№ 68

1649 г. июня 13. — Грамота царя Алексея Михайловича валашскому господарю Матвею Басарабу с благодарностью за присланные дары и сообщением о покупке в России соболей валашским послом Павлом Кондратьевым

/л. 41/ Божиею милостию от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Русии самодержца и многих государств государя и облаадателя, Матвею, воеводе и владетелю Мутьянские земли.

В нынешнем во 157-м году майя в 27 день присылал еси к нашему царскому величеству посланника своего греченина Павла Кондратьева з грамотами и с поминки 154. И мы, великий государь наше царское величество, посланника твоего пожаловали, велели видети наши царского величества очи, и грамоты твои и поминки велели у него принять, и те твои грамоты выслушали милостивно.

И что еси писал к нам, великому государю, о соболиной покупке, чтоб посланнику твоему в нашем государстве поволить купить соболей, и мы, великий государь наше царское величество, /л. 42/ посланнику твоему Павлу Кондратьеву велели в нашей казне или у ково в нашем государстве соболи сыщет купить повольною торговлею. А как он соболи искупил, и мы, великий государь, пожаловав нашим государским жалованьем, посланника твоего Павла Кондратьева велели к тебе отпустить, не задержав. А с ним, Павлом, послали есмя к тебе, Матвею воеводе, сорок соболей добрых. И тебе б, Матвею воеводе, к нашему царскому величеству впредь раденье и любовь держати и о всем нам, великому государю, радети.

Писана в государьствия нашего дворе, в царствующем граде Москве, лета от создания миру 7157-го месяца июня 13 дня.

Писана белая грамота на александрейской бумаге, кайма и божиею милостию, и государево имянованье, и начальное слово Матвеево писано золотом, запечатана государственною большою печатью под кустодиею без фигур. Подпись думного диака внизу без загибки, как к подданным.

ЦГАДА, ф. 68, оп, 1, 1649 г., д. 2, лл. 41-42. Отпуск.


Комментарии

154. Валашское посольство во главе с Павлом Кондратьевым прибыло в Россию 12 мая 1649 г. и доставило грамоту господаря Матвея Басараба царю Алексею Михайловичу о «государеве деле и о вестех». П. Кондратьев вез с собой также грамоту валашского господаря иерусалимскому патриарху Паисию, находившемуся в то время в Москве. В составе посольства в Путивль прибыл и грек Степан Дмитриев, который доставил патриарху Паисию письма греческого духовенства. Посольство выехало из Путивля в Москву 14 мая 1649 г.; по приказу царя послам выдавался поденный корм и питье (ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1649 г., д. 2, лл. 1-5).

На расспросе в Посольском приказе П. Кондратьев сообщил, что целью его посольства была не только доставка грамоты валашского господаря царю Алексею Михайловичу, но и «покупка мяхкие рухледи». Кроме того, он рассказал о подготовке к походу против Польши гетмана Богдана Хмельницкого в союзе с крымским ханом (там же, л. 6).

5 июня 1649 г. валашское посольство было принято царем, П. Кондратьев передал царю Алексею Михайловичу дары валашского господаря. На приеме присутствовал запорожский полковник Федор Вешняк, который «государю челом ударил от запорожского гетмана от Богдана Хмельницкого луком турским» (там же, л. 20).

О царском жаловании членам валашского посольства см. там же, лл. 23-28.

18 июня 1649 г. П. Кондратьев выехал из Москвы, а 4 июля того же года посольство покинуло пределы России и отправилось на родину (там же, лл. 45, 46).

Помимо посольства П. Кондратьева, 10 мая 1649 г. в Путивль прибыл волох Иван Богданов, который привез с собой грамоты иерусалимского патриарха Паисия и валашского воеводы Михаила о «государеве деле». 13 мая И. Богданов выехал из Путивля, а 27 мая приехал в Москву, где передал грамоты в Посольском приказе (ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1649 г., д. 1, лл. 1-3).

Воевода Михаил посылал и позднее свои грамоты царю Алексею Михайловичу с просьбой принять его на службу. Так, 13 сентября 1650 г. прибыли в Путивль представители сербского духовенства архимандрит Белгородского Пречистенского монастыря Виссарион и черный поп Спиридон, которые привезли царю Алексею Михайловичу грамоту валашского воеводы Михаила. Они же доставили грамоту Михаила московскому патриарху Иосифу. На расспросе в Путивле они сообщили о подготовке армии гетмана Богдана Хмельницкого к новому походу, цель которого была им неизвестна. 30 сентября 1650 г. архимандрит Виссарион и черный поп Спиридон приехали в Москву (ЦГАДА, ф. 52, он. 1, 1651 г., д. 3, лл. 1-4).

На расспросе в Посольском приказе они сообщили, что «сверх письма» им было приказано просить царя Алексея Михайловича о покровительстве Михаилу и принятии его на царскую службу. «А хочет-де он для того государю служити, чтоб ему его государскою милостию доступити своего природного стола Мутьянские и Волоские и Венгерские земли, то-де его отечество».

Архимандрит Виссарион и черный поп Спиридон информировали русское правительство об отношениях императора с Турцией, Францией и Швецией (там же, лл. 5-8).

Им была выдана проезжая грамота императорским правительством, которое, очевидно, было заинтересовано в результатах их путешествия (там же, лл. 9 -10).