№ 5

1675 г. августа 13.Грамота царя Алексея Михайловича бывшим молдавскому и валашскому господарям Штефану Петричейку и Константину Шербану с «милостивым похвалением» за их желание принять русское подданство и с сообщением о посылке русских войск против крымского хана и турецкого султана

/л. 99об./ Великого государя его царского величества грамота волоскому и мултянскому господарем

/л. 100/ Божиею милостию от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича ... [т.]

Стефану Петру, воеводе и владетелю Молдавские земли, Костянтину Шербану, воеводе и владетелю Мултянские земли, наше царского величества милостивое слово.

В нынешнем во 183-м году августа в 1 день к нам, великому государю к нашему царскому величеству, писали вы в листу своем (См. док. № 4) с присланными с логофетом Радулом Миколаевым да с капитаном с Петром Петровым, что вы нашу царского величества милостивую грамоту (См. док. № 2), которая от нас, великого государя, послана к вам с послан/л. 100об./ным вашим, Святогорского Феодоровского монастыря с-ыгуменом Феодором, приняли с великим желанием и с радостию, за что и благодарение господу богу возсылали, и нам, великому государю нашему царскому величеству, бьете челом и желаете от нас, великого государя от нашего царского величества, неприятеля креста святаго, салтана турского и хана крымского, помощи нашими царского величества войски и оных к тому належащих делех, о чем вы, воеводы и владетели, чрез челобитье свое приносили к нам, великому государю нашему царскому величеству, по доношению нашего царского величества ближнего боярина и наместника серпуховского Артемона Сергеевича Матвеева, /л. 101/ о всем о том известно (См. прим. 8.). И мы, великий государь наше царское величество, вас, воевод и владетелей Волоской и Мултянской земель, за ваше к нам, великому государю к нашему царскому величеству, доброе желание, с которым имеете под нашею царского величества высокодержавною рукою быти в подданстве и нашей царского величества милости ищете, и ныне с помянутыми своими посланцы нам, великому государю нашему царскому величеству, бьете челом о том же, жалуем и милостиво похваляем.

А что вы, воеводы и владетели, нам, великому государю нашему царскому величеству, бьете челом и желаете от нас, [33] великого государя от нашего царского величества, на неприятелей /л. 101об./ креста святого, салтана турского и хана крымского, нашими царского величества войски помощи, дабы вы ис того агарянского ига и насилия от наших царского величества войск свобождение себе получити имели, и мы, великий государь наше царское величество, вам объявляем: В нынешнем во 183-м году писал к нам, великому государю к нашему царскому величеству, брат наш наяснейший великий государь, его королевское величество польской, в своих королевского величества грамотах, ведомо чиня о присылке его королевскому величеству хана крымского послов, желая о миру договоров, и о приходе под Каменец-Подольской с войском турским Ибраим-паши, и что хан крымской /л. 102/ под Черной Остров приближился и собрания войск его королевского величества перенимает, которых с Украины из городов на защищение Львова и руских краев его королевское величество не привели, ожидая от нас, великого государя, против неприятелей помочи; и чтоб мы, великий государь наше царское величество, себе и его королевскому величеству изволили о случении сил присрочить, чего его королевское величество тепле желает, которые б и на ту сторону Днепра перешли; и дабы мы, великий государь наше царское величество, по обезательству християнскому и братцкой любви в сие время войска наши царского величества с войсками его королевского величества /л. 102/ случати повелели.

И мы, великий государь наше царское величество, государь християнский, милосердый, слыша тех помянутых неприятелей, с своими многими агарянскими силами наступающих на государство брата нашего, его королевского величества, и о пролитии невинной крови християнской и о розорений святилищ божиих, также и о вас, пребывающих под игом агарянским во утеснении, непомалу свое государское намерение ко освобождению имеем, указали на отпор оным неприятелем с-ымени християнского его королевскому величеству нашими царского величества многими ратными конными и пешими людьми учинить помощь. И велели нашего царского /л. 103/ величества боярину и воеводам и наместнику белогородцкому князю Григорью Григорьевичю Ромодановскому с товарищи и нашего ж царского величества подданному войска Запорожского гетману Ивану Самойловичю, со многими нашими царского величества конными и пешими войски московскими и запорожскими, итти к Днепру вскоре, а как аже даст бог, к Днепру придут, и по нашему царского величества указу, велено им, нашего царского величества боярину и воеводом и гетману, на страх оным неприятелем послать наших царского величества войск московских; а другую часть запорожских — за Днепр, и по постановлению, случа с его королевского величества с коронными и с литовскими гетманы и с войски, и чинити над неприятели креста святаго обще промысл, /л. 103об./ сколько милосердый господь бог помощи подаст. [34]

Да нашему ж царского величества подданому князю Каспулату Муцаловичю Черкаскому указали мы, великий государь наше царское величество, случася с подданными же нашими царского величества калмыцкими Саюкаем и с Соломсеренем таймами и со всеми их улусными людьми, и с нашими ж царского величества понизовых городов со многими ратными людьми, итти войною на отвращение оные войны на государства брата нашего, его королевского величества, на крымские улусы, тотчас и всякой воинской промысл и разоренье чинить, которые наши царского величества подданные, с теми вышеимянованными многими войски собрався, для /л. 104/ разорения на Крым пошли в июне месяце. И надеемся мы, великий государь наше царское величество, что за помощию божиею вступят они войною в Крым в скором времяни.

Да по нашему ж царского величества указу посланы на Дон наш царского величества стольник и воеводы, князь Петр Иванович Хованской с товарыщи, со многими ж нашими царского величества ратными конными и пешими людьми. А велено им, случась з донскими казаки, итти под Азов и всякой военной промысл над Азовым и над иными турского салтана городами и разоренье чинить же.

И вам бы, Молдавские и Мултянские земель воеводам и владетелем, ведая наше государское о вашем ис-под ига бусурманского свобождении /л. 104об./ намерение и показанную к вам нашу царского величества милость, также и слыша про многие наши царского величества посланные войска для разорения и военного промыслу над неприятели, на нашу государскую милость быти надежным и к нам, великому государю к нашему царскому величеству, по вашему челобитью намерение свое для единые православные християнские веры, содержати бы непреложно.

А мы, великий государь наше царское величество, будем вас имети в нашей государской милости всегда непременно.

А присланных ваших, наше царское величество, пожаловав нашим государским жалованьем, велели к вам отпустить, не задержав 9.

Писан государствия нашего /л. 105/ во дворе в царствующем велицем граде Москве лета от создания мира 7183-го августа 13 дня.

Белая великого государя грамота писана на александрийском среднем листу. Лист писан золотом с каймами без фигур. Великого государя имянование и титло писаны по многих золотом, а ниже того писано все чернилы.

ЦГАДА, ф. 68, 1674-1675 гг., кн. 2, лл. 99 об.— 105. Копия.


Комментарии

9. 18 августа 1675 г. из Посольского приказа была послана грамота киевскому воеводе А. А. Голицыну об отпуске посланцев Раду и Петрашку из Москвы и с указом проводить их из Киева туда, куда они захотят ехать (ЦГАДА, ф. 68, 1674 г., д. 2, л. 30).