№ 45

1700 г. * —Донесение в Посольский приказ греческого архимандрита Арсения, прибывшего от иерусалимского патриарха Досифея и валашского господаря Константину Брынковяну с внешнеполитическими вестями и с просьбой последнего об охранной грамоте

(* Датируется по делопроизводственной помете)

/л. 2/ До ношение словесное, что при казано ему от патриарха иеросалимского и от владетеля мултянского, а он, архимандрит, подал в государственном Посольском приказе на письме своей руки, а в нем написано:

1

Об иерусалимском деле, и о святых местех, понеже и прежде сего писал святейший патриарх и ныне пишет также владетель мултянский, и для того не надобно о том паки многословити. /л. 2об./

2

Городков, которые суть при Днепре, понеже учинился договор, что конечно разорить надобно 75, чтоб поноровити и их не разорять [156] и конечно были б в целости, покамест дойдет великий посол. И как уже конечно совершится мир, тогда учинити указ и постановити, что конечно разорить в несколько дней.

3

О караблях, чтоб ходили на Черном море и на Белом 76, зело трудно будут принимати турки, однако ж надобно о том зело прилежно и крепко стояти, понеже /л. 3/ поганцы суть лукавы зело. И буде выразумеют хотя малую боязливость от посла, то тотчас прошению тому весьма откажут. Однако ж буде не позволят, чтоб не ходили многие карабли, хотя и мало позволят, только б не вовсе отказали. И буде не дадут, чтоб ходили и на Белом море, хотя б по Черному морю до Царяграда. И все конечно поганцы на том крепко будут стояти, чтоб в том отказать. Однако ж буде вопрос крепкой будет, то позволят ходити хотя немногим, как о том мужественно и разумно стоял и Емельян, и совершилися, дела его добро. Да буде дадут волю о караблях, чтоб ходити, /л. 3об./ и о том договор чинити письменной, каким караблям ходити и по скольку на них иметь пушек и людей, чтоб оттого впредь не чинилися ссоры.

5

(В рукописи пункт 4 отсутствует)

Татар буде великий государь изволит принять, зело великая польза будет всячески, а приняти их с великою милостию и подарками. 1. Понеже турки для того никогда миру не будут розрывать с вами для того, что они ныне боятца их и немощны суть, и междо собою непостоянны. 2. Что и сами татары в Порте здесь явно говорят, что вы нам докучаете /л. 4/ и не дадите покою. Мы имеем иного царя, которой нас может беречь. 3. Многожды татаровя сказывали владетелю мултянскому, естли-де не примут нас Москва, то будем о том искушать поляков, а буде и они не примут нас, тогда учиним так, как время нас научит. И дабы не соединилися с враги вашими поляки, зело надобно, чтоб их приняти. И о том говорят владетель и гетман. Согласна есть мысль гетманская со владетелем мултянским, чтоб конечно приняти татар, и просит гетман прилежно, чтоб великий государь изволил к нему послати человека разумного, чтоб о том мог словесно /л. 4об./ говорити. Потом, что чрез письмо сие дело не совершится, да и то сказал, буде в сем деле великий государь опасается того, чтоб оттого турки не разорвали мира, может отвещати так: тот с татарами договор учинили казаки, потому что они с ними соседи. А буде какое будет подозрение, и тогда ответ учинит, что о том будем розыскивать. А владетель мултянский говорит, что может государь татаром дати место, где им жить, а детей их взяти во аманаты. [157]

6

Хан крымской всегда к Порте /л. 5/ пишет, что царь московский не будет долго миру держати, понеже всегда готовит и иные карабли сверх прежних.

7

Салтан просил у турков, чтоб взяти знамя магметево, и хотел итить в Адриан[о]поле, но муфтий и все ученые их люди согласно ему не отдали и сказали, чтоб ожидал, покамест придет посол московской, и как утвердится мир, тогда и возмешь. /л. 5об./

8

Грузинцы господари писали все обще ныне к патриарху иерусалимскому, что они готовы воевати поганцов, и зело печалились, что учинился ныне мир.

