№ 4

1675 г. июля 15.—Грамота бывших молдавского и валашского господарей Штефана Петричейку и Константина Шербана царю Алексею Михайловичу о посылке своих послов Раду и Петрашку с просьбой об оказании военной помощи в борьбе против турецкого султана за освобождение Молдавии и Валахии

/л. 87/ К великому государю к его царскому величеству в листу волоского и мултянского господарей писано:

К тебе, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, благословенному от великого господа бога и Исуса Христа, природное ваше царское величество, будучи от милостиваго /л. 87об./ бога светлости святая коруна надежда наша и окуп всем правосла[в]нным (Текст, утрачен) христианом и помощь всех святых церквей христианских, Алексей Михайлович, великий государь царь и великий князь всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец и многих государств и земель восточных и западных и северных отчич и дедич и наследник и государь и облаадатель, бьем челом мы и поклоняемся тебе, великому государю, яко холопи и меньшие раби твои царского величества приносим рабския поклонения тебе, преславному и православному царю, с сими нашими смиренными грамотами, которая послана при наших верных боярех земли Мултянской, которые меньшие /л. 88/ твои царского величества холопи, логофет второй Радул Микулаев да Петр, великий капитан.

Яко раби праведный и верный, послали мы к тебе, великому государю, и паки бьем челом великим желанием тебе, великому [29] государю, до лица земнаго своими головами пред твоими царского величества пресветлыми очьми молимся господу богу и пречистой богородицы матери бога нашего и всех святых, чтоб утвердитись и удержатись великому твоему царскому престолу на многие лета и благоденствием твоим победитись и одолетись врагом твоим и супостатом, которые креста святаго недруги.

А преславная ваша царская грамота, которую к нам принес посланник наш старец Феодор /л. 88/ Афонские горы, в целости дошла, и мы тое грамоту приняли с великим желанием и с радостию прочитали (См. док. № 2), и приняли мы тое грамоту яко от государя нашего милостиваго, которое мы чаем освобожение от неволи нечестивых агаренских рук, и паки с великою радостию благодарение великому господу богу и Исусу Христу и тебе, великому государю, возсылали. И как мы прочли тое твою великого государя грамоту, и мы тое грамоту послали в обе земли Молдавской и Мултянской и тое грамоту прочли перед бояры верными, которые желают веру христианскую, и перед митрополитом, и перед епискупы, и перед игумены, и, услыша, радовались все и благодарили господа бога и тебя, великого государя. И мы писали с нашими ближними бояры /л. 89/ и, буде возможно, чтоб к нам притти от тех бояр и чинов церковных, чтоб для веры против твоего царского слова. И они обещалися то слово исполнити, только невозможно быть потому, что застава есть по всем дорогам, не могут затем пройти, и та застава есть от турских людей, которые ими владеют, и письма никакова написать не смеют, потому что боятца, а писали было они к нам грамоту зимою и к нашим бояром, и та грамота послана была от тех 3-х бояр, и тое грамоту перенели на рубеже, а бояр казнили. А достальные бояря великой окуп дали, чтоб их не казнили, и для того, не смеют такое дело учинить, только збиралися вместе тайным делом /л. 89об./ бояря и власти, и епискупы, и игумены, и обещалися вместе, чтоб то дело не славить и держать веру, чтоб им быть подданным вашего царского величества, и прислали о том от обоих земель с верными людьми грамоты к нам, чтоб и нам быть тебе, великому государю, подданными ж, чтоб наше дело было твердо и тебе б, царскому величеству, показати к нам милосердие свое и всем православным християном; а мы пребываем здесь со всеми своими, а притти к твоей царской милости немочно, и мы послали двух своих верных бояр и о том меж себя учинили крестное целование, чтоб нам со обоими землями быть твоими царского величества подданными; и о том те /л. 90/ наши верные бояря учнут крест целовать пред вашим царским величеством и, будет ваша милость изволит, дать нам в помочь людей воинских. И в том поволили оставатися одному боярину в оманатах для веры, а другому б боярину быть с вашими царского величества воинскими людьми; а как воинские люди придут и в то время [30] церковных чинов люди и бояря к вашему царскому величеству пойдут, освободи, великий государь, християнские души от агарянского насилия, и чтоб ваше царское величество изволил на до все на то бояром их сказать истинное слово, чтоб и нам вскоре дать весть от себя в те две земли властям и бояром, чтоб была /л. 90об./ им ведомость и радость. Посем дай боже престолу вашему царского величества утвердитись и победить врагов и супостатов своих и быть им подножию ног твоих.

Писано месяца июля 15-го числа 1675-го.

Поклоняются холопи и раби твои верные царствия твоего:

Иоан Констянтин, воевода земли Мултянской.

Стефан Петр, воевода земли Молдавской 8.

ЦГАДА, ф. 68, 1674-1675 гг., кн. 2, лл. 87-90 об. Копия.


Комментарии

8. Штефан Петричейку и Константин Шербан направили также через своих послов валашских бояр Раду и Петрашку (см. о них док. № 3 и прим. 7) грамоту боярину А. С. Матвееву в Посольский приказ с просьбой ходатайствовать об оказании русским правительством военной помощи в освобождении Молдавии и Валахии от власти турецкого султана (ЦГАДА, ф. 68,1674-1675 гг., кн. 2, лл. 90 об. — 94). На расспросе в Посольском приказе 1 августа 1675 г. валашские бояре Раду и Петрашку заявили, что бывшие молдавский и валашский господари Штефан Петричейку и Константин Шербан отпустили «их к великому государю, подтвержая первую посылку с листами Святогорского Федоровского монастыря игумена Феодора, который присылая был в прошлом во 182-м году, и подкрепляя челобитье свое его царскому величеству на вечное подданство» (там же, л. 80). Раду и Петрашку сообщили русскому правительству сведения о турецких военных действиях, о польско-турецких отношениях, о стремлении польского короля через крымского хана договориться с турецким султаном (там же, лл. 81-86 об.).

Посланцам Раду и Петрашку «по указу великого государя» с 31 июля 1675 г. было дано жалованье, поденный корми питье: «Радулу по гривне, товарищу его Петру по 3 алтына, людем их 11-ти человеком по шти денег; да питья посланцом по 4 чарки вина, по 3 крушки меду, по 3 крушки пива, людем их по 2 чарки вина, по 2 крушки пива человеку на день; корм из Оптеки. Да им же давать дров по 2 воза на неделю, да послать водовоза с лошедью из Большого приходу, да земских послать 2-х человек» (там же, лл. 77-79 об.).