Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ДВЕ НОВГОРОДСКИЕ НАДПИСИ ИЗ "ПОРТФЕЛЕЙ Г.-Ф. МИЛЛЕРА"

Две новгородские надписи, которым посвящена настоящая публикация, не впервые появляются в печати. Обе они известны исследователям по примечаниям Н. М. Карамзина к "Историк государства Российского" 1. Особенно хорошо известна первая надпись - об основании и строительстве Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. Ведь, как установили М. К. Каргер и С. Н. Азбелев, именно к этой надписи восходит известие о зодчем Петре в Новгородской третьей летописи. 2 Однако, не менее интересна и другая надпись - с надгробия великой княгини Феодосии, матери Александра Невского. Она служит интересной иллюстрацией к недавно выдвинутой В. Л. Яниным гипотезе об ошибке шведских интервентов, надругавшихся в начале ХVII в. над останками, как они считали, младшего сына Феодосии Федора, канонизированного Русской православной церковью 3.

Публикуя надпись о зодчем Петре Карамзин не сообщил источника своих сведений, но лишь указал местонахождение самой надписи - Георгиевский собор в Новгороде. Иначе обстоит дело со второй надписью. Её Карамзин снабдил следующим комментарием: "В описании княжеских гробов, сообщенном мне от господина губернатора Владимирского показано, что сия великая княгиня и сын Ярославов Федор лежат в Владимире в храме Великомученика Георгия, а в надгробной ея надписи в Новгородском Георгиевском монастыре вырезаны следующие слова..." 4. Смысл этого комментария из слитком ясен. Во-первых, Карамзин, видимо, полагал, что Феодосия и Федор были захоронены во Владимире, но при этом привел надпись с надгробия в Новгороде. Во-вторых, Карамзин не вчитался в сам текст надписи, из которого следует, что останки Федора были перенесены в другое место. Разгадка кроется в том, чти во владимирском георгиевском соборе действительно была надпись, свидетельствующая о захоронении здесь [110] Феодосии с сыном, её то и сообщил Карамзину владимирский гражданский губернатор и известный поэт того времени кн. И. М. Долгорукий 5. В течение всего последующего столетия велась полемика о местонахождении захоронений Феодосии и Федора, и лишь в 1902 г. М. А. Сперанский окончательно доказал, что владимирские надписи не соответствуют действительности и восходят к ошибке в Степенной книге 6.

По крайней мере начиная со второй четверти XIX в. опубликованных Карамзиным надписей в Георгиевском соборе в Новгороде уже не было: по приказу знаменитого архимандрита Фотия старые плиты были заменены на новые с текстуально близкими, но все же отличающимися надписями. Для сравнения приведем новую надпись с надгробия Феодосии (новая надпись о зодчем Петре приведена в указанной статье В. Л. Янина). В начале нынешнего столетия захоронение Феодосии находилось "в древней каменной гробнице с новою плитою из белого мрамора наверху" с надписью: "Лета 1244 мая в 4 день в Великом Новеграде почи о господе блаженная великая княгиня Феодосия честнейшая супружница великаго князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугодно от него породи святых благоверных князей Феодора и Александра Невскаго и иных седмь сынов, и на конец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть имя ей Евфросиния, положена же бысть в обители св. Георгия подле сына своего святаго благовернаго князя Феодора на сем месте в каменном гробе" 7.

Что же послужило Карамзину источником при публикации надписей? По всей видимости, это "портфели Миллера", хранящиеся ныне в ЦГАДА. То, что Карамзин активно пользовался материалами "портфелей" хорошо известно, однако, какие именно рукописи он изучил, остается пока открытым вопросом. Именно здесь, в "портфелях", обнаружены нами две публикуемые новгородские надписи. Они хранятся в фонде в виде двух отдельных единиц хранения, однако, идентичность их происхождения не вызывает сомнения: в каждом деле по одному листу, которые заполнены одинаковым почерком второй половины ХVIII в. на бумаге одного качества без филиграней. Одинаков и [111] характер заполнения обоих листов: не по горизонтали, а по вертикали листа. Это заставляет предположить, что надписи скопированы непосредственно с плит. Об этом свидетельствует и характер расположения слов на листе, особенно в надписи о зодчем Петре, где между словами "игумене Кирьяке" и "А мастер" пробел шире, чем между другими словами, так, что окончание слова "мастер" оказывается вровень с окончанием предшествующих строк. Три последние строки в этой надписи короче других и расположены одна под другой по центру длинных строк. (При публикации конец строк отмечен нами двумя косыми чертами).

