№ 74

1652 г. августа 15. — Письмо молдавского господаря Василия Лупу советнику трансильванского князя Иоанну Кемени с приглашением его на бракосочетание дочери Василия Лупу Роксанды с сыном Богдана Хмельницкого Тимофеем 161

Перевод с латинского

Досточтимый и высокоуважаемый господин Кемени, наш благожелательный друг!

Ввиду того что возникли кое-какие препятствия, бракосочетание сына светлейшего гетмана Запорожского войска с нашей дочерью было до сих пор отложено. Ныне эти препятствия [233] устранены, и мы думаем привести в исполнение данные с одной и с другой стороны обещания и просим вашу достопочтенную милость соблаговолить почтить своим присутствием, в силу неизменной любви к нам, бракосочетание, которое состоится, как мы полагаем, в последних числах августа. Эта оказанная нам честь увеличит число достоинств вашей милости, которые обязывают меня быть всегда и при всех обстоятельствах вам признательным. Засим желаю вашей достопочтенной милости здравствовать во всяком благополучии на многие лета.

Яссы, 15 августа 1652 г.

Вашей достопочтенной милости искренний друг Василий, милостью божией господарь Молдавии.

Veress, v. X, № 163, p. 251.


Комментарии

161. Первые сведения о предполагаемом браке Тимофея Хмельницкого и дочери Василия Лупу относятся к 1651 г. Так, 8 марта 1651 г., трансильванский князь Георгий Ракоци II извещал воеводу Павла Палфи, что готовящееся бракосочетание откладывается (Veress, t. X, р. 221, № 139). Василий Лупу долгое время колебался, не решаясь на этот шаг. Однако после крупнейшего сражения под Батогом 22-23 мая 1652 г., когда украинские войска под командованием Богдана Хмельницкого окружили и полностью уничтожили 30-тысячное польское войско, Б. Хмельницкий направил свои войска на Каменец-Подольский и к молдавской границе с целью заставить В. Лупу расторгнуть союз с Польшей. К тому же положение самого Василия Лупу в это время сильно пошатнулось — ему серьезно угрожала коалиция валашского господаря Матвея Басараба и трансильванского князя Георгия Ракоци II, которые усиленно создавали в самой Молдавии свою агентуру. В лице будущего свата гетмана Б. Хмельницкого господарь надеялся обрести сильного союзника («История Молдавии», т. I. Кишинев, 1965, стр. 246-247). Молдавско-украинский военный союз был скреплен также династическим браком: дочь Василия Лупу стала женой сына Богдана Хмельницкого — см. письмо Василия Лупу капитану Иоанну Кемени от 29 июля 1652 г. о предстоящем браке и письмо трансильванского князя Георгия Ракоци II Василию Лупу от 28 августа 1652 г. с поздравлениями по поводу совершившегося бракосочетания (Veress, t. X, № 162, 164, p. 250-252; ср. № 166, p. 253, а также прим. 165). Детальное описание сватовства и свадьбы Тимофея Хмельницкого с Роксандой Лупу см. в летописи Мирона Костина, не одобрявшего этого союза (М. Соstіn. Op. cit., p. 133-135).

Брак Тимофея Хмельницкого должен был укрепить положение Богдана Хмельницкого и придать больший вес его переговорам с русским правительством о помощи в борьбе против Польши и о воссоединении Украины с Россией («Воссоединение Украины с Россией». Документы и материалы в трех томах, т. III. М., 1953, № 128, 130, 1.33, 134, 138). Об использовании посредничества Василия Лупу в переговорах Богдана Хмельницкого с Польшей см.: Hurmuzaki, Supl. II, v. III, № 26.

В острой дипломатической борьбе, которую он вел в то время, Б. Хмельницкий не останавливался даже перед явными демаршами в сторону врагов: России (Ф. П. Шевченко. Політичні та економічні зв’язки України с Росією в середині XVII ст. Київ, 1959, стр. 354, а также рецензия Л. Н. Пушкарева на эту книгу — «История СССР». 1962, № 2. стр. 176-177). Представляет интерес письмо Б. Хмельницкого турецкому султану, датированное Хурмузаки 1652 г. без мотивировки. В своем письме Б. Хмельницкий писал о тех успехах, которых он добился в освободительной войне украинского народа (Hurmuzaki, Supl. II, v. III, № 29).

Подобострастный той этого письма, явные преувеличения, попытки сослаться на не существовавшее в это время посольство Богдана Хмельницкого к константинопольскому патриарху — все это заставляет нас рассматривать данную грамоту как образец дипломатического нажима. Украинские казаки не раз прибегали к союзу с крымским ханом в своей борьбе против шляхетской Польши, и эти временные союзы нередко использовались Богданом Хмельницкий для оказания давления на русское правительство. Хмельницкий часто бывал недоволен слишком осторожной политикой Москвы, он пользовался всеми способами и мерами, чтобы ускорить воссоединение Украины с Россией. Угроза Богдана Хмельницкого принять турецкое подданство должна была повлиять на молдавского господаря и склонить его к более решительным действиям, оторвав его от союза с Польшей.