№ 108

1661 г. октября 4. — Жалованная грамота царя Алексея Михайловича молдавскому купцу Дмитрию Николаеву 237 на свободный проезд в Россию и беспошлинную торговлю «узорочными товары»

/л. 25/ Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец (... п. т.), /л. 26/ пожаловали есмя Молдавские земли боярина Юрьева брата (Юрьева исправлено из: Юрья; брата написано над строкой) Иванова (Далее зачеркнуто: брата ево) Дмитрея Миколаева, что бил челом нам, великому государю нашему царскому величеству, он, Дмитрей. Работает-де он нам, великому государю, многое время и в наше царского величества Московское (Написано над зачеркнутым: Росийское) государство с узорочными товары приезжает, а нашей-де царского величества жалованной грамоты, по чему ему приезжати в наше царского /л. 27/ величества Московское государство, у него нет. И нам бы, великому государю нашему царскому величеству, за ево службу пожаловати, велети ему дать нашу царского величества жаловальную грамоту, по чему б ему впредь для наших государских дел и с узорочными товары в наше царского величества Московское государство приезжати и торговати.

И мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Белыя Росии самодержец, Молдавские земли боярина Юрьева брата Иванова Дмитрея Миколаева за ево к нам, великому государю, службу и работу пожаловали, в наще царского величества Московское государство для наших государских дел и с узорочными товары, которые годны в нашу царского величества казну, приезжати поволили.

И как он, Дмитрей, с сею нашею государскою жаловальною грамотою из Молдавские земли в наши /л. 28/ царского величества городы приедет и скажет, что едет он к нам, великому государю к нашему царскому величеству, с нашим государским делом или везет в нашу царского величества казну узорочные товары, и ево, Дмитрея, и людей ево нашими царского величества черкаскими городами и от Путивля до Москвы по городом воеводам [326] нашим и всяким приказным людем велеть пропущать безо всякого задержанья, и зацепки им отнюдь никакие чинити не велети, и пристава и подводы, буде с нашим великого государя, дело[м] (В рукописи: дело) едет, ему, Дмитрею, одному давать по разсмотренью.

А буде он, Дмитрей, пошлет к нам, великому государю, наперед себя из Молдавской земли товарыщей или людей своих с нашим государским делом и с письмами, и с товаром, и приедут в наши царского величества черкаские украинные /л. 29/ городы, и тех ево Дмитреевых товарыщей или людей велети потому же пропущати везде безо всякого ж задержанья. А таможенным нашим головам, и целовальником, и по мытом мытчиком, и по рекам перевозщиком, и всяким пошлинником с нево, Дмитрея, и с людей ево и с рухляди их пошлин никаких не имати. А хто им где учинит какую налогу, или чем изобидит, или что на них возьмет напрасно для своей корысти, и тем людем быти от нас, великого государя, в великой опале и в наказанье, а взятое велим доправить вдвое. А ему, Дмитрею, и людем ево в наше царского величества Российское государство заповедных товаров, также и чюжих за свое (Далее зачеркнуто: и за товарищей своих никаких и за людей своих) не провозити, тем на себя нагане государские опалы /л. 30/ не наводить.

Дана ся наша царского величества жаловальная грамота в нашем царствующем граде Москве лета от создания миру 7170-го месяца октября 4-го дня.

Белая писана на середнем александрейском листу, кайма, и фигуры, и богословье, и великого государя имянованье по московского, также и в середине тое ж грамоты великого государя имянованье писано золотом, а дело чернилы, запечатана кормленою печатью на снуре. Подпись на грамоте думного дьяка Алмаза Иванова.

ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1661 г., д. 2, лл. 25-30. Отпуск.


Комментарии

237. Молдавский купец Дмитрий Николаев был двоюродным братом известного молдавского боярина Юрия Иванова, который неоднократно приезжал в Россию.