№ 43

1645 г. июля 31. — Грамота царя Алексея Михайловича молдавскому господарю Василию Лупу о своем вступлении на русский престол и с обещанием сохранять дружественные отношения с Молдавией

/л. 83/ Божиею милостию от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Русии самодержца и многих государств государя и облаадателя, Василью, воеводе и владетелю Молдавские земли.

В нынешнем во 153-м году в апреле присылал еси к отцу нашему, блаженные памяти к великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии самодержцу и многих государств государю и облаадателю, боярина своего Исая Остафьева з грамотами. И отец наш, блаженные памяти великий государь его царьское величество, боярина твоего Исая пожаловал, велел видеть свои государьские очи и грамоты твои велел у него принять и выслушал милостиво. И о которых делех ты в грамотах своих писал, и отец наш, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Михайло Федорович, всеа Русии самодержец, /л. 84/ за то тебя, Василья воеводу и владетеля Молдавские земли, похвалял, что ты о таких делех ведомо чинишь, и принял то от тебя в любовь. /л. 85/ И пожаловав отец наш, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Михайло Федорович, все [а Ру]си (Часть текста утрачена, восстановлено по смыслу) самодержец, своим царьским жалованьем боярина твоего Исая Остафьева и дворянина Ивана Оксентьева /л. 86/ и Исаева племянника и шурина, велел их к тебе отпустить. И свою царьского величества грамоту с ним, Исаем, к тебе, Василью, воеводе и владетелю Молдавские земли, послал (См. док. № 41). И в то же время перед отпуском твоего боярина Исая в нынешнем во 153-м году июля во 12 день [155] праведным судом божиим отца нашего, великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца и многих государств государя и облаадателя, не стало, оставя земное царство, отыде в вечное блаженство небесного царствия. А отходя сего света, отец наш, великий государь царь и великий князь Михайло Федорович, всеа Русии самодержец, на Московском государстве свой царьской престол и скифетр и все государства Российского царьствия вручил нам, сыну своему, великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Русии самодержцу. /л. 87/

И по божией милости, а по благословению отца нашего, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца и многих государств государя и облаадателя, на его царьского величества на всех великих государствах, на Владимерском, на Московском, на Новгородцком и на царьствах Казанском, Астороханском, Сибирском и на иных многих царьствах и государствах учинилися есмя великим государем царем и великим князем всеа Русии самодержцом. И мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец, боярина твоего Исая велели отпустить к тебе (Боярина твоего Исая… к тебе исправлено из: для твоей любви велели есмя на отпуске боярина твоего Исая велели на отпуске видети наши государские очи и опустили и его к тебе с прежнею) з грамотою отца нашего, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича /л. 88/ всеа Русин самодержца, и с сею нашею царьского величества грамотою. И тебе б, Василью воеводе, к нашему царьскому величеству любовь свою и раденье держати и о всем к нам, великому государю, ведомо чинити по-прежнему, как еси наперед сего к отцу нашему, блаженные памяти к великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии самодержцу, любовь свою и раденье держал и о всем ведомо чинил.

А о чем писано к тебе, Василью, в грамоте отца нашего, блаженные памяти великого государя цари и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца, которая грамота ныне послана к тебе з боярином твоим с-Ысаем Остафьем, и тебе б, Василью, воеводе и владетелю Молдавские земли, о том деле радети и промышляти и о всем (В рукописи: о своем) нам, великому государю, ведомо чинити. А у нас, великого государя, то твое раденье и промысл забвенно не будет, и что тебе от того дела учинитца проторей, и мы, великий государь наше царьское величество, велим те протори приказным твоим людем из нашей царьского величества казны заплатить.

Писана в государьствия нашего дворе в царьствующем граде Москве лета от создания миру 7153-го месяца июля 31-го дня. [156]

Обе государевы грамоты писаны на александрейской меньшой бумаге, каймы без фигур, божие и государьское имянованье и начальное слово воеводы Василья написано золотом, а дело все чернилы, запечатаны государственною большою печатью под кустодиею без фигур. Подпись дьячь[я] (B рукописи: дьячь) внизу 117.

ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1645 г., д. 5, лл. 88-89. Отпуск.


Комментарии

117. Публикуемая грамота была вручена И. Остафьеву при отпуске посла из Москвы 10 августа 1645 г. (ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1645 г., д. 5, лл. 65-67).