9

Нынешний новый молдавский владетель 77 есть друг и приятель и зять владетелю мултянскому. И конечно надобно, чтоб гетман держал почту в Сороке для того, чтоб могли писати друг к другу, и письма б проходили безопасно, и о том я гетману сказывал, зело ему понравилось, и он приказал о том донести /л. 6/ великому государю.

10

Посол, который будет 78, чтоб был твердый и постоянный и никоими б меры, не верил Александру (См. прим. 69), понеже тотчас его предаст.

11

Думает так святейший, яко и владетель, что которые карабли вы, великий государь, после строили, не будут стояти без дела, разве будут терятися напрасно, /л. 6об./ которое зело во весь свет будет стыдно. Сего ради, буде намерение есть ходити на Черное море и на Белое, и в том плавании нет иных искуснее греков, которых имеют и поганцы в своих караблях, и венецыяня. И для того надобно, как уже совершится мир, чтоб дали волю ходити караблям с торгами и чтоб был один консул в Цареграде и имел попечение, будто о торговле, как делают галанцы и иные. И тем поведением может собрати многих греков, которые совершенно знают путь морской, и посылати их на проторях государских в Азов. /л. 7/ [158]

12

Господаря мултянского поганцы хотя не могут лехко выгнати из места ево, однако ж зело ево ненавидят. Для того совершенно познали, что он великому государю друг. И сие учинилось от многих разных причин, а наипаче от Кастриота, которой зело явно жил и для того опасается, чтоб не послали татаровя незапно поимати ево. И понеже противитися не может для того, что разорят государство, потому что нет ни крепости, ни иного какова места, где б мог ухоронитися. И как он такую нужду увидит, хотя ныне такого /л. 7об./ и нет опасения, потому что ныне поганцы ево слушают и волю ево творят, однако ж буде что случитца, к турком не пойдет, а пойдет в Седмиграцкую землю, которая блиско. Но и там не станет жить, но только хочет притить на Украину под власть великого государя и для православия, и для того, буде когда великий государь начнет войну на поганцов, то б и он был готов. Только опасаетца того, что цесарь не пустит ево ехати на Украину, потому что он учинил его принципом империи, и его и большого сына ево, и имеет многие вотчины в Седмиградцкой земле. Сего ради прилежно молит, /л. 8/ чтоб великий государь пожаловал ево своею государскою грамотою, которая б была в руках у него. Буде ему случится какое несчастие, чтоб великий государь принял ево под свою милость и тою грамотою сыщет причину, чтоб отказати цесарю или будет путь готов выехать оттуду.

13

Такую же подобную грамоту просят и двое дядей ево, сиречь Кантакузины Костянтин стольник и протоспофарий Михаил. /л. 8об./

14

О Паганиоте Родине (См. док. № 44) молят блаженнейший и владетель, чтоб имел совершенную вольность возвратитися в Мултянскую землю, потому что с таким договором отпустили ево оттуду 79.

ЦГАДА, ф. 68, 1700 г., д. 4, лл. 2-8 об. Перевод с греческого.


Комментарии

75. По условиям тридцатилетнего мира, заключенного 3 июля 1700 г. после длительных переговоров В. И. Украинцева, Россия уступала Турции днепровские городки, но в разоренном виде (см. прим. 68).

76. Имеется в виду Азовское море.

77. Речь идет о молдавском господаре Константине Дуке (1693-1695,1700-1703).

78. Договор 1700 г. предоставлял России право иметь в Константинополе постоянного дипломатического представителя (Крылова, стр. 250).

79. Архимандрит Арсений и от себя лично подал в Посольский приказ донесение с внешнеполитическими вестями (ЦГАДА, ф. 68, 1700 г., д. 4, лл. 8 об. — 9 об.).