I.

КРАТКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ О СТАРИННОЙ ИСТОРИИ БАРГУЗИНА

// Если вкратце поведать старинное предание о Баргузине, то вот оно.

В 1648 году 1, когда в этой местности еще жили эвенки, сменившие обитавших там в древности хорчида-чонголов 2, семьдесят [русских] воинов, укрепив острог, стали там жить. Так было при Алексее Михайловиче 3, во время [установления] русского правления. В позднейшее время [этот острог] был сделан уездным городом 4.

При том же царе, в 1661 году, когда русские незадолго до того основали город Иркутск 5, некоторые из северо-байкальских бурят жили по берегам реки Лены. Поэтому русские, при присоединении тех бурят в свое ведение, прозвали их верхоленскими //.

В это время несколько семей 7 кочевников, принадлежавших к верхоленскому роду авазай 6, перекочевало в урочище Ягарукту Долей Нарасун на р. Баргузине и, прожив там немного лет, вернулось обратно. После этого снова [в Баргузин] прикочевали [буряты] разных родов.

В то время территория, [простирающаяся] к востоку от Уральских гор 8, ранее находившаяся под властью предка бурят — Чингиса 9, со времен царя Грозного была подвергнута нападению Ермака 10. Приход русских воинов случился в 1648 году.

В это время Монгольское государство пришло в расстройство.

В прежних монгольских землях русские по своему желанию образовали владение и на всех окраинах при [38] помощи острогов установили охрану //. Из них, к югу от Байкала сильную военную охрану [представлял] Селенгинский острог 11.

Учредив [в нем] воеводскую канцелярию 13, русская администрация, хотя и захватила бурят и эвенков, однако не превратила их в холопов 12, целиком подчиненных их власти.

После 1727 года, во время правления маньчжурского [императора] Энхэ Амугулан 14 и русской императрицы Екатерины 15 была установлена граница 16 земель. [Ее] установили с западной стороны вплоть до земель монгольского хун-тайджи на краю восточной стороны. Дальше русскими граница земель не была установлена.

С тех времен монгольские племена кочевали отовсюду по северной и южной стороне Байкала. Баргузинские буряты и эвенки воевали друг с другом.

//. Ныне говорят, что подобным же образом эвенки, будучи искусными в стрельбе из лука, много раз сражались с русскими воинами и разбили их на восточной стороне теперешней реки Ино 17. Кроме того [эвенки] бились еще при озере Хасхул 18 и снова победили. После, хотя эвенки и преследовали русских на лыжах до перевала Ийхид 19, они были разбиты и, потеряв все свои силы, были взяты [русскими].

Начиная с этого [момента] эвенки управлялись из Баргузинского острога. Во времена великой императрицы Екатерины II Баргузинский острог превратили в уездный город 20. При этом утвердили штатных чиновников. Тогда баргузинские буряты и эвенки разделили свои земельные владения. При этом эвенки захватили больше земли потому, что они // при эвенкийском тайше Иване 21, в год быка, вступили в соглашение с властями города Баргузина и установили длинную изгородь. Когда буряты, недовольные земельным наделом, подали жалобу чиновникам Селенгинской воеводской канцелярии 22, [в Баргузин] приехала воеводская комиссия, которая в год зайца в третий раз установила изгородь. Эта комиссия, став на сторону бурят, обвинила чиновника городского управления Пабалинчина 23 и отправила его в Иркутск, а местных русских казаков Козулина и Мещерского подвергла строгому взысканию. Поэтому предводитель эвенков Иван Цэгдэнов 24 тайно бежал и поселился на северной стороне Яблонового хребта. [39]

// (После этого) у бурят во главе каждого рода стоял зайсан 25, а над всеми ними был один главный зайсан 26. Поэтому указом Баргузинского нижнего земского суда 27 от 30 марта 1789 года за № 273 утвердили Санкир Ондреева 28 зайсаном Подгородных [родов] 29.

(Таким же образом) у Эмчиги Байтакова имеется указ от 28 октября 1786 года о назначении его зайсаном 30 и еще указ, данный 3 августа 1799 года, об [утверждении его] вторым зайсаном при главном зайсане Санкире Ондрееве. Так как этот Амчиги Байтаков в год зайца скончался, то его сыну Танга Амчигиеву [дали] указ от 14 октября 1807 года, утвердивший его выборным.


Комментарии

1. «В 1648 году...» В этом году из Енисейска пришел на р. Баргузин отряд служилых людей под начальством сына боярского Ивана Галкина. В том же году он поставил здесь острог (см. И. Фишер. Сибирская история. СПб., 1774, стр. 551-554). Баргузинский острог послужил опорным пунктом, из которого в дальнейшем направлялись отряды казаков по всему Забайкалью.

