№ 69

1595 г. февраля 3. — Письмо казачьего сотника Демковича о присяге молдавского господаря Арона Тирана императору Рудольфу II [204]

Перевод с польского

Я был послан казаками к молдавскому господарю присутствовать при принесении присяги его милости господарем вместе с радой духовной, а также светской, со священниками, со своим гетманом и в моем присутствии [в доказательство того], что он действительно отпал от турецкого царя и подчинился царю христианскому; и для большей верности он показал нам привилегию его милости императора, данную ему в Пресбурге 1 ноября, что он его принимает под свое покровительство и обещает его вечно оборонять 197, а также и прилагаемое письмо его милости императора, чтобы он вошел в соглашение с казаками. Он уничтожил всех турок в своей стране, а их имущество передал венграм. А гонца турецкого султана, который ехал на сейм его милости короля, приказал казнить в нашем присутствии. На все хоругви наложил знаки христианского царя и кресты. В знак презрения казненные турки так и оставлены на площади. От семиградского князя Сигизмунда 198 на помощь ему прибыло при нас 4000 пеших венгров и 1000 всадников. Это войско находится под командой капитана Иштвана. Войско его милости господаря в 14 000 с гетманом Рэзваном находится ниже Лопушны; в окрестностях Килии оно захватило большую добычу. Несколько тысяч татар, оставшихся от орды, стояли в Кочубее, а теперь в Чубурчиу, выше Белгорода, вместе с добружскими татарами, которых было немного, и с собравшимися вокруг Белгорода, по точным сведениям господаря их количество доходит только до 9 тысяч. Они хотели ограбить Молдавию, но им помешало наше соглашение с господарем и войско, которое он расположил ниже Лопушны. Мы также двинулись. Все остальное, пан гетман, вам передаст устно пан Корчевский, что мы советуем, куда нам направиться и что решили, если будет на то разрешение его королевской милости и вашей милости. Господарь имеет всюду шпионов, в том числе и в Константинополе. И во время нашего пребывания сюда прибыл шпион из Константинополя, который рассказал, что с 12 ноября на три дня вход и выход из Константинополя был воспрещен и что в эти дни убивали христиан. Потом аджамуланы, пожалев христианской крови, набросились на турок, и была резня между ними в течение целого дня. Аджамуланов успокоили только дарами. Мултянский господарь с божьей помощью уничтожил в Провадии несколько тысяч турок, а несколько сот заперлись в монастыре, но он и этих [205] перебил. Теперь он послал к нам гонца, обещая денег, лишь бы мы пошли к молдавскому господарю и вместе с ним отправились [в область] ниже Лопушны. Гонец, которого мы послали в Семиградье, еще не вернулся; сразу же по его возвращении я поспешу известить вашу милость, пан гетман, и всю раду, с чем он вернулся.

Из Бара 3 февраля 1595 года.

П. А. Кулиш. История воссоединения Руси, т. II. СПб., 1874, стр. 429-431


Комментарии

197. В августе 1594 г. молдавский господарь Арон Тиран в присутствии запорожского сотника Демковича, посланного запорожскими казаками в Молдавию, принес присягу «Священной лиге» и императору Рудольфу II, на основании которой стал союзником христианских государей, начавших антитурецкую борьбу. Он обязался помогать войсками, а в случае необходимости покинуть Молдавию ему было обещано убежище на территории Империи (H. А. Мохов. Очерки истории молдавско-русско-украинских связей. Кишинев, 1961, стр. 76).

198. Речь идет о трансильванском князе Сигизмунде Баторий.