№ 37

1698 г. декабря 9. — Указ Петра I о посылке в Валахию Федора Корбя для найма корабельных мастеров в русский флот

/л. 316/ 207-го декабря в 9 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, указал послать мултянского посланца Георгия Кастриота, которой ныне на Москве, писаря ево Федора лагофета 62 с Москвы в Мултянскую землю к тамошнему господарю для нанятия морских карабельщиков 50 человек, которые б были правители и вожды Черного моря 63. А для той посылки дать ему своего великого государя жалованья на подъем денег 30 рублев, сукна кармазину 5 аршин, камки лаудану 10 аршин, пару соболей в 5 рублев, да в дорогу корму на 2 недели по тому ж, по чему ему на Москве давано, да 3 подводы ямские. Деньги ис Приказу Большие казны, сукно и камка ис Казенного, соболи из Сибирского приказов, и о том в те приказы послать памяти. А сей его великого государя указ в государственном Посольском приказе записать в книгу.

Скрепа на лл. 314-316: Думной дьяк Емельян Украинцов.

ЦГАДА, ф. 68, 1698 г., д. 1, л. 316. Подлинник.


Комментарии

62. Федор Корбя занимал в Валахии пост логофета, т. е. секретаря господарской канцелярии; поэтому нередко в русских источниках его называют Федором Логофетом.

63. После получения из Воронежа письма Н. Г. Милеску-Спафария от 14 ноября 1698 г. с предложением послать Федора Корбя в Валахию для найма корабельных мастеров и росписи корабельщиков, составленной Христофором Константиновым (ЦГАДА, ф. 68, 1698 г., д. 1, лл. 326-331, 336-338), а также после переговоров с Л. К. Наришкиным, Георгий Кастриот подал 8 декабря в Посольский приказ записку о посылке с этой целью в Валахию Федора Корбя в сопровождении нежинского грека Згура Стиллева (там же, лл. 322-325). 14 декабря из Посольского приказа была послана грамота гетману Мазепе об отпуске 3. Стиллева в Валахию вместе с Федором Корбя для найма корабельщиков (там же, лл. 339-346). Но в грамоте Мазепе от 23 декабря указывалось: «Тебе, подданному нашему, к нему, Згуру, писать, буде междо нами, великим государем, и салтаном турским, и ханом крымским, в Венгерской земле на посольских съездах учиниться мир, и он бы, господарь (К. Брынковяну.— Сост.), тех корабельщиков не нанимал и к нам, великому государю, в службу не присылал. А буде мир не учинится, и он бы по прежнему нашему царского величества указу тех черноморских корабельщиков 50 человек, наняв, прислал к нам, великому государю, с ним, Згуром, без мотчания к вешнему раннему морскому походу» (там же, лл. 347-348). Гетману предписывалось дать Згуру Стиллеву и Федору Корбя проезжую грамоту, назвав их торговыми людьми, в случае же, если Згур Стиллев и Федор Корбя еще не отпущены в Валахию, а гетман узнает о заключении мирного договора с Турцией, то их к валашскому господарю не отпускать (там же, лл. 348-351). В ответной грамоте от 31 декабря Мазепа сообщал, что «хотя имею от выходцев и от языков бусурманских ведомости, которую прежде сего с нарочным моим гонцом к вам, великому государю, для ведома послал я, что цесарь християнски с турским салтаном учинил перемирье, однако же, еще не почитая ту ведомость вместо подлинной, послал я их (Згура Стиллева и Федора Корбя.— Сост.) по указу вашего царского величества в надлежащий путь сего 31 декабря» (там же, л. 380).

22 мая 1699 г. Мазепа писал Петру I о возвращении Згура Стиллева из Валахии и о пересылке привезенных им писем (там же, лл. 389-391). В письме Георгию Кастриоту, посланном с Згуром Стиллевым Константин Брынковяну сообщал о готовности содействовать делам Петра I и о связанных с турецкими притеснениями трудностях в наборе корабельных мастеров для русского флота (там же, лл. 449-458). Среди писем, привезенных Згуром Стиллевым из Валахии и присланных Мазепой в Посольский приказ, было также письмо неизвестного автора Георгию Кастриоту с различными сведениями (там же, лл. 392-402) и «цыдулка» валашского резидента в Константинополе господарю Брынковяну о положении в Турции (там же, лл. 446-448). Надо полагать, что именно для получения подробной информации о результатах поездки Згура Стиллева и Федора Корбя в Валахию Петр I и вызвал 10 июня 1699 г. Кастриота через Валуйки в Азов (там же, лл. 404-405, 431-432).