№ 47

1701 г. апреля 1. — Грамота валашского господаря Константина Брынковяну Петру I с благодарностью за жалованную грамоту и о надеждах в освобождении Валахии от турецкой зависимости с помощью России

/л. 1/ Божиею милостию пресветлейшему и державнейшему великому государю царю и великому князю Петру Алексеевичю...[т.] до лица земли смиренное мое рабское челомбитное преклонение.

Со многим и даже до лица земли преклонением и рабским поклонением, объемлющ нозе вашего царскаго пресветлейшаго величества, приступаю, моление творя вашему великому и [164] державнейшему царскому величеству о прошении, вижу бо мене падшево согрешение, яко замедлих доселе (тако окрестности времен нам запинание творяще) (Здесь и далее скобки рукописи), и не принесох и не подах худопреклонным и смиреннейшим моим писанием должная моя благодарения вашему царскому пресветлейшему величеству за преизобилующия благости, милости и подарования и ваша царская благодеяния, яже ми главу превзыйдоша, можность и бытность мою (См. док. № 46).

Сия вся его милости пан Кастриот (См. док. № 34, 36 и прим. 59), возвратившися семо, во истинных изветах принесш мне пресовершенова мене наздаша и известна сотвориша, и не мене точию самого, но и весь народ и род наш полагающая нас во великих обовязаниих и тестном подаянии должностий наших вашему великому царству со многою радостию и надеждою во милость и благость вашего пресветлейшаго и державнейшаго царскаго величества, яже немало веселяют душя нашя и озлобленое житие наше от лютых и нечестивых язычник попремногу утешают.

О сей убо неизглаголаной обещаной милости мы и весь правоверный род и народ, что воздати господу нашему (вашему великому и державнейшему царскому пресветлейшему величеству, глаголем) не имамы, ниже вемы, чим возблагодарствовати будем, разве очи и руце воздевше на небо, непременно и непрестанно со всеми со церкви нашеми и со всем иным православным народом, молим творца всех и вседержителя и всемогущего бога о дражайшем и цену превышающем животе вашего царского пресветлейшаго величества, да тя на долгая, многая и глубочайшая лета, во целом и неотменом здравии со благополучении великими со неравными блаженствы, со преславными и дивными победами на вся враги вашего царского пресветлейшаго величества и на вся супостаты святыя апостольския и истинныя православный восточный церкве подержит, сохранит и укрепит. /л. 1об./

О сих от всего сердца и душ наших во дни и в нощи на всяком месте и клете неослабно и неопочивающе просим. И молимся такожде, да сподобит и нас видити той день светлый, день великий и святый, его же весь истинный православный много желает и чает и надеется видити, яко втораго месия (пришествие вашего царскаго пресветлаго величества глаголем), да яко той от работы и мучительства невидимаго диявола весь род человеческий изведе и избави тако и ваше царское християнское пресветлейшее величество от видимаго во плоти демона и мучителя православный да избавиши.

И сими всем час до ног вашего царского пресветлейшаго величества припадаю и, смиренно воскрилия, порфиры вашего великодержавнейшаго царского пресветлейшаго величества облобызаю.

Вашего царскаго пресветлейшаго величества худый и непотребный раб и всегда на повеление готовый. [165]

Константин Брынковени, воевода (Подпись Брынковяну собственноручная).

Из Букурешов априля дня 1-го лета 7209.

ЦГАДА, ф. 68, 1701 г., д. 2, л. 1-1 об. Подлинник.

Опубл.: Stourdza, III, р. 2, N 2.