№ 71

1650 г. ноября 7. — Из «вестовой записки» русских послов на Украину П. Д. Протасьева и подьячего Г. Богданова о походе казаков и крымских татар в Молдавию

/л. 139/  (Опущены сведения об украинско-русско-татарских отношениях) А как Петр и подьячей поехали ис Киева до гетмана, и в дороге многие казаки розных полков сказывали, что гетман попюл воевать Волоские земли за то, што волоской господарь наперед сего, как у них с поляки была война, и им, поляком, помогал, и у крымского царя гетмана корунного Миколая Потоцкого и Калиновского и иных многих полоняников выкупал и через свою землю перепускал. А ныне-де потому ж он, волоской господарь, сложился было с поляки заодно и во всем им, поляком, хотел помогать и похвалялся их, казаков, /л. 140/ воевать 157. А крымской-де царь в Волоскую землю войною пошол наперед гетмана за то: как он, крымской царь, шол из войны ис Польские земли с полоном и со всякою добычаю через Днестр в свою землю, и волоской-де господарь крымского царя в дороге громил, и полон многой и здобычь всякую отнял, и крымских людей побил немало. А пошол крымской царь в войну, к гетману присылал послов своих с тем, чтоб гетман шол со всем войском /л. 141/ войною на Волоскую землю наскоро. И гетман-де Богдан Хмельнитцкий, пошодчи в Волоскую землю, к гетману корунному к Миколаю Потоцкому писал, что он пошол воевать Волоские земли за их неправды, и он бы, гетман корунной, волоскому [226] господарю никакие помочи не чинил и с ним, гетманом, и с войском Запорожским задору не чинил же. А будет учнет задор чинить, и он, гетман, со всем своим войском и с крымскими людьми пойдет на него, корунного гетмана, и учнет Польскую землю воевать по-прежнему. А то знатно, что он, гетман, ходил в Волоокую землю войною по повеленью крымского царя, не хотя ево розгневить... (Далее опущены сведения о пребывании русских послов в Могилеве и украинско-русско-польско-татарских отношениях)

/л. 149/ ...А как Петр и подьячей ехали из Могилева к Янполю, и на стану в Буше греченин Дмитрей Иванов сын сказывал: как-де крымской калга пришол войною на Волоское государство, и волоской-де господарь посылал от себя к турскому салтану гонца, что ево Волоское государство крымской царь прислал калгу со многими /л. 150/ воинскими людьми воевать 158. И он бы, турской царь, велел от крымского царя ево оборонить; и, послав-де того гонца до турского царя, волоской господарь собрався своими ратными людьми против крымского калги стоять и битца с ним хотел. И турской-де царь к волоскому господарю писал, чтоб он крымского царя уговаривал добром и дал ему за то многие дары, чтоб не воевал ево государства, а битца с ним не велел. А тот-де гонец из Волоские земли до турского царя и назад в Волоскую землю пригнал в одну неделю. И как-де гетман Богдан Хмельнитцкой с козаками войною на Волоское ж государство пришол, и волоской-де господарь от такова великого войска от крымского царя и от казаков учинился в великом страховании, и з Яз збежал к пречистой богородицы в Наматцкой монастырь. И из Наматцкого монастыря до крымского колги волоской государь посылал послов своих, и крымского колгу уговорил, и дал ему откуп большой, денежною казною яфимками, /л. 151/ а сколько тысяч — того ему не ведомо. А потом-де и до гетмана послов своих волоской господарь посылал, и прислал к нему шубу соболью под золотом, пугвицы золоты, с олмазы, да откупу денежные казны 50 000 яфимков, да лошедь со всем конским нарядом. И крымскои-де калга и гетман, взяв у волоского государя откуп, Волоское государство воевать перестали и из Волоские земли идут. А вперед-де волоской господарь с крымским царем и з гетманом на чем меж собою договор учинили, того ему не ведомо. А Волоского-де государства повоевали большую половину, и в полон многих людей крымские люди поимали, а иных побили, а городы и села и деревни выжгли, и лутчие городы Яси и Сачаев, где сам волоской господарь жил, разорены, и посады выжжены.

ЦГАДА, ф. 79, 1650 г., д. 8, лл. 139-141, 149-151. Подлинник.

Опубл.: «Воссоединение Украины с Россией». Документы и материалы в трех томах, т. II. М., 1954, стр. 456-457, 459-460.


