№ 45

1645 г. августа 3. — Грамота молдавского господаря Василия Лупу царю Михаилу Федоровичу о турецких делах и с предложением отложить отъезд русского посольства в Константинополь до зимы 1645/46 г.

/л. 7/ Список з грамоты молдавского владетеля Василья слово в слово, какову прислал з гонцом своим с волошанином с Михаилом Ивановым 118 в нынешнем во 153-м году августа в 23 день [161]

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии самодержцу, царю московскому и иным многим землям и странам царь государь и облаадатель, о господи радоватися на лета многа. Аминь.

По нашею должению, еже повсегда естми должни во всех потребах служити царьскому ти величеству во странах сих, яко ж нижайших и во всяких благ желатели к великому ти царству, ради православных християн, которые прибывают под великою областью царьскому ти величеству. Понеже убо и мы, будущи в православную веру вернии, сердце наше на всяко время вжаждет к православному и пресветлому ти царству ради великое щедролюбие, и царское ти жалованье, еже многократи видях и познах от пресветлая и щедролюбивая (В рукописи: щедробливая) ти царьская рука, тех всех николи же в сердце наше не забываем, но на всяк час сердце мое понуждает м[и] (Часть текста утрачена, здесь и далее восстановлено по смыслу) служити, и что ново чинитца от странах сих, ведом [о] творити к великому и пресветлому ти царству.

Якоже и прежде естьми писали царьскому ти величеству на нашего болярина Исаия Остафьевича вестех ради от Турецкого царства, бо Ибрагим салтан, царь турский, брат царьскому ти величест[ву], /л. 8/ множество войско турское послал на море в минувшаго весны сей (См. прим. 123). И помыслих на такову дело бяше, абы и путьшествовали, розби[в] некое великое град от Франческих странах, имя е[го] Мальта. В том же они, слышаще и разумеща, како град тое есть готово с своими великими франческих войсках упротивитися и ратия творити с турских войсках, они же не смели поити на Мальта, но якоже неверных языцы с лукавым делом ходили и строенья благая, еже он[и] с веницыяне имали, отступали. И пойдоше без вести в Крицкой стране в некий великий град, еже есть в Крите под областью выницьяном, и почели творити ратие с ними. Они же, також надеящеся на господа бога, иже в троицы славим его, билися много с турских войсках, и ничто ж турцы не могут творити. И посла господь бог гнев свой на турцы, и мнози от них умерли, и в ратие изгибли. И велик вопль имает царства Турская во странах тех не... (Рукопись ветхая, часть текста (5-6 знаков) выкрошилась) отселя напред, что господь бог хощет твор[ить] с ними. А от нашего разума, елико познаваем мы, тако усмотрим, како совершению делу сему не придет в воля царствию турецком [у].

И от Крымской страны послал хан крымский /л. 9/ своего человека до Ибрагима салтана, турецкого царя, абы его позволили ехати в Польской стране пленити, понеже король польский [162] Владислав не хощет дати дохода по старому обычаю. Бо и татарове не держали мирное строение, но многократи пленили польских краинах, того ради и король польский не дадоше их доход, и от Турецкая царства такожде их не позволил ехати к польских краинах, понеже турцы имают вопль в других странах и не хощут другое вопль творити во иншая страна, бо и они не знают, киим образом приидет последнее совершение.

Також ныне приидущ человецы к нам от православная ти царства, которых с купествих потребах ходят, тако разумехом, како есть назначон посол от великое ти царства поити ко Ибрагиму салтану, царю турецкому, о котором деле я и несмь достоин советовати, пресветлое и великое ти царство. Бо господь бог царь небесный даровал царьскому ти величеству великое /л. 10/ мудрость и разум во всех царьских делех, знаешь, царствию ти, что будешь творити. Мы же от нашего разума, елико увидим ради сих делех, еже почели се творити в царство Турское, тако ся нам увидит, како не есть таковое время, абы ехал посол от православное ти царства к царю турскому, бо ныне царь турский другое свое потребу имает во Франченских странах и подвизает, абы захасил тех делех, еже начинали, бо ничасо же не могут творити во свое воля.

Якоже и выше пишем, не вем, киим образом господь бог принесет последнее дело. Мы тако усмотрим: аще доселе не путьшествовал будет посол от православного ти царства, абы не ехал, бо ныне царь турский не может исполните прошения царскому ти величество, понеже имает других своих делех на других странах. А егда турских войсках вспять возвратятца, тогда зимним времянем посол может пойти от православного ти царства к турскому царю. А ныне мы, елико познаваем, не есть таковое улучимое время, и паки глаголю (Далее зачеркнуто: несмь) несмь достоин и не подо/л. 11/был бы ся мне помянути и советовати к великому ти царству таковых делех. Но мы, будучи вернии и сердцем целии к великому ти царству, якоже нижайших и ближних слуг царскому ти величеству, елико вем от странах сих, и яко ся нам увидит, ведомо творим. А велико ти царства учиних (Так в рукописи), како будет воля царьскому ти величеству, и ликуй царствию ти с богом. Аминь.

В настольный наш град Яшский в лето 7153-го августа в 3 день.

Всяких благ желатель царствию ти Ион Василей воевода, божиею милостию государь земли Молдавской, челом бьем пред великому ти царству.

ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1645 г., д. 7, лл. 7-11. Список.


Комментарии

118. Гонец Михаил Иванов (Михай Иоан), привезший публикуемую грамоту, приехал в Россию уже в третий раз. Сведения, касающиеся его первого и второго приездов к царскому двору, см. в ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1645 г., д. 7, лл. 15-18, а также прим. 80, 102.

О третьем приезде гонца М. Иванова в Россию сообщается в отписке путивльского воеводы кн. В. П. Львова в Посольский приказ от 16 августа 1645 г. Путивльский воевода писал, что молдавский господарь Василий Лупу прислал ему грамоту с просьбой срочно пропустить гонца М. Иванова в Москву (там же, лл. 1-2).

К публикуемой грамоте было приложено письмо неизвестного лица к царю. В письме сообщалось о затруднениях, которые испытывало турецкое правительство в связи с неудачной войной с Венецианской республикой. Неизбежные перемены в турецком правительстве должны были, по мнению автора, плохо отразиться па деятельности русского посольства, готовившегося к отъезду в Константинополь. Поэтому он предлагал отложить отправление посольства из России до зимы 1645/46 г. (там же, л. 12).

Гонец М. Иванов получил во время третьего своего пребывания в Москве сорок соболей в 40 руб. в награду за службу (там же, лл. 15-17). В сентябре 1645 г. М. Иванов был на отпуске у царя (там же). Грамоту Посольского приказа путивльскому воеводе кн. В. П. Львову об отпуске молдавского гонца Михаила Иванова в Молдавию см. там же, л. 13. Михаил Иванов увозил с собой грамоту царя Алексея Михайловича господарю Василию Лупу от 31 августа 1645 г. (док. № 46).