Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

СПИСОК С ЛИСТОВ.

Статьи ведомостей от ясновельможного его милости Господаря и воеводы земли Молдавской словесным предложением чрез Мануйла Христофорова жителя Цареградского Декабря в 20 день прибылого донесенных.

В державе Салтана Турского сего настоящего лета нет намерения напротив каких государств и земель воевать, и приготовления к войсковому походу нет, потому что и время, которого от Салтана Турского обыкли о войсковых походах выдавать указы, миновало. [31]

Хан Крымской многими способы у Салтана Турского прилежно радел о том чтобы 30 летний настоящий мир меж Государством Московским и Салтаном Турским был разорван, и чтоб ему повелено на Державу государства Московского воинские поднять недружбы, однако тому ево желанью от Салтана Турского и при прошлом и при нынешнем везирях ево Салтанских никоими мерами неповелено, наипаче на крепко заказано, чтоб таких своих замыслов отстал, которому он указу повинувся отставил то свое неспокойное намерение, а все войска свои, в воинскую готовность уже пристроився, распустил по домам.

А при вышеписанных своих предложениях Хан Крымский чрез своих посланных тоже и о запорожцах доносил, одобряя их приклонность и добровольную поддачу, и вступаясь хозяйственно чтоб были приняты в их защищение, толко от Салтана Турского тем его предложениям неповелено и отказано.

Там же и о том, что некоторые паны Польские посылали к Хану Крымскому своих посланных с прошением таковым, чтоб им прислал известное число войск своих Татарских, полагая известную им нагороду, и из между себя имея дать им в закладе несколько особ. И как Хан Крымской докладывал у Султана: дать ли или нет им помочь своими войски, и от Салтана Турского не учинено позволения и паче же крепко заказано.

А кому из панов Польских имянно, и на какое надобье Татарские войска были надобны там неизвестно.

Нынешней везирь Салтана Турского, яко неученой и простой, а х тому с природы своей яр и злонамерен, почал было своими злыми замыслы и к непокою приличными намерениями оказываться. Только узнав то мати Салтанская и ближение некоторые люди оговорили ево, чтоб перестал от того, и он то рассудив перестал по их оговору.

А сверх тех ведомостей от Государя Молдавского в словесное донесение себе врученных, он Мануйла, яко Цареградцкий житель, сказал те вести о тамошнем поведеньи.

В Цареграде меж начальными Турками великое уросло было опасенье и всполошная боязнь от Государства Московского, а особо от стороны Азовской. И по тем мерам крепости и устья Черного моря построены, которые в старые времена не в великой крепи были, ныне зело укреплены и утверждены и многими пушками ограждены и всякими запасы и припасы воинскими осмотрены; также и сторожи, [32] что преж сего в малом числе и простые а не войсковые люди были, оттуды сведены; а на места их янычан многое число при известных над ними начальных туды введены.

И по тому сполошному опасенью жестокой под смертью учинен заказ, чтоб нихто из торговых не дерзал в сторону Государства Московского никакова ружья и янычанок, ни стрелбы, ни сабель, ни луков продавать, ни вывозить из своей державы. Пока от ве-Государя Московского не пришел резидент ево Монаршеской; по та мест де пространилось сумнительство меж Турки о нынешнем тридесять летнем миру. Понеже и сам Александр Маврокордат, сумняся на прошение Хана Крымского в злом его намерении, не смел спорить и радеть о непозволительном ответе: а как пришел резидент Московской, тот час успокоилось то о миру сумнительство, и совершенно дана вера мирному додержанию.

Текст воспроизведен по изданию: Список с листов // Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских, Книга 2. 1849

© текст - ??. 1849
© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - Бабичев М. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ВОИДР. 1849