№ 19

1680 г. не позднее августа 9 *. — Челобитная молдаванина Юрия Давыдова царю Федору Алексеевичу об освобождении от пошлин кумачей, обмененных им в царской казне на соболей для нужд господаря Георгия Дуки

(* Датируется по помете на челобитной)

/л. 12/ Царю государю и великому князю Феодору Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, бьет челом волоского господаря Дуки воеводы человек ево Юрка Давыдов.

Послан я от ево, господаря своего, к тебе, великому государю, к Москве для ево господарских дел. А ево господаря моего велением дано мне из ево господарской казны 2000 кумачей красных, велено на Москве те кумачи отдать в твою великого государя казну и взять саболей для ево господарского домашого (Так в рукописи) обиходу. И я те кумачи в твою государеву казну, в Сибирской приказ, отдал и взял саболей на 1800 рублев. И ныне, государь, за те кумачи спрашивают у меня твоих государевых таможенных пошлин 180 рублев.

Милосердый государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня, иноземца, для ради господаря моево Дуки воеводы, не вели, [69] государь, с тех кумачей в свою государеву казну пошлинных денег у меня имать для того, что те кумачи даны и соболи взяты для ево господарского домашного обиходу, а не для продажи 37.

Царь государь, смилуйся.

На л. 12 об. помета: 188-го августа в 9 день. Выписать 38.

ЦГАДА, ф. 68, 1680 г., д. 5, л. 12. Подлинник.


Комментарии

37. В другой челобитной Юрий Давыдов мотивировал свою просьбу тем, «что тебе, великому государю, радеет и служит господарь мой верою и правдою, и твоих великого государя людей, которые посылаютца к турскому салтану и к нему, принимает и отпускает с великою честию, и кормы, и питье, и подводы им дает и дарит, и с товаров их в своем господарстве пошлин имать не велит для тебя, христианского великого государя. Да и впредь тебе, великому государю, служить и радеть господарь мой во всем готов» (ЦГАДА, ф. 68, 1680 г., д. 5, лл. 1-3).

38. В деле сохранились две выписи Посольского приказа в связи с челобитной Юрия Давыдова. Одна выпись о взаимоотношениях молдавского господаря Георгия Дуки с Россией (ЦГАДА, ф. 68, 1680 г., д. 5, лл. 4-11), другая— о приезде молдаванина Юрия Давыдова. В последней интересны роспись и оценка товаров, привезенных Давыдовым от молдавского господаря: «Да Дука ж воевода к великому государю прислал с ним аксамит золотной виницейской, да серьги женские изумрудные, да палаш оправной серебром с каменьем. А велел ему Дука воевода бить челом великому государю, чтоб великий государь, пожаловав ево, указал те вещи принять и против того дать из своей великого государя казны 40 лисиц черных да 2 пары соболей добрых. Да он же, Юрья, привез с собою 2000 кумачей красных.

А цена тем вышеписанным вещам по оценке серебряного и суроского рядов торговых людей: серьги изумрудные 400 рублев, аксамиту 13 аршин 3 вершка по 15 рублев аршин, итого 147 рублев 23 алтына 2 деньги, палаш 90 руб[лев].

Всего тех вещей на 637 рублев на 23 алтына 2 деньги» (там же, лл. 13-14). Но ввиду несогласия Давыдова с русской оценкой его товары не были приняты в царскую казну (там же, лл. 14-15).