в Новгород, в том же чине он упомянут и в разряде 1521/22 г. 8 Сопоставляя показания родословной и других источников, Н. В. Мятлев отметил высокую достоверность росписи Хлоповых (разумеется, за исключением легенды о выезде). Следует признать, что обнаруженная и публикуемая ниже духовная С. И. Хлопова 1490 г. также в основном подтверждает показания родословного источника 9. В этой связи напрашивается вывод о том, что при составлении своего родословия где-то в середине XVII в. Хлоповы в значительной степени опирались на имеющиеся в их семейном архиве документы.

Примечательной особенностью публикуемого документа являются имеющиеся в нем так называемые явочные записи, раскрывающие механизм регистрации завещаний в неординарной ситуации. На момент составления духовной Коломенский владычный дом не имел главы – 16 мая 1489 г. скончался епископ Герасим, новый же епископ, как это следует из первой записи, еще не был поставлен. Именно поэтому духовная С. И. Хлопова для освидетельствования была прислана из Коломны в Москву на митрополичий двор. Необычность ситуации заключается в том, что и митрополичья кафедра в то время была свободна. Буквально через два дня после смерти коломенского владыки умер митрополит Геронтий. Его преемник симоновский архимандрит Зосима был поставлен на митрополию только 16 сентября 1490 г. Спустя месяц, 18 ноября 1490 г. в коломенские епископы был поставлен игумен Николо-Угрешского монастыря Аврамий 10. Таким образом более года Московская митрополия и Коломенский владычный дом оставались без иерархов. Судя по всему, отсутствие митрополита на кафедре при регистрации духовной С. И. Хлопова на митрополичьем дворе и послужило основанием для ее вторичного освидетельствования вновь поставленным коломенским епископом.

В заключение несколько слов о других фигурантах духовной. Великокняжеский дьяк Андрей Одинец и митрополичий дьяк Леваш (Коншин) фигуры достаточно заметные, не раз упоминающиеся в источниках того времени 11. В отношении остальных – должника Хлопова Семена Аргамака Симонова, сидельцев у духовной великокняжеских детей боярских и несомненно коломничей Тимофея Нащоки Никитина сына Мотякина, Долмата Иванова сына Клементьева, Ивана Васильева сына Доронина (Воронина), духовного отца [6] никольского попа Ивана Бука, великокняжеского подьячего Афони Микулина сына, митрополичьего казначея старца Мисаила и коломенского владычного дьяка Алеши Семенова сына Мелекшина – нам, к сожалению, ничего не известно. Отчасти это объясняется тем, что число дошедших до нас актов по Коломенскому уезду за XV в. ничтожно мало 12.

Пожалуй только в связи еще с двумя именами (заимодавец Хлопова Василий Яковль и писец духовной подьячий Роман Федоров сын) можно высказать следующее предположение. Дошедшая до нас в изложении в составе новгородских записных кабальных книг духовная Федора Новокщенова (Новокрещена, -ого), составленная в августе 1472 г. и освидетельствованная митрополитом Геронтием 21 августа 1473 г., называет в числе душеприказчиков Федора его шурина некоего Василия Яковля, писцом духовной назван «Ромашко подъячей», а в качестве духовного отца в ней фигурирует никольский поп Протасий 13. Напомним, что духовную С. И. Хлопова, составленную спустя восемнадцать лет, писал «Раман подъячей Федоров сын», а духовником Хлопова был никольский поп Иван Бука. В данном случае едва ли имеет место простое совпадение имен шурина Ф. Новокщенова и заимодавца С. И. Хлопова Василия Яковля, писца обоих духовных подьячего Романа, а также названия храма. Если наше отождествление верно, то духовная Новокщенова, как и духовная Хлопова, имеет коломенское происхождение. Почему же тогда она была «явлена» митрополиту Геронтию, а не коломенскому епископу. Очень вероятно, что объяснение этому кроется в самих обстоятельствах поставления Геронтия на митрополию. Как известно, до возведения в сан митрополита Геронтий возглавлял именно Коломенскую епископию. В апреле 1473 г. в связи со смертью митрополита Филиппа в Москве был собран церковный собор, на котором в числе прочих иерархов присутствовал и Геронтий, и на котором он в итоге был избран в митрополиты. Поставление Геронтия произошло 29 июня 1473 г., а 25 июля того же года на его прежнее место был утвержден священноинок Никита 14. Получается, что в августе 1472 г., во время составления Федором Новокщеновым своего духовного завещания, Коломенский владычный дом возглавлял еще Геронтий. Поэтому вполне логично, что именно им, правда уже в качестве митрополита, духовная и была освидетельствована.

