№ 3

1674 г. не позднее августа, 1 *.— Статьи валашских бояр логофета Раду и капитана Петрашку об условиях перехода Валахии в русское подданство

(* Датируется на основании письма Раду и Петрашку от 1 августа 1674 г. (см. прим. 7))

/л. 5/ Перевод с польского письма с статей, каковы прислали Мутьянские земли бояре через почту в нынешнем 1674-м году августа в 20 день

Статьи, которые подаем к его царскому величеству для поклону и уравнения, чтоб мы были обнадежены о том, как пишем ниже сего.

1

Пресветлое царское величество, дабы нас свободил от защищения поганского, за божиею помощию и силою креста святаго. А мы, подданные, пребывати будем у царского величества при том уравнении, которое пишем ниже.

2

Речь Посполитая наша, когда похощет выбрати господаря из своея земли, которого мы выберем, и меж себя вышлем бояр с митрополиты и епископы, и с-ыгумны к его царскому величеству, прося о соизволении и о грамоте его царского величества, чтоб был господарем непременным, доколе жив будет, а естьли умрет, сына оставя, чтоб был разумен и возмог бы взяти в державство, [23] должен будет на отеческом месте пребывати. Итако, избрав нового господаря, /л. 6/ земля наша отдаст поклон з господарем 10 000 червонных золотых, а чтоб иных податей не имели есмы.

3

Граница земли нашие, как имели есмы изстари, чтоб и ныне мы имели и много нашие земли турки отлучили, и чтоб с-ыные стороны, то паки при нас было.

4

Господа, которые будут с печатью земли нашея, дабы их владения непременны были, и оттого господа, когда прилучитца какова вина на господаря и на землю, чтоб не имели вольности господаря потерять, доколе не учинят совершенного розыску с Речью Посполитою нашею и за ведомостью великого государя нашего, яко християнского царя, яко соизволит дабы такой было.

5

А мы по милости царского величества, дабы имели есмы вольности обрати воевод во все уезды, чтоб имели старшину во всей земли и над всеми делы за порукою царского величества и за нашею Речью Посполитою.

6

Господарь, когда учинит каковы подати в земли или господам Речи /л. 7/ Посполитой без ведома царского величества и нашие земли, и тако с тем господарем, чтоб Речь Посполитая к суду ехали к царскому величеству, и, тамо одержав управу, как царское величество изволит, тако и да будет.

7

Обыкновение земли нашей, чтоб мы имели междо собою тишину и согласие, сами со владыки с епископы и с-ыгумны и со всею Речью Посполитою нашею, как было прежде сего междо християнскою землею.

8

Подданные Речи Посполитые и мастности, чтоб нихто, а особно господарь не имел дела и никаковы подати на них не возлагал, только чтоб своим господам и земли повольны были. [24]

9

О плодах земных, которые обретаютца по се время работные и ныне которые бы обрелись, каковы ни есть, около серебра или около золота, или иные которые по се время не являлись, а ныне каков ни есть род явился бы за помощию креста святаго и светлостию царского величества християнского нашего, чтоб мы имели вольность делати в чьей земли будет, а от того плода от 10-ти грошей господарю /л. 8/ грош для земские потребы, а царское величество в то бы не вступался.

10

А о прокормлении, которое обретаетца в земли нашей, так хлеб яко и вино, чтоб вольно было продавати, так господам, яко и убогим, сверх того, чтоб давали пошлины по обыкновению древнему, а не было бы грабежу от царского величества и от господаря.

11

Силою креста святаго и ясневелеможнаго царского величества пожелаем еще возможем выбитися из бусурманские силы, на оттобрания земли Турские и на распространение земли нашея, чтоб имели есмы вольность.

12

Митрополиты, и епископы, и игумны с прочиим умирением земли, чтоб имели вольность обрати старейшаго междо собою, чтоб было по старым правам.

13

Чтоб мы были поклонны велеможному царскому величеству християнскому и чтоб мы послушны были царскому величеству и против тех неприятелей, которые бы не похотели послушны быти царскому величеству, мы будем неприятельми над ними, послушни будучи статьям вышеописанным. /л. 9/

14

Мы пребывати будем подданными желнырами готовыми, чтоб мы могли отняти границу свою из бусурманских рук. А ныне мы, будучи умучены от поганских рук, просим о помочи войск царского величества против поганых (Против последних двух строк на полях написано: В нынешних приписка з деньгами нашими и с прокормлением куды пойдут). [25]

15

А как даст господь бог за силою креста святаго и за вельможностию его царского величества, чтоб свободились мы от рук бусурманских, и тако просим 10 000 войска с полковники, чтоб шли с нами, куда указ царского величества будет, с вашими деньгами и харчами, куды пойдут.

16

Резиденцыю, чтоб имели есмы тамо на Москве у царского величества, чтоб мы могли ведати о указе и дабы могли быти при милости царского величества.

17

Наши люди, которых вышлем из земли нашея с письмом к царскому величеству, чтоб имели чем прокормитись и был бы конской корм без нужды.

А внизу у сих статей руки по-волоски подписаны.

Радул, бывший логофет.

Петрашко, бывший велкокапитан 7.

ЦГАДА, ф. 68, 1674 г., д. 2, лл. 5-9. Перевод с польского.

Опубл.: ПСЗ, собр. 1, т. II, № 1324, стр. 971-972.


Комментарии

7. Румынский историк Т. Ионеску-Нишков установил, что авторами статей были валашские бояре бывший второй логофет Раду, а не Радул Нэстурел, как предполагали раньше историки, и великий капитан Петраш ку (Тr. Iоnеsсu-Nisсоv. Memoriul din 1674 al boierilor munteni catre tarul Rusiei.— «Revista Arhivelor», 1960, № 2, p. 215-216).

Из письма Раду и Петрашку от 1 августа 1674 г. видно, что статьи были переданы ими русскому резиденту в Варшаве В. Тяпкину для пересылки в Москву. По содержанию письма можно предположить, что оно было написано к Николаю Милеску-Спафарию. Валашские бояре просили его ходатайствовать о принятии Валахии в русское подданство на предлагаемых условиях и «объявити, что хотя токмо от дву нас подписаны суть те статьи, однако ж-де на то позволяет вся наша Мултянская земля» (ЦГАДА, ф. 68, 1674 г., д. 2, лл. 1-2). Раду и Петрашку просили Николая Спафария, «дабы умилосердился писати к боярину и гетману своему князю Григорию Григорьевичу Ромодановскому, чтобы когда приближатися будет к Молдавской земле, хотя токмо 20 000 войска наперед пошлет, а мы все не токмо поддатися, но и совокупитися и з войским царского величества будем» (там же, л. 2). В отношении возможного принятия польского подданства валашские бояре заверяли, что если даже бывший валашский господарь Константин Шербан, долгое время проживающий в Польше, заключит с поляками договор, «однако ж-де земля наша на то не позволяет» (там же). О бывшем молдавском господаре Штефане Петричейку Раду и Петрашку писали: «А от яснавельможнаго господаря молдавского Стефана воеводы и от гетмана его ничего у нас ведомости нет, потому что они живут в городе в Самборе. А список царского величества з грамоты (см. док. № 2. — Сост.) и письмо твое посылали к ним и ожидаем вскоре ведомости, и как будет, тотчас пошлем. И хотя еще о намерении их ведомости нам нет, однако ж-де ведаем, что и они будут согласии в тех статьях, которые мы ныне посылаем, а хотя и не будут они согласии, а мы подлинно крепко учнем стоять при тех статьях...» (там же, л. 3).