№ 91

1628 г. декабря 9. — Грамота молдавского господаря Мирона Барновского царю Михаилу Федоровичу о приобретении в Москве молдавским посольством икон для Молдавии

+ Иже *въсеческы творец и владыка Христос, седяи одеснюя престола величества господа* (* -* У Драгомира пропущено), на високих цар царствующим и господ господствующим, иже своим проуведанием от блаженаго [274] корене благыпрозебаящаго плод и своея въсесилною десницею венчавающаго православный род, его же сам богъ избра яко мюдра и верна стража православные веры своих проотець велениа и въ народе сыном цръквы въстояныя пресветло осиаваящому и въ православии изредно осиателному и веры красителю, нам же со господи зело желаемому и любимому, и въ нашей православной вери нашему съпоборнику и сот нас аще и далече същому, ню въ сръдца нашя присно не забиваемому, пресветлому царю, господарю и великому князу Михаилу Феодоровичу въсеа Русии самодержец,... (п. т.), о господи веселитися и радоватися на многаа лета. Амин.

Иже въ православном веры исповедание въдръжен и въ Христа бога благоверни и светлеи троици поклоник и въстояныя цръкви сънь и наследник, благочистивии господаръ, Ио Мирон Бръновскии воевода 244, милостию божию господаръ и обладател всия земли Молдавскои, мира, здравия и длъголетны живот от господа бога желаем царствию ти.

Понеже и мы, сюще въ Христа бога православнюя верю дръжеще и сия целю и незиблемю хранеще, съдръжюще, последующе древных наших отець и преродителе и правоверных въ земли наше сюще Молдавской, еже бышя велици, истинии православии поборниця глаголя (У Драгомира не разобрано), пресветлий господарии, их же правоверия въ Христа бога знамение въсе земля Молдавскаа исплънися прекрасними монастири и честными богохвалными храмы, от них же неисповедимыми сюдбами божиими друго приимателне (У Драгомира не разобрано) доиде и до нас, въ еже прияти ми (У Драгомира не разобрано) престол отечествы моей въ Молдавскои земли скыпетра воеводству съдръжател и собладател бы ти. Въ том же и мы, последующе древним и прежде нас бившим господарием, еже по бозе благочестиваго их житиа, благодетию божию и помощию създаахом честен монастири, наречный Драгомирна 245, и въ нем цръксов камению устроихом въиме светыя и живоначалныя Троици, потом же пакы другия две монастире камення от основание въздвигохом, едино въ име Успении 246 пресветыя и чистия и преблагоговения владычици нашей богородици и присно девеи Марии, другаа въ име светаго великомученика Георгие и Иона Новаго 247, лежющаго в нашии земли (У Дригомира пропущено) въ граде Сучаве светия мощи его въ светия митрополие. И зело тющюся о украшение сим трием цръквам, еже създаахом въ наший (У Дригомира пропущено) отечестви молдавскому, видюще же мы прекрасними иконами от царствующим ти дръжаве въсе православнаа вера повъсюду украшена и помощи застъпление къ въсем цръквам божиим, сего ради усръдствовах и послах къ боголюбию ти царству ради честных и прекрасних икон, да исплъниши наше усръдие и желание и да бъдют и име ваше пр[а]вославна[г]о царства написана въ помънику въ тих наших светым цръквам въ [275] светыи жертъвеник на въспоминание благодеание вашего царства. Благоволением (У Драгомира ошибочно: Благословением) же отца и съпоспешением сына и съвръшением светаго духа пресющныя и неразделимыя Трроицю осиявше и просветивше своя апост[ол и уч]еникы посилая царской ти дръжаве честны а и светыя cия мощи светаго мученика Иакова Персенина, их же препосилаю въ застъпление и въеж[е н]а врагы победю царской благолюбию и другое некое, что ся обретало въ нашего полату на нашего архиимандрита Варлаама 248 и нашего вернаго слуга Паавла меделничаре 249 и съ своих люди, их же послахом даже до великаго ти царства съ сим нашим послашем и нашем молением. Cиe желаем и cиe просим от царскаго ти щедрот прочее въсеблагыи богъ, ижо въ троицы славимыи, да подарует наше писание, яко да обрещет воликаго ти царства радостна и веселиа и обоюду здраствующа телесне, купно же дъшевие въ многа лета со Христе. Амин.

Писал ся въ господствующим граде ясох сот въплъщение Спаса нашего 1628, а от бытия мира въ лето 7137 месяца докемврие 9 дни.

Мирон Бърновские воевода (Подпись Мирона Барновского собственноручная).

Адрес: + Благочестивому и христолюбивому и на Въстоце; слъице православие.... (Документ порван на сгибе. Может уместиться 3-4 буквы) зрядно осиательному и меры красителю, пресветлому царю, господарю и великому князу Михаилу Федоровичу въсея Poсии самодръжец, [царь] московскии, царь астраханскии, господарь псковскии и иныи многых гocподарьством господаръ и обладател о господи веселитися на многа лета. Амин.

На обороте пометы разными почерками:

1039 году.

Лист ко государю молдавского воеводы Мирона Берновского о иконах, прислан во 137 году с посланцы его с архимандритом Варламом с товарищи 250.

ЦГАДА, ф. 68, on. 2, д. 1. Подлинник.

Опубл. Dragomir, pp. 81-84.