Не знаем, правильно ли будет видеть в Василии Яковле младшего сына видного деятеля того времени Якова Захарьевича. Сведениями о Василии Яковлевиче за конец XV и самое начало XVI в. мы не располагаем, – первое известие о нем относится к 1516 г., причем выступает он сразу же в чине окольничего, умер он в 1526 г.15 Для нас гораздо более предпочтительней выглядит версия [7] о происхождении Василия Яковля из среды мелких коломенских вотчинников. Так, в одном из коломенских актов из архива Троице-Сергиева монастыря, датированном С. Б. Веселовским 1474-1496 гг., среди послухов упомянуто лицо с характерным отчеством в краткой форме – «Костянтин Яковль Серефядинов» (Шерефединов) 16.


* * *

Ок. 1490 г. мая 4. – Духовная Семена Ивановича Хлопова, с явочными записями: 1) 1490 г. мая 4 митрополичьему казначею старцу Мисаилу и дьяку Левашу; 2) ок. 1490 г. ноября 18 епископу коломенскому Аврамию.

Список з духовной слова в слова.

Во имя отц[а] и сына и святого духа. Се аз, раб божий Семен Иванович Хлопов, пишу сию духовною грамоту своим це[лым] умом, кому ми что отдати и у кого ми ч[то] взяти.

Дати ми Василью Яковлю полтина. Вз[я]ти ми на Семене на Аргамаке на Симонов[е] конь рыж, цена ему два рубли.

А что моя вотчина деревня Староя на Коломне в Маковице, да мои купли деревни Павловъское Лаптев[о], да Нефедьевъское Татаровское, да Хомуто[вско]е, да моя купля пустошь Олексеевская Голоч[о]ловка в Маковице ж, и яз благословил своих [де]тей. Дал есми сыну своему Данилу деревню Павловскую Лаптеву, свою куплю, с лесом и с луги, и с пожнеми, и со всем с тем, что х той де[рев]не Павловской истарины потяглу, куды [со]ха и коса и топор ис тое деревни ходили. А с[ыну] моему Федору дал есми ему свою вотчин[ную] деревню Старою со всем с тем, что х той дерев[не] к Старой истарины потяглу, с луги и [с по]жнями, куды соха и коса и топор ис то[й] деревни ходили. А сыну моему Ивану Скурату дал есм[и] ему деревню Нефедьевскую Татаровскую, свою [куп]лю, и со всем с тем, что к той деревне Нефедьевъс[кой] истарины потяглу, с лесом и с луги и с пожн[ями], куды соха и коса и топор ис тое деревни ходи[ли]. Да моим детем Афанасью Мордасу да Матв[е]ю Лишнему, что з Домною прижиты, дал есми им деревню Хомутовскою, свою куплю, да пустошь О[ле]ксеевскую Голочеловку, свою куплю, со всем, с лесом и с луги, и с пожнями, и со всем, что к [той] деревне Хомутовской и пустоши Олексеевской Голочеловке истарины потяглу, куды соха и коса и топор ис тое деревни ходили. А [бу]дет которому моему сыну не до земли, и ему мимо своей братьи ни пра-дать, ни променити, ни в закуп не дати никому.

Да мо[ей] жене Натальи дал есми ей свои холопи и раб[ы]: // Марьицу Долгушу, да ее дочери Марьицу да Марфицу, да ее сына Омельянъца, да Куземку Жука, да ево жену О[гро]феницу, да Якушка Гридина сына, да ево жену Настас[ью], да ево сына Степанка, да Якушка Зеленогу, да Тимо[шки]ну жену Настасьицу, да Онтипину жену Ов[дее]ва сына Аницу, да его дочерь Маврицу, да Васи[лиску] Омосову дочерь Острецову. И те люди моей жене [до е]е [8] живота. А после ее живота те люди на сво[бо]ду, и с их статкн, что у них есть. А мои дети не всту[па]ютца у них ни во что.

