№ 85

1654 г. сентября 25. — Грамота царя Алексея Михайловича молдавскому господарю Георгию Стефану о победах русской армии в войне с Польшей и с предложением срочно прислать посольство в Москву для переговоров о переходе Молдавии в русское подданство

/л. 8/ Божиею милостию от великого государя царя и великого л. 8 князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя Росии самодержца (...п. т.), Стефану, в[ое]воде (Правый нижний край л. 8 осыпался, утраченная часть текста восстанавливается по смыслу. Рукопись, очевидно, писалась с перерывами, но одним почерком, кроме заключительной фразы) // и владетелю Молдавские земли.

В нынешнем во 163-м году сентября в 6 день писал к нам, великому государю к нашему царскому величеству, ты, Стефан воевода, в листу своем с посланцом своим с Никифором Ивановым (См. прим. 180). И бьешь челом нам, великому государю нашему царскому величеству, за нашу царского величества милость, что [260] по нашему царского величества указу по твоему, Стефана воеводы, челобитью наш царского величества гетман Богдан Хмельницкий со всем нашим царского величества войском Запорожским в дружбе и в приязни с тобою учинилися (См. прим. 181, 182, 186, 187). И на том, что вам быти в вечной дружбе и любви, меж себя присягали, и о всех делех подробну приказал ты, Стефан /л. 10/ воевода, с посланцы своими к гетману нашему Богдану Хмельницкому, и чтоб гетман наш про все желание ваше ведомо учинил нам, великому государю нашему царскому величеству. А вы (Далее зачеркнуто: яко и нижайшие слуги нашего царского величества) у нас, великого государя, просите, чтоб наше царское величество изволил вас по молению вашему и челобитью пожаловати нашим царского величества жалованьем, а вы на всяко время и на всяк час сердцы своими жаждете к православному и великому нашему царствию. А нашего царского /л. 11/ величества гетман Богдан Хмельницкий писал к нам, великому государю к нашему царскому величеству, что он посылал к тебе, Стефану воеводе, ясаула войскового Демку Михайлова 183, и с тем ясаулом приехал к нему от тебя посланец твой Трояскул Лупу л с тем, что ты, Стефан воевода (Далее зачеркнуто; на вечную приязнь), с ним, гетманом нашим, и со всем нашим царского величества войском Запорожским учинилися в дружбе, и крест на том целовал при ясауле Демке. А к нам, великому государю к нашему царскому величеству, посылаешь ты, Стефан воевода, своих (Далее зачеркнуто: великих) послов думных люден тотчас, чтоб те твои послы твоим имянем нам, великому государю, веру учинили так же, как и он, наш царского величества гетман Богдан Хмельницкий, со всем нашим царского величества войском Запорожским. /л. 12/ И мы, великий государь наше царское величество, тебя, Стефана воеводу (Далее зачеркнуто: и владетеля Молдавские земли), за то, что ты ищешь к себе нашие государские милости и хочешь быти под нашею государскою высокою рукою и с нашими царского величества подданными, з гетманом з Богданом Хмельницким и со всем войском Запорожским, в дружбе учинилися, милостиво похваляем. И тебе бы, Стефану воеводе и владетелю Молдавские земли, на нашу царскую милость (Далее зачеркнуто: и впредь) быти надежну и послов своих (Далее зачеркнуто: великих) к нам, великому государю к нашему царскому величеству, наказал им о том о всем чинить (чинить написано над зачеркнутым: как тебе быти под нашею царского величества высокою рукою), прислати ближних своих думных людей. А мы, великий государь наше царское величество, велим их приняти, и, пожаловав их нашим царского величества жалованьем, велим к тебе отпустити, не задержав. [261]

Да мы ж, великий государь наше царское величество, тебе, Стефану воеводе (Далее зачеркнуто; и владетелю Молдавские земли), объявляем, что за многие прежнего Владислава, короля польского (Далее зачеркнуто: и великого князя литовского), и нынешнего Яна Казимера короля грубости и неправды и за нарушенье вечного докончанья 184 послали мы, великий /л. 13/ государь наше царское величество, в розные польские и литовские городы наших царского величества бояр и воевод со многими нашими царского величества ратными людьми. И сами мы, великий государь наше царское величество, прося у бога милости, пошли на него, Яна Казимера короля 185, с нашими царского величества подданными, с царевичи з грузинским и с сибирским и с нашими царского величества бояры и воеводы и со многими нашими ратьми.