2. «Хорчида-монголы», правильнее хорчин. Хорчины — древне-монгольское племя, ныне обитающее во Внутренней Монголии. Они составляли основное население Хорчинского (Корциньского) аймака Внутренней Монголии (см. «Мэн-гу-ю-му-цзи», перевод с китайского П. С. Попова, «Записки Русск. Географич. Общ. по отделению этнографии», XXIV, СПб, 1895, стр. 1-2). В «Мэн-гу-ю-му-цзи» о происхождении хорчинов сказано: «В годы правления Хун-си (1425), когда монгольский подданный Арутай был разбит (племенем) вала, то повелитель его Куймэнгэ-тасхара, из фамилии Борцзигита, потомок в 14-м поколении брата основателя Юаньской династии (Чингис-хана) Хабуту-хасара, бежал на р. Нонь, где приютился у урянха; так как между одноплеменниками его был род ару-корцинь, то в отличие от них он принял прозвание нонь-корцинь» (стр. 1-2).

По сообщению Юмжина Лумбунова, кость хорчин имеется в составе 2-го сартольского рода селенгинских бурят (см. его «Поколения селенгинских бурят» в сб. «Сказания бурят, записанные разными собирателями», Записки Вост. Сиб. Отд. Русск. Географ. Общ. по этнографии, т. 1, вып. 2, Иркутск, 1890, стр. 118).

3. «Алексей Михайлович», русский царь (1645-1676).

4. «Сделан уездным городом». Баргузин был уездным городом с 1783 по 1822 г. и с 1913 по 1917 г.

5. «Основали город Иркутск». В 1661 г. на правом берегу р. Ангары был построен Иркутский острог, который позднее, в 1686 г., был отнесен к разряду городов. Об Иркутске см. Ф. А. Кудрявцев и Е. П. Силин. Иркутск. Очерки по истории города, Иркутск, 1947 г.

6. «Авазай», правильнее абазай или абзай (в литературе встречается также написание абыза, абызаевский род) — западно-бурятский род, принадлежащий к племени эхирит. По преданию, род абзай происходит от Алагтая, третьего сына Зонхи и внука прародителя эхиритов — Эхирита. Об этом см. Г. Н. Румянцев. Баргузинские буряты. «Труды Кяхтинского краеведческого музея им. ак. В. А. Обручева и Кяхтинского отделения Всесоюзного Географич. Общ.» т. XVI, вып. 1, Улан-Удэ, 1949, стр. 53 и отд. отт. Кяхта, 1949, стр. 53.

7. «В это время несколько семей». Из контекста вытекает, что группа бурят из рода абзай переселилась в долину р. Баргузина с верхней Лены еще в шестидесятых годах XVII в., а другая группа бурят разных родов перекочевала позже, но тоже, по-видимому. в XVII в.

8. «Территория простирающаяся к востоку от Уральских гор...», т. е. Западная и Восточная Сибирь.

9. «Предка бурят-Чингиса». Чингис не был предком бурят и принадлежал к другой группе монгольских племен, названных у Рашид-ад-дина «нирунами», племена же вошедшие в состав бурятского народа относились к группе монгольских племен, носившей название «дорлигин».

10. «Ермак» Тимофеевич, (г. рожд. неизв, — ум. 1584) атаман казачьих отрядов, присоединивших Западную Сибирь к России. Поход Ермака в Сибирское царство Кучума начался в 1581 г. после отражения напавших на уральские владения купцов Строгановых вогулов (манси) под начальством мурзы Бегбелия Агтакова. Указанная в настоящей летописи дата, — «1648 год», — очевидно, относится к походу Ивана Галкина в Баргузин в 1648 г.

11. «Селенгинский острог» — построен в 1665 г. на р. Селенге, напротив устья р. Чикой казачьим десятником Осипом Васильевым. В отпуске Осипа Васильева енисейскому воеводе Василию Голохвостову (от 30 сент. 1665 г. — 14 авг. 1666 г.) сказано: «И с нынешнего во 174 г. сентября в 27 день, выбрав угожее место в Монгольской земле, на Селенге реке, за помощью Божиею великим государем острог новый поставили...» («Доп. к актам историческим», т. V, № 8). 174-й год соответствует 1665 г. по современному летосчислению.

12. «...Не превратила их в холопов...» В XVII и в начале XVIII в. русские власти во внутреннее управление бурятами, также как и эвенков, не вмешивались, предоставив его бурятским и эвенкийским князцам на основе обычного права этих народностей.

13. «...Воеводская канцелярия». В летописи ошибка. Вначале после основания Селенгинского острога в нём сидел приказчик, и лишь позднее, когда Селенгинск стал городом, туда назначались воеводы, при которых была приказная изба или съезжая изба. В 1708 г., когда вся Российская империя была разделена на губернии, в мелких городах были учреждены воеводские канцелярии при воеводах, которых стали называть комендантами или обер-комендантами. В 1775 г. сенатским указом воеводы были упразднены, вместе с ними были закрыты воеводские канцелярии.