А сыну моему Данилу дал есми ему свою рабу Марьину Власову дочерь Одинцова. А Федору моему сыну дал есми ему свои холопи и рабы: Харитонка Бреха, да ево жену Оленку, да Исачка ...па 17 Асташова сына. А сыну моему Ивану дал есми ему свою рабу Марьицу Никитину дочь Космынина. Дал есми внуку своему Петру Данилову сыну своего холопа Ондрейка Иванова сына. А Офанасью Мардасу дал есми ему своих холопей: Лорионца Власова сына Одинцо[ва], да Матвейка Харитонова сына Брехова, да Иваш[ка] Якушова сына, да его брата Ивашка.

А отпустил есми на свободу своих холопи и рабы: Степанка Гусенка, да его жену Марьицу, да его дет[ей] Костицу да Матвейка, да Митку Космыню, да ево жену Матреницу, да ево сына Иванца, да Огрофеницу, да Корнилову жену Ульянъку, да его сына М[и]китку, да его дочь Марьицу, да жонку Ульяницу Но...ху 1, да ее сына Оксенка, да Ондрейкову жену Кузне[цо]ва Улитку, да ево три сына Ондрейка, да Михалка, да Степанку, да его дочери Овдотьицу да Марфиц[у], да Лукьянъкову жену Марьицу, да ея дочь Аниц[у], да Харитонковых детей Бреховых Игнашка д[а] Ивашка, да Лукьянъка Одинцова сына, да его сына Трофимка. Те мои люди все на свободу, и с их ст[ат]ки, что у них есть.

А что моих статков кони [мои], и животина, и рожь одонья и скирды стоячи[е] в деревне Хомутовской, и то все Офанасью Мардасу да Матвею Лишнему и матери их Домне. А дети мои Данила, да Федор, да Иван Скурат в то ся у них не вступают ни во что.

А приказал есми по с[ей] духовной и на церкви божьи и по душе дати свои[м] детем Данилу да Федору.

А у сея духовной сидели Тимофей Нащока Никитин сын Мотякина, да Дол-мат Иванов сын Клементьева, да Иван // Васильев сын Доронина 2, да отец мой духовной Иван поп николской Бука.

А сию грамоту духовную писал Раман подъячей Федоров сын.

А на конце духовные пишет:

К сей духовной приложил руку ев[о] отец духовной поп Иван Бука николской.

Да пот [то]ю духовною написано:

По великого князя слову Ивана Васильевича всеа Руси, о сей духовной великого князя дияк Ондрей Одинец присл[ал] к митрополичю козначею к старцу Мисаилу под[ъя]чего Офоню Микулина сына, а велел к сей духовн[ой] митрополичим дьяком руку свою приложити, а козначею печать приложити, дотоле, д[о]коле, Бог даст, государь князь великий на Коломне вл[а]дыку учинит.

К сей духовной митрополич дьяк Леваш руку свою приложил, а Мисайло козна[чей] печать приложил, лета 9 десят осмаго, мая четвертый день.

Дьяк Леваш руку приложил.

А назади у духовной написано:

Сия духовная [гра]мата Аврамию владыце коломенъско[му] явлена.

И отец духовной Иван поп Бука ник[ольский] да дети боярские великого князя Ти[мо]фей Нащока Микитин сын Мотякина, да Д[ол]мат Иванов сын Клементьева, да Иван Васильев сын Доронина 18 перед владыкою стояли и сказали, что у духовной сидели. И Роман подъяч[ий] Федоров сын свою руку познал. [9]

И возря в сию д[ухо]вною грамоту, Аврамей владыко колом[е]нъской велел дьяку своему подписать.

Дьяк владычен Олеша Семенов сын Мелекшин.

РГАДА Ф 1209. Столбцы по Калуге, № 421/26155. Л. 68- 70. Список 1633 г.

 


Комментарии

1. Шереметев С. Д. По поводу родословия Нагих // ИРГО. СПб., 1900. Вып. 1. Отд. 1. С. 3-6; Мещеринов Г. В. К родословию Нагих // ИРГО. СПб., 1903. Вып. 2. Отд. 1. С. 10–12; Мятлев Н. В. Догадка о жене Федора Нагова // Там же. С. 13–17; Кобеко Д. Ф. Федор Федорович Нагой // Там же. С. 18–24; Беляев И. С. К родословию Нагих // ИРГО. СПб., 1909. Вып. 3. Отд. 1. С. 88-98; Мятлев Н. В. К родословию Нагих // ИРГО. СПб., 1911. Вып. 4. Отд. 1. С. 71-91.