И наши царского величества бояря и воеводы во многих городех и местех польских и литовских людей побили, и городы многие поимали, и самого гетмана Януша Радивила со всеми польскими и литовскими людьми побили наголову, и знамена, и литавры, и пушки, и пушечные всякие запасы (Далее зачеркнуто: и весь обоз взяли), и кореты, и рыдваны, и весь обоз, и бунчюк, что над ним, гетманом, возят, взяли и в полон поимали многих честных /л. 14/ людей.

Ан мы, великий государь наше царское величество, пришли под искони вечную нашу царского величества отчину, под славный град Смоленск, и велели нашим царского величества ратным людем Смоленск оступити со все стороны и промышляти всякими различными промыслы. А в Смоленску сидели воевода смоленский Филип Казимер Обухович и шляхта знатные честные (Далее зачеркнуто: многие) люди, и полковники, и полуполковники, и ротмистры, и иные всякие служилые и жилецкие многие люди. И милостию божиею и нашим государским и сына нашего царского величества благоверного царевича и великого князя Алексея Алексеевича счастьем города Смоленска воевода Филип Казимер Обухович, и шляхта, и полковники, и служилые, и всякие жилецкие люди, видя наших царского величества ратных людей многие различные промыслы и городу крепкую самую большую осаду (Далее зачеркнуто: и утеснение великое), нам, великому государю нашему царскому величеству, добили челом и город здали. /л. 15/

И били челом нам, великому государю нашему царскому величеству, и осталися нашей царского величества имя и вечную службу начальные люди (Начальные люди написано над зачеркнутым: смоляне): князь Самойло Друцкий-Соколинский, подкоморей смоленский; Ян Кременевский, секретарь /л. 16/ королевский; пан Голимонт, судья кгродцкий; [262] Якуб Ульнер будовничей; ротмистр пан Денисович; ротмистр пан Станкеевич; ротмистр пан Бакада; пан Воронец, и иные шляхта знатные и рядовые (Далее зачеркнуто: многие люди, да на наше ж царского величества имя осталися в Смоленску), и немцы начальные и салдаты и гайдуки, и казаки, и всякие служилые люди мало не всего города Смоленска. А мещане, и пушкари, и казаки смоленские все остались на наше царского величества имя в Смоленску же. И веру нам, великому государю нашему царскому величеству: которые нашие греческие (В рукописи: ведические) християнские веры — по святой евангельской непорочной заповеди учинили, а которые римские веры (Далее зачеркнуто: князь Самойло Друцкий-Соколинский, и Кременевский, и Голимонт с товарищи, и иные начальные люди, и шляхта вся ляцкие веры), и те по своей вере присягу учинили на том, что быти им всем под нашею царского величества высокою рукою и вечно неотступным. А поехали /л. 17/ в Польшу (Далее зачеркнуто: и в Литву) с воеводою с Обуховичем ляхи, немногие люди (ляхи, немногие люди написано над зачеркнутым: шляхты и немец, всего... человек (пропуск в рукописи)), и то те, у которых жены и дети в Польше (Далее написано другим почерком и чернилами).

Писана в нашем царского величества стану в городе Смоленске лета от создания миру 7163-го месяца сентября 25-го дня.

ЦГАДА, ф. 68, on. 1, 1655 г., д. 1, лл. 8-17. Отпуск.


Комментарии

183. Об отправлении в Молдавию посла Богдана Хмельницкого войскового есаула Демьяна Михайлова и о возвращении его на Украину вместе с молдавским послом к гетману Строеску Лупу см.: АЮЗР, т. XIV, стр. 35; Н. А. Мохов. Указ. соч., стр. 104.

184. Очевидно, имеется в виду нарушение польским правительством условий Поляновского «вечного мира», заключенного с Россией в июне 1634 г. после окончания Смоленской войны. Более подробные сведения об этом см.: «История Польши», т. 1. М, 1956, стр. 257.

185. Вероятно, речь идет о войне Русского государства против Польши. Война стала неизбежной после воссоединения Украины с Россией, началась в феврале 1654 г. и продолжалась до 1656 г. Целью ее было освобождение Украины от панского владычества («История Украинской ССР», т. 1. Киев, 1956, стр. 289-295; «История Польши», т. 1, стр. 289).