№ 37

1645 г. февраля 18. — Грамота валашского господаря Матвея Басараба царю Михаилу Федоровичу об отправке в Россию посольства для укрепления политических и торговых связей России и Валахии

/л. 12/ Список с листа, которой прислал ко государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии Мутьянские земли владетель Матвей воевода с посланником своим с Павлом Миколаевым 109 в нынешнем во 153-м году апреля в 18 день

Ясносиятельное священное царское величество, достодолжнаго раболеннаго поклона нашего и нижайших служеб наших приношение под честное подножие превысокого и непобедимейшего вашего царского престола смиренное привержение.

Понеже убо чрез многия иностранники духовные же и мирские ваше благовенчанное царство нашими прежними многажды обослахом писан[ья]ми (Часть текста утрачена, здесь и далее восстанавливается по смыслу), обретающе тех, аки воистинну знаемыя нам, и тех правому и нелестному хождению свидетельствующими, изволися убо ныне нам и от нас самих претихому и богохранимому царскому величеству /л. 13/ вашему нашим посланником и посланием посещение творити, яве благоистинной вести неисчетныя вашего царского величества благостыня, повсюду во всех странах прославляющеся, многих от времен к сему влекуще нас. А яко же сицевому изряднейшему делу не прежде сотворитися нами, еже и зело подобаше дивство ни едино. Ибо и ныне со многим обиновением сотворити смехом, страху возбраняющу владеющих нами, тем же, о претихий са[м], о человеколюбнейший владыко самодержец, аще и позде негде, тихим обаче всяко лицем, кроткима же очима, яко же всих обыче.

Сице и сего верника нашего и иже тем от нас посылаемый во знамение честныя любве и приятные, паче же нижайшего смирения нашего малый дарец прияти благоволи милосерде, [141] тоже есть понява (Написано по счищенному) едино злототканного вещества и един златошвенный покровец 110. И понеже заповедан сей нами, и отяже во оном богоспасаемем царствии обретающихся вещей купити на потребу дому нашему, претихое убо непобедимейшаго вашего /л. 14/ царствия величество умолимо быти преклонн[о] просим, еже не на мнозе ему в тех странах закоснену быти, но вскоре сподоблену быти милостивного отпущения, еже нам зело много угодно будет.

Нам же от превысокого вашего царского повеления о еже у нас быти могут о ваших царских делех, аки благопослушливым слугам от вашего царского величества да повелится, попещи бо ся имамы со всяцем тщанием. Прочее же всеблагий бог во всяцех благих яко да исполнит все желание и прошение кротчайшего вашего царствия, еже на пользу всемирного православия, о сем прилежно и усердно молимся.

Писан в стольном граде нашем Торговищи февраля в 18 день лета 7153-го.

Ясносиятельного священнаго царского величества вашего настоящих и будущих благ усердножелательной и покорнейший слуга Ион Матвей воевода.

ЦГАДА, ф. 68, on. 1, 1645 г., д. 6, лл. 12-14. Список.


Комментарии

109. Первые сведения о прибытии в Россию валашского посольства в составе Павла Миколаева (Микулаева) и его племянника Юрия Петрова содержатся в отписке путивльского воеводы кн. В. П. Львова в Посольский приказ от 3 апреля 1645 г. (ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1645 г., д. 6, лл. 1-2). Кроме публикуемой грамоты, П. Миколаев привез грамоту валашского господаря путивльскому воеводе кн. В. П. Львову с просьбой срочно пропустить его посольство в Москву.

Матвей Басараб дал П. Миколаеву «словесной приказ о... государеве деле» (там же, лл. 1-2). На расспросе в Посольском приказе П. Миколаев сказал о целях своего посольства: «А к великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичи всеа Русии самодержцу, к е[го] государскому величеству, Матвей воевода послал его, Павла, с своею грамотою для того, что хочет оп царскому величеству служить верою и правдою, потому что ныне он, Матвей, с молдавским воеводою помирился и путь стал отворен. А наперед сего, как мож ими с молдавским была война, н посланников было к царскому величеству посылать ему нельзе, потому что проехать через Молдавскую землю нельзе, а иного пути нет» (там же, лл. 5-6).

110. Список даров валашского господаря и описание приема его послов царем Михаилом Федоровичем в Золотой палате Кремля см. там же, лл. 49-50, 53-83. За его «поминки» царь Михаил Федорович послал валашскому господарю «6 сороков соболей по 50 рублей сорок с посланником его с Павлом Микулаевым». За свои труды П. Миколаев получил из царской казны соболей на 150 руб., а его племянник Юрий — на 50 (там же, лл. 53-64, 80-84). Кроме того, им были возмещены расходы на дорогу (там же, л. 64). Грамота Посольского приказа путивльскому воеводе кн. В. П. Львову об отпуске валашского посланника П. Миколаева датируется 20 июля 1645 г. (там же, л. 66). О посольстве П. Миколаева см. также док. № 42 и прим. 120. О связях в это время Валахии с Россией свидетельствует «печалованная грамота» валашского господаря Матвея Басараба царю Михаилу Федоровичу от 27 июня 1643 г., присланная с иерусалимским архимандритом Анфимом и полученная в Москве 12 ноября 1643 г. Воевода Матвей просит царя Михаила Федоровича удовлетворить просьбу архимандрита о милостыне (ЦГАДА, ф. 52, оп. 1, 1644 г., д. 3, лл. 8-11).