№ 38

1699 г. не позднее февраля 1 *. — Выпись в Посольском приказе о пребывании в Москве Савы Константинова, посланника молдавского господаря Антиоха Кантемира

(* Датируется на основании указа от 1 февраля 1699 г. об отпуске С. Константинова в Молдавию (ЦГАДА, ф. 68, 1698 г., д. 3, л. 76))

/л. 72/ В прошлом 206-м году майя 6 день к великому государю писал гетман о приезде волоского владетеля гонца Савы Костянтинова, которой привез того владетеля цыфирное письмо, писанное к нему, гетману, а он, гетман, то письмо, у него приняв, прислал к Москве 64, в котором написано, что он, владетель волоской, по примеру владетеля мултянского, желает быти со всем народом земли Волоской под обороною его великого государя, наипаче слыша, что все российские его великого государя силы имеют приходить наступательно войною на Буджак. Того ради просит он, владетель, того, чтоб от наступления польского и от тяшкого их ига защищены и соблюдены были, сказывая, что уж и так от польской области имеют несносное отягчение, понеже не точию люди таким игом по местам, польскою властию обладаемым, суть отягчены, но и церкви божии во унию римского костела обращены.

И о том приезде волоского гонца объявлено на Москве мултянскому посланцу Георгию Кастриоту. И говорено, как он, Георгий, по тому приезду чает, совершенно ль волоской господарь прислал того посланца своего со объявлением подданства своего под высокодержавную руку великого государя его царского величества, или прислал ево господарь по указу салтана турского и хана крымского для проведывания здешняго поведения, и отпускать ли ево назад, или задержать на Украине, или взять к Москве, и тем ево взятием к Москве не будет ли ему, Кастриоту, в деле ево какова вредительства или опасности.

И Кастриот говорил: как-де он был еще в Мултянской земле, и тогда приехали, а иные и перебежали в Мултянскую землю из Волоской земли для нестерпимых от бусурман и от поляков тягостей, волоские бояре и иные чиновные люди, которых было [133] 63 человека. И, приходя к мултянскому господарю, говорили: слышали-де они, что он, господарь, посылает к великому государю к Москве посланца своего, желая быть у его царского величества в подданстве. И естьли-де так подлинно учинитца, то дабы и землица их бедная Волоская притом незапомнена была, чтоб и об них он, господарь, его царскому величеству доложил. И потому-де чает он, Кастриот, что те волоские бояре и иные начальные люди, /л. 73/ уведомясь о приезде ево, Кастриотове, к Москве, дали знать в Ясы сродником своим, а те сродники их объявили о том господарю волоскому. И господарь, разсудя то, есть ли подлинно то учинитца, что Мултянская земля под высокодержавною рукою у великого государя у его царского величества будет, а он время удобное к тому пропустит, и тогда ему и земле Волоской вящее будет разорение, и приклонитца будет не к кому. И, упреждая-де он то, прислал ныне с тем подданством своим того гонца своего, взяв пример от ево господаря мултянского. Ежели что будет доброе, тогда и он может сказать, что и ево желательство о том к великому государю было ж. 2-е, может-де и то быть, что он, волоской господарь, прислал того посланца своего и для проведывания такова, естьли-де нынешняго лета с стороны великого государя будет воинское приуготовление и поход на Крым и под Очаков, и тогда они, бусурманы, на отпор тем царского величества войскам и на оборону Перекопи и Очакова зберутца со многими турскими и татарскими силами. А буде проведают, что идут те царского величества войска только для бережения Казьткерменя и Тавани, и тогда они, бусурманы, все силы свои обратят против цесарских войск, а в Крыму и в Очакове будут войска их, бусурманские, только оборонительно. И для тех-де двух причин надобно того гонца волоского взять к Москве, а к господарю волоскому послать гетману от себя кого доведетца, и чрез того гетманского гонца приказать к господарю, что та ево присылка великому государю надобна и угодна, и для подлиннаго о том деле донесения тот гонец ево взят к Москве. А естьли-де волоской господарь того гетманского гонца учнет спрашивать (В рукописи: спришивать) о готовости войск царского величества и о ином поведении, и тот бы гетманской посланец сказал то, что от гетмана будет ему приказано, и для того-де бусурманы не так будут ведать о здешнем поведении, как бы чрез того волоского гонца уведомились (Далее написано другим почерком). /л. 74/