Комментарии

157. Поход Б. Хмельницкого в Молдавию состоялся в сентябре 1650 г. В записке правильно отмечается, что именно дружба господаря с польскими панами и его вражда к восставшей Украине послужили причиной похода Б. Хмельницкого в Молдавию. Однако современники и последующие историки называли обычно другие причины. Василий Унковский, русский посланник к Б. Хмельницкому, сообщал в Москву: «А гетман-де Богдан и войско Запорожское для того Волоскую землю и воевали, что князь Василий выкупил польских гетманов из Крыму, а крымской-де царь за то воевал, что в прошлом году крымские люди с литовским полоном шли мимо волох и волохи-де много у них литовского полону отбили. И про то-де царь крымской на волох писал к турскому царю, и турский царь указал ему с волохи самому управитца» (АЮЗР, т. VIII, стр. 326). Примерно ту же причину похода называл и участник событий молдавский летописец Мирон Костин: «В 1650 году договорился Крым отомстить за урон, нанесенный господарем Василием их ордам... поднялся с войском султан калга, при этом пустил слух, что идет против Московского государства. Хан дал знать самому Хмельницкому, чтобы был готов направиться против господаря Василия» (М. Соstіn. Op. cit., p. 131).

Историки из лагеря, враждебного казакам, вплоть до начала XX в. объясняли поход личными интересами Б. Хмельницкого. Так, буржуазный румынский историк И. Нистор объяснял вторжение в Молдавию Б. Хмельницкого желанием «войти в просвещенный мир путем родства с Василием Лупу» (I. Nіstоr. Рroblema Ucraineana. — «Cordrul Cosminulm», v. VIII. Cernauti, 1934. p. 131).

Польский буржуазный историк Л. Кубала несколько отошел от примитивного понимания И. Нистора. Он писал, что Б. Хмельницкий желал получить «для своего дома господарство волошское» и что так как Турция не позволяла этого, то он решил женить своего сына на дочери господаря и все-таки подчинить себе Молдавию (L. Кubаla. Szkice historyczne, seria I-II. Lwow — Warszawa, 1923, s. 340).

Ближе к истине украинский историк-националист М. Грушевский, который поход Хмельницкого объяснял желанием силой оружия заставить господаря Василия Лупу порвать с польскими панами и перейти па сторону казаков (М. Грушевський. Історія України — Русі, т. IX, ч. 1. Київ, 1928, стор. 428 и др.).

Марксистские исследования по этому вопросу см.: А. Ермоленко. Украинско-молдавские отношения (1648-1654). — «Воссоединение Украины с Россией». М., 1954, стр. 266; H. А. Мохов. Очерки истории молдавско-русско-украинских связей. Кишинев, 1961. Сам Б. Хмельницкий подчеркивал, что инициаторами похода были крымские татары и что их целью был захват добычи, а он, Б. Хмельницкий, участвовал в походе как союзник и только изменил направление похода, ибо якобы татары хотели идти на Москву, а он уговорил их повернуть на Молдавию (см. статейный список А. Суханова. — ЦГАДА, ф. 52, оп. 1, 1649 г., д. 8, л. 16). Однако надо иметь в виду, что поход в Молдавию был задуман еще раньше, для Украины он имел важное военное и политическое значение. Господарь Василий Луну знал о планах похода татар и пытался их предотвратить еще в 1649 г. Как рассказывал в Посольском приказе грек Исайя Остафьев, с этой целью господарь посылал в Крым послов с богатыми подарками, и татары в 1649 г. на Молдавию не напали, так как рассчитывали на помощь Запорожского войска, а Б. Хмельницкий говорил Тугай-Бею, чтоб он «поноровил итти на Молдавскую землю, покаместа они управятца с Литвою» («ВоссоединениеУкраины с Россией». Документы и материалы в трех томах, т. II, стр. 124).

158. В Молдавию вначале вторглись татары. Казацкие войска вошли не менее чем на неделю позже. Войска господаря оказывали сопротивление, но когда пришли казаки, В. Лупу оставил столицу и искал спасения в глубине страны. Во время этого похода страна была разорена. Особенно свирепствовали татары: множество народа они угнали в рабство, других перебили; скот или забирали, или истребляли (татары также действовали и на Украине, когда проходили там как союзники запорожцев). После заключения мира казаки, по приказу Б. Хмельницкого, выпроваживали из Молдавии своих «союзников».