№ 109

1709 г. сентябрь. — Письмо Михаила Раковицы Г. И. Головкину о намерениях шведского короля и Мазепы, укрывшихся в Бендерах

/л. 37/ В письме Михаила волоского господаря к графу Гаврилу Ивановичю написано:

В 31 день августа писал и послал я к вам отповедь на честныя ваши писания, а ныне во уведомление вам посылаю сего человека [315] и того ради изволь знать, что уж давно я посылал, к Исуф-паше боярина моего для дел /л. 37об./ господарства моего, а наипаче приказал я ему, чтоб он со всяким вниманием и осторожностию выразумел намерение, которое имеют турки о короле шведцком и о Июде. И тот наш боярин приехал сегодня и сказывал, что без замедления король шведцкой и Июда Мазепа поедут из Тегина (На полях написано: Бендер) /л. 37/ в малом турском комвое и приедут сюда, а отсюда пойдут в Сочаву, чтоб им проехать к Ракоцию для того, что на него надеютца. А при нем, корале шведцком, немного шведцкой кавалерии. Турки будут ево провожать до границы венгерской, которая граничит с Волоскою землею. /л. 38об./ Гора Кумбулуцкая, чрез которую пойдут, есть неудобопроходима, где без проводников могут заблудитца.

Того ради радейте и промышляйте о поиманье их, и тот час пошлите довольное войско туда, и надеюсь на бога, что их поймаете и поведете их как гной 161.

А завожей войска вашего /л. 39/ к тем странам суть способны волошанин Туркулец (естли вы ему вериде, для того, что он немного полячитца) (Скобки рукописи), а Кигечь (См. док. № 79 и прим. 129, 130) волошанин и он чаю конечно безподзрительный человек к службе сей, а к тому ж и сведом к пасам тем, и оне оба при вас обретаютца.

Я, естли б не было много причин, который мне мешают, /л. 39об./ а наипаче безмочье, конечно б привез к вам в дар и короля шведцкого и Мазепу, и сам бы с ними приехал, обманув их, но не можем того учинить для многих причин.

Однако ж, как приедет сюда король шведцкой и Июда, дам знать господину бригадиру, которой нарочно /л. 40/ прислан от вас к границам нашим.

Печати, которою вы печатали ко мне письма, прошу не изволь отменять для преждереченной причины. При сем пребываю непременный во усердии и ко услугам вашим всегда повольный господарь волоский. Сентября ... (В рукописи число не указано) день, 1709 году./л. 40об./

Помянутой боярин наш спрашивал Исуфа-пашы, говоря ему так, что слышали мы мой господин, что Москва просила Мазепы, как подданного царского, и Исуф-паша ответствовал, истинно Мазепа б был выдан, естли б ушел прямо сюды от Москвы, но он перебег х королю шведцкому и с ним /л. 41/ сюды приехал и подписался за подданного его, и для того мы ево не отдали.

Приказал нам Исуф-паша чрез того ж боярина нашего, что как приедет сюда король шведцкой, чтоб мы выехали ему навстречу и чтоб мы приняли ево добрым порядком и чтоб /л. 41об./ ему в провиянте никакой скудности не было.

Исмаил-паша, беглербей софийской, которой ныне в Бендере, говорил тому нашему боярину, что хотят дать королю шведцкому [316] провожатых до рубежа венгерского с 10 000 человек, что столько Бендере всех нет, разве ему дадут в провожатых татар. /л. 42/

В цидуле написано:

Буди и сие ведомо вам, что шведцкой король по отъезде своем из Тегина пошлет резидента к Порте.

Пехоту шведцкую и запорожскую, что имеет король шведцкой,. всю счесть и то будет шведцкой с 700, и запорожцев столько же которые повсядневно /л. 42об./ разбегаютца, однако ж все бездельный и ни х чему негодные людишки 162.

ЦГАДА, ф. 68, 1709 г., д. 1, лл. 37-42 об. Перевод.


Комментарии

161. Узнав от шведского пленного генерала А. А. Левенгаупта о бегстве Карла XII и Мазепы в Молдавию, Петр I тотчас отправил к молдавским границам по разным дорогам генерал-майора А. Г. Волконского и бригадира Г. И. Кропотова с несколькими драгунскими полками, среди которых находились молдавские кавалерийские отряды полковников Апостола Кигеча (см. док. № 79, 83 и прим. 129, 130, 133, 134) и братьев Антония, Василия и Ионицы Танских («Cronicele Romaniei seu Letopisetele Moldaviei si Valachiei» Publ. de M. Kogalniceanu, v. 2. Bucuresti, 1872, p. 291; «Материалы Военно-ученого архива Главного штаба», т.1. СПб., 1871, стр. 617-620). Кропотов получил специальную инструкцию — установить охрану на молдавско-польской границе и не пропустить Карла XII к его войскам, находящимся в Саксонии («Письма и бумаги», т. IX, вып. 2, стр. 1189). Кропотов должен был установить связь с молдавским господарем и «поступать по совету и по уведомлению от него» (там же). Михаил Раковица всячески содействовал действиям русского отряда Г. И. Кропотова. Он подробно извещал Кропотова о планах и намерениях Карла XII, что давало возможность русскому отряду принимать меры против попыток шведского короля уйти горным проходом в Венгрию. Еще 31 августа 1709 г. Михаил Раковица сообщал Г. И. Головкину о получении письма бригадира Кропотова, рекомендовал Константина Туркульца и Апостола Кигеча как верных и знающих местность людей (ЦГАДА, ф. 68, 1709 г., д. 1, лл. 31-36 об.). Одно из писем Кропотова к Раковице см. док. № 107.

162. В письме от 24 сентября 1709 г. Михаил Раковица сообщал Г. И. Головкину о действиях Турции в связи с планами Карла XII (ЦГАДА, ф. 68, 1709 г., д. 1, лл. 43-46).