И майя ж в 16 день послана его великого государя грамота к гетману к Ивану Степановичю Мазепе, велено того волоского гонца со всеми при нем будучими людьми и лошадьми отпустить к Москве с подьячим, которой по него с Москвы нарочно послан. А к волоскому господарю послать ему, гетману, от себя верного и в тех странах бывалого человека без замотчания и приказать [134] с ним к нему, господарю, словесно, что с тем объявлением, о чем он, господарь, прислал к нему, гетману, того своего капитана Саву Костянтинова, послал он, гетман, ево, Саву, для подлинного известия к Москве, и что то ево доношение и подданственное объявление приемлет великий государь милостиво. И впредь бы он, господарь, с своими советники и со всем народом молдовлахийского своево владения на его великого государя милость по желанию своему был надежен, а то желание их при помощи божии у него, великого государя, в забвении не будет. А буде волоской господарь того ево гетманского посланного учнет спрашивать о готовности войск великого государя и о походе их, куды нынешняго лета пойдут, и ему, гетману, приказать тому своему посланному ему, господарю, о том сказать, смотря по нынешнему настоящему делу и поведению, и по своему разсмотрению 65. А кого к нему, господарю, он, гетман, пошлет и что тот посыльщик объявлять ему гетману, будет, и сам, возвратясь, скажет, и о том велено ему, гетману, к великому государю писать.

И июня в 5 день к великому государю писал гетман, что того волоского гонца отпустил он к Москве с подьячим, которой по него нарочно был прислан, а к волоскому владетелю, усмотря к тому делу угодного и бывалого там человека, немедленно он, гетман, подщитца послать, приказав о всем имянно против вышеписанного его великого государя указу,

И тот волоской гонец к Москве приехал вышеписанного ж числа и поставлен под Симоновым монастырем на служней двор.

И того ж июня в 7 день призыван тот гонец в Посольской приказ и сказано ему, что о тех делех, с чем он прислан, чрез письма ево, по доношению гетманскому, великому государю известно и милостиво выслушано, и на те дела господарю ево, по его великого государя указу довольство во свое время учинено будет 66.

И гонец за милостивое великого государя к господарю ево и к народу их призрение, с чем он прислан, и за скорое ево из малоросийских городов взятие к Москве великому государю бил челом.

И о том волоском гонце к великим послом писано чрез почту июня в 10 числе, а о делах ево, с чем он прислан, писано к ним же, великим послом, напредь сего чрез почту же майя в 13-м да в 20-м числех. /л. 75/

А в том же 206-м году апреля в 22 день приезжему Мултянские земли посланцу Георгию Кастриоту (которой прислан от мултянского владетеля и всего тамошняго народу с подданством под ево ж великого государя высокодержавную руку, и просил себе на предложенные свои дела скорого ответу или отказу, и ему, посланцу, с его великого государя имянного указу, каков прислан к Москве чрез почту из Детфорта, того ж апреля 11-го числа) (Здесь и далее скобки рукописи) дано ответное письмо, что то ево доношение принято милостиво, [135] а чтоб в том ево предложении отказать, и того отнюдь не будет. Да не токмо отказать, но и здравия своего он, великий государь, жалеть имяни ради божия и единые веры христианские не хощет, в чем надобно несумненную имети надежду, что избавит их господь от насилия агарянского (См. прим. 59).

И с тем ответом тот мултянской посланец к господарю своему посылал писаря своего Федора лагофета, которой, быв там, по-прежнему возвратился к нему, посланцу, к Москве и привез с собою от мултянского господаря к нему, посланцу, ответ, с которого он, Кастриот, написав статьями, подал в Посольском приказе (См. док. № 36).