2. Мятлев Н. В. К родословию Нагих... С. 79, 80. Публикация была осуществлена по родословной книге князя С. В. Ромодановского 1678 г., относящейся к редакции родословных книг в 81 главу (ГИМ ОР. Собр. Уварова. № 570). Помимо того родословие Хлоповых содержат еще пять списков родословных книг этой же редакции, а также два родословца, относящихся к другим редакциям родословных книг (см.: Бычкова М. Е. Родословные книги XVI-XVII вв. как исторический источник. М., 1975. С. 185, 187, 191).

3. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1990. Т. 9. С. 119-122, 261.

4. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Калуге, № 421/26155. Л. 67-77 (начало и конец дела утрачены). Вотчина была разделена между Мироном Тимофеевым сыном, Гаврилой Васильевым сыном, Дементием Федоровым сыном, Федором Павловым сыном, Осипом Тимофеевым сыном, Иваном Матвеевым сыном, Перфилием, Львом и Гаврилой Назарьевыми детьми, Никифором Никитиным сыном и Семеном Парамоновым сыном. Объектом раздела стала «старинная» вотчина Ивана Хлопова половина села Нефедьево с половинами деревень Старое в Маковском стане и Толокнеево в Левиченском стане Коломенского уезда, а также его выслуженная вотчина половина села Волконск(ое) в Окологородном стану Козельского уезда.

5. ПКМГ. СПб., 1877. Т. 2. С. 438, 439, 441.

6. Московская область. Топографическая карта. М. 1991 С. 32 (Нефедьево, Лаптево, Хомутово, Голочалово, Старое).

7. Мятлев Н. В. К родословию Нагих... С. 79.

8. РК 1475-1598 гг. М., 1966. С. 44, 68.

9. Неточности родословной Хлоповых сводятся к следующему. Потомство старшего сына Семена Ивановича Данилы в росписи указано не полностью. Так, по другим источникам, наряду с означенными в родословной Александром, Иваном и Гаврилой, у Данилы было еще два сына – Константин (попавший в битве под Опочкой в октябре 1517 г. в литовский плен и скончавшийся там к 1538 г.) и Петр (упомянутый среди наследников в публикуемой духовной). Указанный росписью второй сын Ивана Константин (якобы брат Семена Ивановича) в действительности одно лицо с упомянутым выше Константином Даниловичем. Его сын Дмитрий, будучи новгородским помещиком, в 1550 г. был зачислен в выбор, а в 1555 г. получил в кормление галичскую волость Городня.

10. ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18 (Симеоновская летопись). С. 272-274.

11. О них см.: Веселовский С. Б. Дьяки и подъячие XV–XVII вв. М., 1975. С. 257, 258, 382.

12. АФЗХ. М., 1951. Т. 1. № 112-114 (жалованные и правая грамоты 1425-1504 гг. из архива митрополичьей кафедры); АСЭИ. М., 1952. Т. 1. № 448, 449 (купчие Ф. И. Сабурова 1474-1496 гг. из архива Тр.-Сергиева м-ря), № 489, 527, 528 (меновная, жалованная грамота и купчая Ворыпаевых 1480-х гг. из архива Тр.-Сергиева м-ря); АСЭИ. М., 1958. Т. 2. № 348, 414 (меновная 1445-1453 гг. и правая грамота 1497-1498 гг. из архива Симонова м-ря); АСЭИ. М., 1964. Т. 3. № 36, 42 (данная В. Селифонтова 1450-х гг. и жалованная грамота 1471 г. из архива Чудова м-ря), № 70–72 (жалованные грамоты Писаревых 1441, 1464 и 1485 г.).

13. АСЭИ. М., 1964. Т. 3. № 404.

14. ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 247.

15. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV– первой трети XVI в. М., 1988. С. 185.

16. АСЭИ. М., 1952. Т. 1. № 449.?

17. В ркп. утр. 2-4 буквы.

18. Так в ркп.; с учетом сходного написания букв «Д» и «В» м. б. прочтено как: Воронина.

Текст воспроизведен по изданию: Духовная Семена Ивановича Хлопова 1490 года // Русский дипломатарий, Вып. 5. М. Археографический центр. 1999

© текст - Антонов А. В. 1999
© сетевая версия - Тhietmar. 2015

© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Русский дипломатарий. 1999