№ 35

1644 г. августа 31. — Грамота царя Михаила Федоровича молдавскому господарю Василию Лупу о посылке ему соболей с молдавским боярином Юрием Остафьевым

/л. 7/ Божиею милостию от великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца и многих государств государя и облаадателя, Василью воеводе и владетелю Молдавские земли 105.

В нынешнем во 152-м году майя в 20 день присылал еси к нашему царьскому величеству з грамотою боярина своего Юрья Остафьева 106. И мы, великий государь, боярину твоему Юрью Остафьеву велели видети наши царские очи вскоре, и грамоту твою приняли и выслушали.

А в грамоте твоей написано, что к нашему царьскому величеству послал ты того боярина своего Юрья для покупки, чтоб ему купить несколько сороков соболей. И нам бы, великому государю, поволить ему те соболи купить добровольно, и назад бы его отпустити, не задержав. И мы, великий государь, твоему боярину Юрью Остафьеву соболи на тебя купити велели [133] повольно. А как он соболи и что надобно искупил, и мы, великий государь, /л. 8/ пожаловав его, Юрья, и племянника его Павла Яковлева, и греченина Офонасья Иванова нашим царьским жалованьем, велели их к тебе отпустить со всем, не задержав. А с ним, Юрьем, послали есмя к тебе, владетелю и воеводе Василью, 4 сорока соболей добрых. Да мы ж, великий государь, по твоему, Васильеву, письму и прошению с ним же, Юрьем, послали есмя к бывшему цареградцкому патриарху Афонасию нашего жалованья милостиню 5 сороков соболей ценою на 200 рублев 107. И дав боярину твоему Юрью и племяннику его и греченину в дорогу корм и подводы от Москвы до нашего украиного города Путивля и до литовского рубежа, и велели их проводить во всем бережно. И тебе б, Василью воеводе, к нашему царскому величеству любовь свою и раденье держати во всем по-прежнему, и о всем нам, великому государю, радети и промышляти, и ведомо чинити. А у нас, великого государя, то твое раденье забвенно не будет.

Писана в государьствия нашего дворе в царьствующем граде Москве лета от создания миру 7152-го году месяца августа 31-го дня.

Помета по сставам лл. 6-7: Обе грамоты писаны па александрейской на меньшой бумаге, кайма без фигур, божие и государское [имя]нование (Край рукописи осыпался, текста восстанавливается по смыслу) и воеводы Василья начальное слово писано имя золотом, а дале чернилы, запечатаны государьственою большою печатью на красном воску под кустодиею, кустодия без фигур, подпись дьячья внизу без загибки, а написано: Василью, воеводе и владетелю Молдавские земли.

ЦГАДА, ф. 68, on. 1, 1644 г., д. 3, лл. 7-8. Отпуск.


Комментарии

105. Вместе с публикуемой грамотой была отправлена еще одна грамота царя Михаила Федоровича молдавскому господарю Василию Лупу с царской просьбой прислать ему коня (ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1644 г., д. 3, л. 6). Она также была отправлена с молдавским послом боярином Ю. Остафьевым. Помимо коня, Ю. Остафьеву было поручено закупить в Молдавии для нужд царского двора различной бархатной ткани. См. память Посольского приказа от 31 августа 1644 г. (там же, л. 9). Бархат и конь были отправлены Василием Лупу из Молдавии 7 декабря 1644 г. с послом Г. Юрьевым, прибывшим в Путивль 2 января 1645 г. и отправленным обратно 15 марта 1645 г. (ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1645 г., д. 4, лл. 1-9).

106. Молдавский боярин Юрий Остафьев привез с собой грамоту господаря царю Михаилу Федоровичу и челобитную монахов Спас-Амгарского монастыря царю, содержащую просьбу беспрепятственно пропускать их в Россию для сбора милостыни (ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1644 г., д. 3, лл. 1-2). Со своей стороны Ю. Остафьев ходатайствовал перед царем Михаилом Федоровичем о поверстании в поместный оклад выходца из Турции грека Константина Иванова. Его просьба была удовлетворена (там же, лл. 10-14). К. Иванов прибыл в Россию 14 сентября 1644 г. за милостыней для выкупа семьи (ЦГАДА, ф. 52, оп. 1, 1645 г., д. 3, л. 1). О его отправке из Путивля на родину см. память Посольского приказа путивльскому воеводе кн. В. П. Львову от 11 ноября 1645 г. (там же, лл. 2-3).

107. В сентябре 1644 г. была осуществлена посылка большого количества соболей в Молдавию в связи с грамотой Михаила Федоровича молдавскому боярину Исайе Остафьеву от 3 сентября 1644 г. В грамоте царь, благодаря И. Остафьева за присланные сведения, в частности, писал: «А что ты от наших государьских дел дал от себя 2 сорока соболей да 100 ефимков, и наше царское величество велели послати к тебе 2 ж сорока соболей по 100 по 20 по 5 рублев сорок, да за 100 ефимков сорок соболей. И ты бы нам, великому государю, и впредь служил и радел и промышлял по-прежнему, и о наших государьских делех и о всяких вестех к нам, великому государю, писал. А у нас, великого государя, служба твоя и раденье забвенно не будет. Писана в государствия нашего дворе, в царствующем граде Москве лета от создания миру 7153 месяца сентября 3 дня» (ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1643-1647 гг., кн. 1, лл. 47 об.-48. Отпуск.)