14. «Энхэ Амугулан» (1662-1723) — монгольское название годов правления императора Кан-си. В летописи ошибочно установление границы отнесено к правлению Кан-си. В это время в Китае царствовал Юн-чжэн (1723-1736).

15. «Екатерина». — Екатерина I (1725-1727).

16. «Была установлена граница...» Нерчинский договор, заключенный окольничим Головиным 27 мая 1689 г. с представителями маньчжурского императора, установил лишь восточную границу Забайкалья по р. Аргуни, южная же граница Забайкалья с Монголией не была точно определена. Неясность южной границы вызывала частые недоразумения между двумя странами. Поэтому русское правительство предприняло шаги к соглашению с маньчжурским двором о проведении точной границы к западу от р. Аргуни. В 1726 г. правительство уполномочило графа Савву Владиславича Рагузинского вести по этому поводу переговоры с Китаем. 20 августа 1727 г. на Буре (близ Кяхты) Рагузинский и китайские уполномоченные подписали т. н. Буринский трактат, определивший границу между Россией и Монголией от верховьев р. Енисея на западе, до р. Горбицы на востоке. После Буринского договора переход через границу стали разрешать только по установленным паспортам. Буринский договор был ратифицирован 14 июня 1728 г. (см. П. С. З. №№ 5147 и 5826).

17. «...р. Ино», — бур. баргуз. оп’оо, в современной географической литературе — р. Ина, левый приток р. Баргузина.

18. «Оз. Хасхул» — в русской географической литературе оз. Кашкол, иногда Хатхыл (ср. якут. Xaas-kuol — «Гусиное озеро»).

19. «Перевал Ийхид» — в современной географической литературе — Икатский хребет, расположенный к юго-востоку от р. Баргузин.

20. «Баргузинский острог превратили в уездный город» — в 1783 г.

21. «При эвенкийском тайше Иване...» Здесь речь идет о шуленге «подгородных тунгусских родов» Иване Ишигденове.

22. «...Селенгинской воеводской канцелярии». В это время воеводской канцелярии уже не было.

23. «Пабалинчин» — Повалишин (?).

24. «Иван Цэгдэнов» = Иван Ишигденов (?), главный шуленга «подгородных тунгусских родов».

25. «зайсан», монг.-письм. jayisang < кит. цзай-сян — феодальный титул, известный у монголов еще в Юаньское время; этот титул в XIV-XVII вв. носили владельцы отока (хошуна), иногда улуса. Б. Я. Владимирцов предполагает, что в XVI-XVII вв. во главе аймаков в Монголии стояли дзайсанги (Б. Я. Владимирцов. Общественный строй монголов, Л., 1934, стр. 139). У ойратов в XVII-XIX вв. зайсанги (zayisang) возглавляли аймаки (см. «Ойратские законы», стр. 3). Аймаком у ойратов называлось подплемя, т. е. собрание близких родственных семей, принадлежащих к одному или разным родам, но имеющим общее происхождение. Таким образом ойратский зайсанг управлял родом или группой родов.

В XVIII в., по сообщению Георги, зайсаны стояли во главе нескольких холбонов или табинов, которыми управляли шуленги. Холбон представлял объединение нескольких, от 4 до 6, хотонов. Хотон представлял объединение группы юрт, принадлежавших 10-12 семействам. Во главе хотона стоял засул, бур. заhуул. (См. Георги. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, ч. IV, СПб, 1776, стр. 24-25). В 1822 г. звания зайсана, шуленги и засула официально упразднены и заменены званием «заседателя Степной думы» (См. также Г. Н. Румянцев. Летопись рода Согол селенгинских бурят-монголов, «Сборник трудов по филологии», вып. II, Улан-Удэ, НИИКЭ, 1949 г., стр. 174-175, примеч. 5).

26. «Главный зайсан» — здесь тайша.

27. «Баргузинский нижний земский суд». В 1775 г. правительство издало закон «Учреждения для управления губерний». По этому закону все губернии получили однообразное устройство. Для управления уездами были учреждены нижние земские суды, во главе которых стоял исправник. Нижний земский суд ведал административными и полицейскими делами.

28. «Санкир Ондреев» — очевидно Цанкир Андреев.

29. «Подгородных [родов]» — разные роды бурят, жившие вблизи города Баргузина и объединенные в одну административную единицу по территориальному признаку.

30. «...вторым зайсаном...» Второй зайсан — помощник главного зайсана или тайши.

(пер. Г. Н. Румянцева)
Текст воспроизведен по изданию: Баргузинские летописи I. Улан-Удэ. Бурят-монгольское книжное издательство. 1956

© текст - Румянцев Г. Н. 1956
© сетевая версия - Тhietmar. 2021
©
OCR - Иванов А. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Бурят-монгольское книжное издательство. 1956