Остается ответить лить на вопрос, как тексты новгородских надписей попали в личный -архив Г.-Ф. Миллера. По-видимому, происхождение найденных документов связано с именем известного английского путешественника Уильяма Кокса (Коукса), побывавшего в России в 1778-1779 гг. и оставившего интересные воспоминания, в том числе и о встрече с Миллером 8. В ЦГАДА сохранилась переписка Миллера с Коксом, в которой историк отвечал на некоторые вопросы своего английского коллеги по истории России. Один из них касался надписей, увиденных путешественником в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде, упоминается здесь и надпись с надгробия Феодосии и Федора. В своем ответе, опубликованном в прошлом веке П. И. Бартеневым. Миллер комментирует текст надписей, приводит имена князей, похороненных в Георгиевском соборе и просит выслать ему текст одной из надписей 9. (Интересно, что в том же письме Миллер излагает историю сватовства Ивана Грозного к Марии Гастингс, заключая свой рассказ словами: "...и вот так закончилось это дело, о котором до сих пор не писал ни один историк и которое, быть может, ради чести обоих народов не заслуживает огласки").


1. Надпись об основании Георгиевского собора

Лета 6627 заложил церковь каменну князь великий Мстислав // [112] святаго Георгия в монастыре Юрьеве, а совершил ею великий князь Всеволод // сын Мстиславич Гавриил, а осветил ею в лею 6648 году месяца // июня на память святых апостолов Петра и Павла при игумене Исаии, // а зачата бысть при игумене Кирьяке. А мастер // делал Петр, // церковь // о трех верхах.

ЦГАДА, ф. 199, п. 184, ч. 2, д. 2, л. 1.

2. Надгробная надпись великой княгини Феодосии

Лета 6749 майя в 4 в Великом Новеграде почи о господе чюдная // и великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великаго // князя Ярослава Всеволодича, с ним же благоговейно и богоугодно поживе, // от него ж девять сынов породи с великаго князя и в чюдесех // словущего Александра Невскаго и инех осмь, // и на конец жития иноческий образ восприимши, и претворено бысть имя // ей Евфросиния я положена бысть в пресловущей обители святаго // Георгия об едину страну сына своего, князя Феодора, последи же // многим минувшим летом сын ея, князь Феодор, оттоле из обители // перенесен бысть в Великий Новград в Соборную церковь премудрости божию и поло//жен бысть в паперти Иоанна Богослова с великими князя.

ЦГАДА, ф. 199, п. 184, ч. 2, д. 4, л. 1.


Комментарии

1. Карамзин Н. М. История государства Российского, т. II., прим. 225; т. IV. прим. 39.

2. Каргер М. К. К вопросу об источниках записей о деятельности зодчего Петра и Феофана Грека в Новгороде. - ТОДРЛ, т. XVI. С. 565-566.

3. Янин B. Л. Посмертная судьба Дмитрия Шемяки. - Памятники культуры. Ежегодник за 1984 год. М., 1966, С. 533-540.

4. Карамзин Н. М. Указ. соч.

5. Сам Долгорукий писал: "Не имея с ним (Карамзиным - А. К.) ни связи ни близкого знакомства ... я случайно имел с ним переписку о гробах великих князей, погребенных в разных церквах и обителях владимирских; о сведениях, какие я мог ему доставить, он рассудил упомянуть в примечаниях на свою историю” (Долгорукий И. М. Капище моего сердца. М., 1874. С. 340).

6. Сперанский М. А. Древние гробницы Георгиевской церкви. Труды Владимирской ученой архивной комиссии. Владимир, 1902, т. IV.

7. Вел. кн. Николай Михайлович. Русский провинциальный некрополь. М., 1914, т. 1. С. 999.

8. Коукс (Кокс) Уильям. По России и Польше в исходе ХVIII столетия. - Русская старина, 1907, № 10. С. 182-183.

9. ЦГАДА, ф. 199, п. 546, ч. 2, д. 9; Архив князя Воронцова, М., 1884, т. XXX. С. 373-377.

Текст воспроизведен по изданию: Две новгородские надписи из "Портфелей Г.-Ф. Миллера" // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. М. АН СССР. 1988

© текст - Каменский А. Б. 1988
© сетевая версия - Strori. 2015
© OCR - Станкевич К. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1988