Комментарии

244. Мирон Барновский был молдавским господарем дважды: в 1626-1629 гг. и 1633 г.

245. Драгомирна — монастырь в Молдавии. Об участии Барновского в сооружении этой обители молдавский летописец XVII в. Мирон Костин пишет следующее: «...и Драгомирну, сооружение которой начато было митрополитом Кримкой (Анастасией. — Сост.) вблизи города Сучавы, закончил также он (господарь. — Сост.)» (М. Costin. Opere. Bucuresti, 1958, р. 94).

246. Храм монастыря Успения в Яссах, известный под названием церкви Барновского, был завершен в 1627 г. (С. С. Giurescu. Istoria Rominilor, v. III/l, ed. II. Bucuresti, 1944, p. 43; M. Costin. Op. cit., p. 94).

247. Храм «святого» Иоанна в Яссах, сооруженный матерью Барновского, был завершен только в середине ноября 1635 г. уже при господаре Василии Лупу (С. С. Giurescu. Op. cit., p. 44).

248. Варлаам — архимандрит, впоследствии митрополит сучавский, неоднократно бывший послом господарей Молдавии в Киев и Москву, видный деятель культуры, автор первопечатной молдавской книги «Казания», изданной ясской типографией в 1643 г.

249. Павел Степанович Уреке — медельничер, участник молдавского посольства в Москву, возглавляемого архимандритом Варлаамом.

250. Посольство, в состав которого помимо Варлаама и Павла медельничера входили камараш Христофор Ларионов, ключник Теодосий, монах Теофан и иеродьякон Петр, а также 3 боярина: Теодор Игнатьев, Николай Евстратьев и Паладий Поновитой, в сопровождении слуг и переводчика, приданного ему в Киеве архимандритом Печерской лавры Петром Могилой, родственником господаря Мирона Барновского, прибыло в Путивль 14 января .1629 г.

В ответ на челобитную путивльских воевод о прибытии молдавского посольства, 14 февраля 1629 г. последовал царский указ о пропуске послов в Москву, куда они и прибыли в начале марта.

На расспросе в Посольском приказе послы доложили о цели своего прибытия в Москву, изъявили желание «видети царские очи» и заявили, что привезли 6 грамот: две от господаря царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету Никитичу, от киевского митрополита Йова Борецкого на имя царя, от молдавского митрополита Анастасия Кримки на имя патриарха, от архимандрита Киево-Печерской лавры Петра Могилы царю и патриарху и от господаря думному дьяку Ефиму Телепневу.

Из них сохранились только две — публикуемая грамота М. Барновского к царю и послание Петра Могилы от 30 декабря 1629 г., в котором архимандрит ходатайствует за своего «сродника» господаря Мирона Барновского, просит царя принять посольство, оказать «свое неизреченное милосердие», разрешить покупку икон и знаменитых мехов и «воспять путь с миром отпустити» (Dragomir, рр. 84-85).

Варлаам заказал иконы московским иконописцам и обратился в Посольский приказ с просьбой о быстром пропуске через Путивль господарева гонца, который должен был привезти деньги, необходимые для оплаты заказа.

В связи с задержкой исполнения заказа в Москве остался только Варлаам с дьяконом Петром и двумя слугами, остальные члены посольства 21 апреля отбыли на родину. 20 октября Варлаам также собирался к отъезду, но вынужден был задержаться до 29 декабря.

Задержка с выполнением заказа объясняется тем, что патриарху Филарету не понравилось качество икон. Иконописцы Исидор Поспеев и Бажен Напрудный по приказу царя держали по этому поводу ответ перед стольником Борисом Александровичем Репниным.

Варлаам покинул Москву, так и не дождавшись оплаченных им икон. По возвращении в Молдавию он уже не застал ни господаря Мирона Барновского, низложенного летом 1629 г. султаном, ни митрополита Анастасия, в 1629 г. ушедшего на покой в монастырь Драгомирну, где вскоре скончался (о перипетиях, пребывания Варлаама в Москве см. Dragomir, рр. 18-21).

Вопрос о судьбе этих икон вновь возникает в середине 30-х гг. XVII в. Так, в грамоте, отправленной в феврале 1636 г. через своего посла Паладия Поновитого (участника посольства Варлаама), господарь Молдавии Василий Лупу пишет царю о том, что «суть бо тамо в вашей державе в Москве две иконы остали от архимандрита Берновскому воиводи, иже прежде нас бывшии государь сеи земле, едина святым мучеником Георгию и Ивану Новому и с мучениями их окресть, другая святим мучеником Прокопию и Меркурию, тим же з житиями их окресть, повелением вашего царства зделаны и написаны суть от Назарей зограф, и заплата его неполна в руку ему дана, и не могущи их привести, тамо в руки Назарии осташа; повели, царю, тех иконы бояром нашим отдати и к нам привести» (Dragomir, рр. 87-88).

В своем ответе от 8 июня того же года царь Михаил Федорович сообщил господарю причину невыдачи заказа: «...Те иконы написаны... а не посланы «были для того, что те иконы написаны по их архимандричю (Варлаама. — Сост.) веленю не по достоинству, для того в то время архимандриту с товарищи и не отданы. А ныне по нашему указу посланцом твоим сказано, что иконы с ними послати нельзя для того, что писаны не по достоинству» Dragomir, р. 89).