А в тех статьях написано, что господарь ево мултянской со всем общим родом православных тамо обретающихся християн за обещание будущаго избавления ему, великому государю, бьет челом, и молят господа бога, дабы даровал ему, великому государю, на враги победу и одоление.

И тот мултянской посланец и ныне на Москве.

Да августа в 7 день прошлого ж 206-го году писал к великому государю гетман, что он в Волоскую землю к господарю тамошнему с вышеписанным объявлением посылал нежинского жителя Михаила Степанова, приказав ему о всем объявить по вышеписанному его великого государя указу, которой, возвратясь из Волоской земли, ему, гетману, сказал, что в Ясех был он у господаря того ж дня, которого приехал, и больши ево не видал, а жил 17 дней, и на отпуске был у гетмана тамошняго, а не у господаря.

И тот волоской господарь о подданстве своем с тем посыльщиком ничего словесно не приказывал и на письме с ним не прислал.

Да гетман же писал, что он к тому волоскому господарю пошлет иного посланца своего для впредь будущих о неприятельских поведениях ведомостей, и тому посланцу своему прикажет, чтоб он в обозе под Каменцом был и оттуду совершенную принял ведомость.

И вышеписанному волоскому гонцу на присланные ево дела против мултянского посланца ответ на письме давать ли, или ему словесно сказать (потому что господарь ево волоской гетманскому посыльщику ничего о подданстве своем не сказал и на письме не прислал), и с Москвы того гонца отпускать ли, о том великий государь что укажет 67.

Скрепа на лл. 72-76: Думной дьяк Емельян Украинцов.

ЦГАДА, ф. 68, 1698 г., д. 3, лл. 72-75. Подлинник.


Комментарии

64. Грамоту И. С. Мазепы Петру I о приезде Савы Константинова см.: ЦГАДА. ф. 68, 1698 г., д. 3, лл. 1-2. Вместе с грамотой гетман прислал запись расспросных речей в Батурине молдавского посланца (там же, лл. 8-10).

65. Указ от 14 мая 1698 г. к гетману об отпуске Савы Константинова в Москву и посылке к молдавскому господарю посла с ответом о готовности русского правительства принять Молдавию под свое покровительство, а также грамоту от 16 мая с настоящим указом см.: ЦГАДА, ф. 68, 1693 г., д. 3, лл. 13-18. Содержание указа было изложено пространно в письме Л. К. Нарышкина Мазепе от 17 мая (там же, лл. 19-23).

66. В расспросных речах в Посольском приказе Сава Константинов сообщил о положении в Турции, о турецких притязаниях в Молдавии и т. д. (ЦГАДА, ф. 68, 1698 г., д. 3, лл. 45-49).

67. В указе от 1 февраля 1699 г. об отпуске Савы Константинова в Молдавию говорилось: «... Волоского господаря гонца Саву Костянтинова с Москвы отпустить к гетману Ивану Степановичю Мазепе, а ему, гетману, отпустить ево от себя в Волоскую землю к господарю ево против прежних таких же отпусков. И приказать с ним к господарю, чтоб он, господарь, на ево великого государя милость был во всем надежен, и для единые православные християнския веры ему, великому государю, с тамошним своим народом служил во всяких приключающихся случаях, которые ко остерегательству ево, великого государя, стороне належат, верно и радетельно и о всяких тамошних поведениях чинил ему, великому государю, чрез него, гетмана, известно. Ата ево, господарева, служба и верность у нево, великого государя, забвенна не будет, и воздано ему будет впредь ево, государскою, милостию. И о том послать к нему, гетману, ево, великого государя, грамоту, и в той грамоте о том о всем вышеписанном написать имянно, и дать тому посланцу от Москвы до малоросийских городов подводы ямские против прежних таких же волоских посланцов приездов и проезжую по указу» (ЦГАДА, ф. 68, 1698 г., д. 3, л. 76). Грамоту из Посольского приказа Мазепе об отпуске Савы Константинова в Молдавию см. там же, л. 86.